Диссертация (1147189), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Этопривело к совпадению между распределением в регионе западного могущества,несмотря на несовпадение позиций с США по проблеме войны на Мальвинскихостровах, когда Венесуэла осудила поддержку США Великобритании. Вашингтонподвергся осуждению со стороны Каракаса также за вторжение на территориюГранады и принуждение к поддержке антисандинистской оппозиции в Никарагуа.Правительство Хайме Лусинчи (1984 – 1989 гг.) наследовало отпредыдущего правительства проблемы в сырьевой отрасли: падение цен на нефтьпривело к внутреннему кризису. На внешнюю политику государства большоевлияние оказывала экономика, основными рынками сбыта и геополитическимицелямисталигосударстваЦентральнойАмерики,разворачиваласьдипломатическая деятельность через Группу Контадора (Grupo de Contadora),объединяющую государства Центральной Америки и Карибского бассейна.ПравительствоЛусинчипродолжилополитику всторону сближениясСоединенными Штатами, но с большим акцентом на взаимодействие вэкономической сфере: проходили переговоры по внешнему долгу Венесуэлы,возможностьпереориентироватьполитикупродвиженияиностранныхинвестиций, защитить экспорт железа и нефти от протекционистской политикиРональда Рейгана.
Вторым правительством Карлоса Переса были приняты пунктыВашингтонского консенсуса, что, предположительно, могло помочь справиться сэкономическимипроблемами.Экономическаяинтеграция,техническая146модернизация,притокиностранныхинвестиций,пересмотрполитикигосударственного протекционизма стали основными пунктами повестки дня.
ВэтовремянормализовалисьотношениясКолумбией,развивалисьинтеграционные процессы по вопросам кооперации, технического сотрудничестваи индейскому вопросу. Углублялась интеграция с государствами Андскогорегиона. Переходное правительство Рамона Веласкеса продолжило политикусвоихпредшественниковлатиноамериканскимипоуглублениюгосударствами.Ссотрудничестваэтойцельюбыласдругимиразработанаидеологическая платформа, носившая название «Великий поворот» (Gran Viraje)подразумевавшая осуществление внешней политики на основе таких ценностейкак солидарность и международная демократизация, защита и продвижениедемократии.Основными союзниками Венесуэлы в данный период были Бразилия иКолумбия. Это был период «диверсификации зависимости»: достижение нетолько экономической, но политической и культурной интеграции внутри регионабез оглядки на идеологические либо любые другие различия между странамиЛатинской Америки.В области международных организаций Венесуэла была вовлечена в такиеинтеграционные группировки как Андское сообщество наций и стремилась квключению в Меркосур.В соответствии с классификацией ступеней интеграции в регионе ЛучианоТомассини (чья классификация дополнена Эктором Мальдонадо Лира), втораяадминистрация Рафаэля Кальдеры занимает четвертую ступень.319 Этот этапотмечен политикой, ориентированной на свободную торговлю, открытостьрынков для внешних иностранных инвестиций, обсуждением проекта АЛКА,попытками войти в Меркосур и двусторонними связями.
Андское сообществонаций переживало период трансформаций в соответствии с протоколами319Cardozo E. Venezuela en la Comunidad Andina: retrocesos en tres escalas//Aldead Mundo. 2004. Vol. 8. №16. P.30.147Трухильо320 и де Сукре321 (1996 и 1997 соответственно). Кальдера был первымпрезидентом, запустившим политику петролизма, - налаживания отношений сдругими государствами при помощи поставок нефти.1990-е гг. были отмечены тесными связями с США, особенно в сферепоставок нефти. С другой стороны, страны Латинской Америки, в основном этостраны Меркосур и Колумбия, также были в орбите интересов Венесуэлы.
СБразилией был подписан «протокол Гузмания»322, расширивший и развившийдвусторонние договоры между государствами.Внешняя политика Венесуэлы в данный период была ориентирована насамопозиционирование как лидера международных отношений в регионе,основывающего свою позицию на демократических ценностях региональнойкооперации и шагах к глобализации через открытый регионализм и кооперациюмежду государствами по вопросам совместного развития и мира, демократии ипоследовательного сотрудничества.
Период 1993-1998 гг. явился временемсоздания нового мирового порядка на основе принципов международнойсоциальной справедливости и демократии.В 1998 г. полковник Уго Чавес Фриас в ходе выборов одержал верх и сталпрезидентом республики Венесуэла, продержавшись на этом посту три полныхсрока, до самой своей смерти в начале четвертого, в 2013 г. С самого начала«левого поворота» внешняя политика Венесуэлы в качестве одного изосновополагающих пунктов выбрала следующую предпосылку – США всемисиламистараютсяпомешать развитиюБоливарианскойреволюции323. Внаследство от предыдущего периода развития страны новому правительствудостались старые территориальные проблемы с Гайаной и Колумбией, Куба какодно из основных направлений внешней политики, стремление к интеграции в320Acta de Trujillo [Электронный ресурс] // URL: http://www.sre.gob.mx/images/stories/dgomra/prot_trujillo.pdf (датаобращения: 20.01.2015).321Protocolo de Sucre [Электронный ресурс] // URL: http://www.sice.oas.org/trade/junac/Carta_Ag/SUCRE.asp (датаобращения: 20.01.2015).322ProtocolodaGuzmania[Электронныйресурс]//URL:http://dai-mre.serpro.gov.br/atosinternacionais/bilaterais/1994/b_16/ (дата обращения: 20.01.2015).323Romero C.A.
La Revolución Bolivariana: sinopsis de una permanente ambigüedad // Desafíos. 2013. Vol. 25. №1.Р.22.148рамках блока государств. Как утверждает в своей статье Ромеро, во внешнейполитике у Венесуэлы не было явных врагов, то есть не было какой-тоопределенной страны, которую можно было бы охарактеризовать как явногоантагониста Венесуэлы (подобно противостоянию СССР – США в годы«холодной войны»), критика шла в основном от международного сообщества324.Что касается вопросов взаимоотношений с государствами региона, то здесьнеобходимо различить две группы государств: государства «левого поворота» игосударства с «правыми» режимами. Первая группа, в свою очередь, делится натри подгруппы, согласно с характером «левого» правительства данногогосударства: радикальные, левоцентристские, умеренные.
Если с государствамивторой группы отношения у Венесуэлы выстраивались не в положительномключе (из ближайших соседей Венесуэлы это Колумбия и Гайана, с которымитерриториальный спор не утихает уже долгие годы), то с государствами первогоблока все не так однозначно. Если брать в рассмотрение первую группу –леворадикальные государства (Боливия, Эквадор) –,то здесь мы видимстремление к объединению и дипломатию на уровне лидеров государств, тогдакак чем умереннее в своих «левых» взглядах правительство государства, темдальше оно стремится держаться от Венесуэлы (Бразилия, Уругвай).
С цельюобъединения сходных по образу мышления государств Уго Чавесом совместно сФиделем Кастро был создан АЛБА – альянс, объединяющий государства «левой»направленности, взявший под свое крыло также Боливию, Эквадор, Никарагуа,Гондурас (вышел из состава альянса после смены режима, что являетсяпоказательным случаем, подтверждая, что приверженность идеологии в данномслучае является фундаментальным условием для членства в организации), рядкарликовых государств Карибского региона.
Кроме чисто идеологическойблизости,даннуюорганизациюнаплавудержатвыгодныеценынавенесуэльскую нефть для государств-членов альянса. В каком-то смысле даннуюрегиональную организацию можно считать, с одной стороны, клубом друзей исоратников правительства Венесуэлы, с другой – зоной геополитического влияния324Ibid.149Венесуэлы, ее ближним кругом.
Вместе с тем, другим важным импортеромвенесуэльской нефти являются Соединенные Штаты, яркая негативная риторика всторону которых как со стороны Чавеса, так и Мадуро не мешает ежедневномупотоку миллионов баррелей нефти в сторону северного соседа, что можетговорить об учѐте экономической целесообразности. С другой стороны, такаяриторика может быть по душе избирателям из нижних слоев венесуэльскогообщества, которые являются традиционными электоратом чавистов (тогда какдоля среднего и тем более высшего классов в ней крайне мала), с другой –лидерами союзных государств (Боливии, Эквадора).Ромеро также утверждает, что одной из неудач чавистской внешнейполитики явилась неспособность экспортировать Боливарианскую революциюдальше Кубы, в силу того, что союзные Каракасу государства захотели сохранитьхорошие отношения с США, оставаясь просто на центристских или популистскихпозициях325.