Диссертация (1147404), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Проблемы управления своими эмоциями и эмоциями другихрассматривались в трудах философа-стоика и государственного деятеля Сенеки[127]. В «Письмах к Луцилию» философ анализирует проблемы преодолениясвоих страхов, страха смерти, тревожности, проблемы управления чувствамидругихвэкстремальныхситуациях:воодушевлениевойск,идущихнасмерть[127].Вопрос о соотношении разума и чувства стал предметом дискуссий философов Нового времени (Р.Декарт, М.Монтень, А.Руссо и др.), и отразился в литературных течениях этой эпохи. Идеи о приоритете разума над чувствами выражались в произведениях классицизма, а идеи о приоритете чувств над разумом – впроизведениях сентиментализма и романтизма.
И.Н.Андреева в своем обзоре анализирует отношение различных религий и религиозных направлений к эмоциям иинтеллекту и отмечает, что православное христианство по сравнению с католичеством и протестантизмом более высоко оценивало роль эмоций, чувство любвирассматривалось в православии как предпосылка христианской воли и совести. Впротестантизме более высоко по сравнению с эмоциями оценивался разум, большое значение предавалось результатам деятельности[9] .19Предпосылками научного исследования эмоционального интеллекта стали:работы Ч.Дарвина о роли эмоциональной экспрессии для выживания и адаптации,кросс-культурные исследования П.Экмана и его коллег[162], исследование социального интеллекта (Э.Торндайк и др.), концепция множественного интеллектаГ.Гарднера, подход к исследованию интеллекта Стернберга, отечественные и зарубежные исследования взаимосвязи эмоций и мышления.До настоящего времени в отечественной и зарубежной психологии нет общепризнанного определения понятий «интеллект», «способности», «эмоциональный интеллект».
Известный отечественный ученый В.Н.Дружинин предлагаетследующий подход к определению интеллекта: «основным критерием выделенияинтеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляцииповедения» [48, с.18]. Исследователь ссылается на определение Штерна, согласнокоторому интеллект представляет собой некую «общую способность приспособления к жизненным условиям» [48, с.18]. В настоящее время в отечественной изарубежной науке сосуществуют различные подходы к исследованию интеллекта.В.Н.Дружинин выделяет два основания классификации направлений исследования интеллекта: культура (культурно-историческая психология М.Коула, концепция множественного интеллекта Г.Гарднера) – нейрофизиология (Г.Айзенк), психометрическое (Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Дж.
Гилфорд, Ф.Вернон, Д.Векслер,В.Н.Дружинин) - обыденное знание (Р.Стернберг, Г.Гарднер) [48].Значимый вклад в развитие представлений об эмоциональном интеллектевнесла концепция множественного интеллекта Г.Гарднера. Г.Гарднер предложилконцепцию множественного интеллекта и выделил 7 видов интеллекта: лингвистический интеллект, музыкальный интеллект, логико-математический интеллект,пространственный интеллект, телесно-кинестетический интеллект, межличностный интеллект и внутриличностный интеллект [32].
Г.Гарднер подчеркивает, чтороль каждого из видов интеллекта для успешной социальной адаптации варьируется от культуры к культуре, а классические теории интеллекта и методы их исследования ориентированы на западноевропейскую и американскую культуру.Исходя из определения интеллекта Штерна, представляется обоснованным поло-20жение о культурной детерминации значимости различных видов интеллекта.
Известный отечественный исследователь эмоционального интеллекта Д.В.Люсинотмечает, что концепция внутриличностного и межличностного эмоциональногоинтеллекта Г.Гарднера стала основой его теоретического подхода к исследованиюэмоционального интеллекта [80].Исследования социального интеллекта также стали значимыми предпосылками появления концепций эмоционального интеллекта. Анализируя историю исследования социального интеллекта В.Н.Куницына выделяет следующие теоретические подходы к его исследованию: социальный интеллект как группа ментальныхспособностей,связанныхсобработкойсоциальнойинформации(Дж.Гилфорд, М.Салливен; М.Форд, И.Тисак); социальный интеллект как когнитивная компетентность (Н.Кэнтор); представления о социальном интеллекте вобыденном сознании (Р.Стернберг, Н.Л.Смирнова).
В.Н.Куницына рассматриваетсоциальный интеллект как «группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации» [71, с.485]. В.Н.Куницына предлагает собственную концепцию социального интеллекта, основным компонентом которой является коммуникативно-личностный потенциал – «комплекс свойств, облегчающихили затрудняющих общение, на основе которых формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость» [71,с.469].Структуру социального интеллекта по В.Н.Куницыной составляют: коммуникативно-личностный потенциал, характеристики самосознания, социальнаяперцепция и энергетические характеристики.
В.Н.Куницына подчеркивает, чтосоциальный интеллект невозможно рассматривать в отрыве от личностныхсвойств; авторитарность, внутренняя конфликтность негативно влияют на развитие социального интеллекта[71]. Исследования, проведенные В.Н.Куницыной,свидетельствуют, что высокий социальный интеллект предполагает ориентациюна сотрудничество, уважение к себе и другим, высокий уровень морального сознания и в значительной степени соответствует описаниям самоактуализированнойличности А.Маслоу [84] и полноценно функционирующей личности К.Роджерса21[120]. Влияние личностных особенностей на социальный интеллект личностиобусловлено тем, что с помощью социального интеллекта анализируется социальная информация, к которой у личности существует определенное отношение.Личностные особенности могут облегчить или затруднить работу социальногоинтеллекта в большей степени, нежели работу математического или пространственного интеллекта.Близким к понятию «социальный интеллект» является понятие «социальнаякомпетентность».
В.Н.Куницына определяет социальную компетентность каксистему «знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуяпо принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств» [71, с.480]. В.Н.Куницына выделяет следующие виды социальной компетентности: оперативная социальная компетентность, вербальная компетентность, коммуникативная компетентность, социальнопсихологическая компетентность, эго - компетентность.
В.Н.Куницына сопоставляет понятие «социальный интеллект» и «социальная компетентность» и заключает, что социальный интеллект является средством познания социальной действительности, а социальная компетентность – его результатом [71].Проблемы социального и эмоционального интеллекта рассматриваютсятакже в работах Д.В.Ушакова. Исследователь рассматривает социальный и эмоциональный интеллект как пересекающиеся множества, т.к. эмоциональный интеллект направлен на понимание как своих эмоций, так и эмоций других людей, асоциальный интеллект предполагает интегрированное познание людей и отношений между ними.
Вместе с тем традиционные концепции социального интеллектане предполагают включение в него системы знаний о себе [144]. В том случае,если мы будем рассматривать социальный интеллект в рамках теоретическогоподхода В.Н.Куницыной [71], включающего в состав социального интеллекта характеристики самосознания, то эмоциональный интеллект можно рассматривать22как часть социального интеллекта.
На основе структурно-динамической теориисоциального интеллекта Д.В.Ушаков выделяет характерные особенности, присущие социальному интеллекту: континуальный характер, использование невербальной репрезентации, снижение точности социального оценивания при вербализации, формирование в процессе социального научения, использование «внутреннего опыта». Исследователь отмечает, что использование «внутреннего опыта» отличает социальный интеллект от общего интеллекта [144]. Д.В.Ушаков выделяет значимый критерий проявления социального интеллекта в той или инойситуации, жизненной или тестовой: целенаправленность поведения личности. Опроявлении социального интеллекта мы можем судить только, если нам известнацель, которую преследует личность в социальной ситуации.Д.В.Ушаков выделяет факторы, влияющие на развитие социального интеллекта: потенциал формирования, личностные особенности, определяющие направленность на общение с другими людьми и их познание; особенности жизненного пути личности, определяющие значимость социального интеллекта для егоуспешной адаптации [144].
Подход к социальному интеллекту Д.В.Ушакова является теоретически и методологически обоснованным. Исследователь учитываетроль культурного контекста в оценке проявления социального интеллекта. Необходимо отметить, что основой социального и эмоционального интеллекта являются способности, а не знания, умения и навыки. Проявление социального и эмоционального интеллекта оценивается в контексте культуры, к которой принадлежит личность, но личность, обладающая высоким социальным и эмоциональныминтеллектом способна адаптироваться к инокультурной среде и приобрести знания, умения и навыки, адекватные инокультурной среде [186] .Кросс-культурные исследования эмоций и исследования, посвященные изучению взаимосвязи эмоций и мышления, также стали предпосылками исследования эмоционального интеллекта.
Вкросс-культурных исследованиях эмоцийП.Экмана и его коллег были выявлены: универсальность выражения и распознавания базовых эмоций, культурная детерминация отображения эмоций в социальных ситуациях[162]. Дж. Майер и его коллеги, создатели теоретического подхода23к эмоциональному интеллекту, указывают, что в зарубежной науке сосуществуютразличные направления исследования эмоциональных способностей. Ученые исследуют точность восприятия эмоций, роль эмоций в мышлении: проблемы принятия решений, произвольного включения и исключения эмоциональной информации в процессе мышления, взаимосвязи эмоций и креативности; оценки и категоризации эмоций; управления эмоциями [190, p.511].