Диссертация (1147189), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Как отмечаетМария Сесилия Мигес, Аргентина была «лучшим учеником» кредитныхорганизаций и Вашингтона при применении его неолиберальных положений. Вэто время было подписано несколько договоров: Договор Тлателолько и Договоро нераспространении ядерного оружия, соглашение с Бразилией о мирномиспользовании ядерной энергии, создание Бразильско-Аргентинского Агентствапо учету и контролю ядерных материалов.
Также в этот период было подписаноподавляющее большинство договоров между Аргентиной и СоединѐннымиШтатами, велись поиски пути установления тесных отношений с этимгосударством345.В этот период была пересмотрена политика в отношении невмешательства ввоенные конфликты и вообще во внутреннюю политику других государств(неприсоединившиеся государства, постоянный нейтралитет): аргентинскиевойска принимали участие в операциях США в Ираке, Панаме, интервенция344ВаллерстайнИ.М.Миро-системныйанализ[Электронныйресурс]//URL:http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm (дата обращения: 11.11.2014).345Míguez M.C. La política exterior argentina y la adopción del paradigma neoliberal (1989-2001) // Revista de RelacionesInternacionales de la UNAM. 2010.
№ 108. P. 100.164НАТО в Югославии. С 1991 г. начинается процесс экономической интеграции врамкахМеркосур,принятиемоделиоткрытогорегионализма,которыйзадумывался как первый шаг для вхождения в проект АЛКА (1994 г.).Как отмечает Амалия Штульдреер, новая внешняя политика К. Менемабыла отмечена такими принципами, как реализм, прагматизм и нормализация346.Экономический кризис заставил Менема искать поддержку у более сильногосоюзника, коим стали США.
Был подписан договор между Меркосур и США.В отношениях с другими государствами Латинской Америки продолжалосьследование политике Альфонсина по построению позитивных отношений ссоседними государствами, интеграцияс соседями в рамках Меркосур,постепенная консолидация демократии и взаимное разочарование в военнойсфере, а также применение программ экономической настройки на базеподписанных соглашений с Уругваем и Парагваем. В знак разрешения конфликтас Чили Аргентина пригласила эту страну присоединиться к Меркосур.В отличие от Альфонсина, стремившегося упрочить положение Аргентиныв мировой политике как независимого государства, Менем склонялся кпокровительству США.
Мождно отметить, что внешняя политика в периодАльфонсина не была эффективной в силу того, что на карту не были поставленыгосударственные интересы страны.С 1999 г. президентом страны стал Фернандо де ла Руа, выступавший навыборах как кандидат от Альянса за труд, справедливость и образование (чащеупоминается как Альянс, Alianza).
Адольберто Родригес Гиаварини, новыйминистр иностранный дел, объявил приоритеты внешней политики Аргентинынового правительства: политическую и экономическую интеграцию ЮжнойАмерики как главную цель; укрепление мира и международной безопасности;демократизацию международной системы347. Для реализации этих целей были346Stuhldreher A.
Règimen polìtico y polìtica exterior en Argentina. El caso de del primer gobierno de Carlos Menem(1989-1995)//Perfiles Latinoamericanos. 2003. №22. P.88.347Bernal-Meza R. Polìtica Exterior Argentina: De Menem A De La Rùa ¿Hay una nueva política? //São Paulo em Perspectiva. 2002. Vol. 16. №1. Р. 80.165выбраны два направления – интеграция (Меркосур, государства Южной Америки)и более этический и нормативный взгляд на международную политику.Новое правительство продолжило политику осуждения Кубы, следуя заСША в этом вопросе.
В части отношений с США Руа придерживался линииМенема, хотя название стратегии изменилось с «тесных отношений» (―relacionescarnales‖) на«следование или выравнивание» (―seguidismo o alineamiento‖).Главными точками соприкосновения были экономика, торговля и финансы, атакже военная сфера (вопрос «жандармства в Гаити»).
Руа не поддержал ПланКолумбия, заявив об этом в ходе Саммита в Бразилиа 31 августа 2001 года.По переговорам по АЛКА переговорщик Орасио Чигизола озвучилосновные принципы Аргентины, в соответствии с которыми проблема должнарешаться через:1. Решение о проведении переговоров в рамках субрегиональногоблока, представляющих единую и скоординированную позицию повсем основным вопросам;2.
Достаточно гибкий график продвижения к цели, который отражаетинтересы всех участников процесса, чтобы сгладить неравенствопервоначального положения государств. Широкая повестка днядолжна отражать баланс между «новыми вопросами многостороннейповестки дня (служба, инвестиции, интеллектуальная собственность)со стороны США и Канады и старыми вопросами выше указаннойповестки дня (доступ к рынкам, сельское хозяйство, субсидии);3.
Ожидание выгод от работы АЛКА для всех сторон, учитываяинтересы всех участников;4. Признание необходимости достижения соглашения об общих правахи обязанностях для всех участников процесса. Принятие решения онедопущении создания отличий между членами АЛКА, то есть,166наделение разными правами и обязанностями, в зависимости отуровня развития страны348.Касательно АЛКА, в дискурсе Де ла Руа значились также Меркосур иотношения с Бразилией.
Он поддерживал как продвижение к АЛКА, так и тесекторы политического истеблишмента, которые выступали за укрепление связейв Меркосур. Министр иностранных дел Родригес Джаварини заявлял, чтовступление в проект АЛКА будет осуществляться только через Меркосур, в целяхсоблюдения договоренностей по отношению к последней международнойорганизации. Такая позиция бросила тень на Аргентину в отношении к Меркосури расшатала ее международные позиции.Министр экономики Доминго Кабальо представлял ту часть политическихэлит, которая выступала за продолжение политики, начатой при Менеме (союз сСША, видение участия в Меркосур как путь к экономической либерализации врамках АЛКА). Такая политика разделила Аргентину и Бразилию, с однойстороны, по вопросам Меркосур, с другой – отношению к США и АЛКА.Аргентина стремилась посредством Меркосур интегрироваться в рамках АЛКА,тогда как Бразилия выступала за продолжение сотрудничества в рамках первогоблока.
Касательно отношений с США, администрация Де ла Руа стремилась кскорейшему установлению двусторонних отношений, тогда как Бразилиянастаивала на постепенном сотрудничестве с США только через блок государствЮжного конуса. Кабальо хотел большей гибкости в рамках Меркосур, и, кромеэтого, возможность устанавливать двусторонние соглашения, в том числе и сСоединенными Штатами.В отношениях с Бразилией правительство Де ла Руа стремилось укрепитьотношения с соседом, переживавшие не лучшие времена в период администрацииМенема, для которого установление крепких связей с США было первоочереднойзадачей. В апреле 2000 года между двумя странами был подписан договор,имеющий своей целью снизить институциональное влияние нового кризиса на348Ibid.Р. 82.167деятельность Меркосур. Первым шагом стала стандартизация и гомогенизацияэкономических показателей обеих стран.
В декабре того же года, на саммите воФлорианополисе,стороныдополнительнодоговорилисьоновойформеразрешения конфликтов, могущих появиться в будущем; подтверждение статуса«изучения» для создания постоянного арбитражного суда для разрешениякоммерческих споров внутри блока, что позволило блоку приобрести большеправовой защищенности. Также были сделаны подвижки по либерализацииодносторонней торговли.14 июня 2001 года в Асунсьоне прошла встреча, в ходе которой былопринято решение о создании группы высокого уровня для пересмотра общейвнешней пошлины. На дальнейших переговорах в Бразилиа было решенососредоточить большее внимание на зоне свободной торговли, чем натаможенном союзе.
Становится ясно, что каких-то существенных расхождений вовзглядах двух государств на построение АЛКА и укрепление Меркосур нет, вседело лишь в приоритетности для некоторых из государств блока, а также ввопросе установления крепких связей со своим влиятельным северным соседомпо западному полушарию.После Де ла Руа, который покинул свой пост в 2001 году, наступил период«междуцарствия», завершившийся избранием президентом страны НестораКиршнера, правительство которого относится исследователями к «левомуповороту».В 2003 г. в ходе выборов победу во втором туре одержал Нестор Киршнер,кандидат от перонистскогоФронтадля победы(Frente paraVictoria).Предшественник Киршнера на этом посту, Эдуардо Дуальде, за недолгий сроксвоего президентства успел принять два важных внешнеполитических решения,которые оказали влияние на последующий курс нового президента.
Во-первых,правительство Дуальде не поддержало попытку государственного переворота вВенесуэлев2002г.,во-вторых,неоказалоподдержкуСШАвконтртеррористической интервенции марта 2003 г. Такая политика шла вразрез со168всей предыдущей стратегией построения взаимоотношений с североамериканскойсверхдержавой («тесные отношения» администрации Менема). Нестор Киршнерсразу обрисовал новую модель внешней политики: реалистский подход к внешнейполитике, в которой выстраивание взаимоотношений возможно только приналичии серьезного, прочного и рационального настроя у всех участниковпроцесса.
Для Аргентины в качестве приоритетов внешней политики былиобозначены политическая стабильность, процветание, единство, основанные наценностях демократии и социальной справедливости.Нестор Киршнер стремился утвердить независимое положение Аргентины вмировой политике, с этой целью им были сделаны следующие шаги: предложениеУго Чавесу стать выразителен антиимпериалистических настроений «новыхлевых», направленные на бойкотирование присутствия Джорджа Буша-младшегона Четвертом Саммите Америк в Мар дель Плата в 2005 г.; критика проектаАЛКА как неолиберального; критика региональной политики Вашингтона вцелом349. В своей предвыборной программе 2003 г.
Нестор Киршнер виделосновным барьером развития внешней политики страны самоизоляцию, для чегонеобходимо четкое понимание того, в каком направлении должна развиватьсянация в поисках своего места в глобализирующемся мире, при этом отличияположительные стороны глобализации, которые могут способствовать развитиюстраны, от негативных. В качестве основных направлений развития указывалисьМеркосур, входящие в него государства, а также Чили и Боливия. По большомусчету, в центре внимания аргентинской внешней политики значилась толькоЮжная Америка.Проект АЛКА рассматривался Киршнером как возможный, только еслиСШАбудутсоблюденыдваусловия:сниженысубсидиинасельскохозяйственную продукцию и принята к сведению асимметрия междугосударствами-членами в экономическом плане, между крупными и малымиэкономиками.
По итогам Саммита Америк в Мар дель Плата в ноябре 2005 г. со349Corigliano F. Hìbridos teòricos y su impacto en la polìtica exterior: El caso de los gobiernos de Nèstor Kirchner//Boletin ISIAE, Consejo Argentino de Relaciones Internacionales. 2008. №47. P. 9.169стороныстран-членовМеркосурвсторонуДжорджаБушапоступилопредложение прийти к компромиссу и повременить с принятием решения поАЛКА350. При этом на встрече с президентом Бразилии, последовавшей заСаммитом в Мар дель Плата, президенты двух государств пришли к консенсусу:идея интеграции Америк сама по себе приемлема, но при условии соблюдениявыше означенных условий. Как заявил позднее представитель Аргентины в ОАСАльберто Фернандес, «Аргентина не отрицает ни свободную торговлю, ниглобализацию, но мы можем войти в этот мир разумно»351. Выступлениеаргентинского президента на Саммите также показало, что в новых условиях нетолько эксцентричный лидер Венесуэлы способен открыто выражать своеотношение к США: Киршнер напрямую обвинил Вашингтон в том, что егополитика в регионе привела «к нищете и краху государств»352.ДругимключевымнаправлениемвнешнейрегиональнойполитикиАргентины в период президентства Нестора Киршнера стало сотрудничество врамках Меркосур.