Диссертация (1146567), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Музыкальный аспект культовой практики исламаМузыка издавна играла значительную роль в духовной жизни человека.Культовая, духовная музыка, в том или ином виде, бытует во всех культурах.Неосязаемость и нематериальность музыки, роднившая ее с миром духов,породили веру в то, что она может служить посредником между миром духов имиром людей. Поскольку музыка сопровождает многие виды деятельностичеловека, то вполне естественно возникло стремление отделить музыку, к которойприбегали как к средству общения с высшими силами, от всей прочей.С другой стороны, культовая музыка является частью определенноймузыкальнойкультуры,поэтомуеемелодическиеиметроритмическиеособенности базируются на особенностях данной музыкальной культуры, котораятакже включает в себя народную и светскую профессиональную музыкальныетрадиции.
Поэтому привнесение интонационных особенностей народной исветской профессиональной музыки в культовую — довольно частое явление.При этом культовая музыка так же, как и светская, является профессиональнойтрадицией,имеющейсвоиправила,которыеосваиваютсявпроцессепрофессионального образования. Таким образом, тесные связи, существующиемежду этими видами музыки, позволяют нам рассматривать музыкальный аспекткультовой практики ислама, прежде всего, как музыку. В связи с этимопределяющим для данного исследования положением будет рассмотрениемузыки как неотъемлемой части мусульманского богослужения и мусульманскойкультуры в целом.В доисламскую эпоху культовая музыка народов Ближнего и СреднегоВостока была тесно связана с магическими ритуалами исцеления и вызыванияразличных природных явлений.
Известно, что пение духовных гимнов былораспространено в древних цивилизациях Египта, Финикии, Месопотамии, Ирана,Иудеи. Ислам, вобрав в себя наследие всех этих цивилизаций, способствовалформированию синкретичной музыкальной культуры, где элементы музыкальных134культур Ближнего и Среднего Востокасочетались с идеями, почерпнутыми изантичных источников, в результате чего появилось новое исламское пониманиеискусства и его места в светской и духовной жизни человека. С возникновениемислама многие явления доисламской культуры были переосмыслены, но неисключены из новой, еще только формирующейся мусульманской культуры,полностью. Поэзия и музыка, игравшие важную роль в общественной ирелигиозной жизни арабских племен периода джахилийи, зороастрийская ииудейская гимнические традиции также подверглись переоценке.Проблема этической оценки музыки стала одной из важнейших проблем этикоэстетической теории в рамках средневековой мусульманской философии. Споры отом, к какого рода действиям причислить исполнение и слушание музыки, неутихают и по сей день.
Неоднозначное отношение ислама к музыке породилоособую этико-эстетическую концепцию музыки, которая в немалой степениопределяет положение музыки в современной мусульманской культуре. Сегоднянередко можно слышать утверждение, что музыка полностью исключена измусульманской культовой практики: «Музыка в мусульманском мире былаисключена из религиозного ритуала. Наиболее ортодоксальные представителидуховенства до сих пор руководствуются следующим правилом: слушать музыку— значит нарушать закон; создавать музыку — значит нарушать религию,наслаждаться музыкой — значит нарушать веру»419.Высказывания подобного рода встречаются довольно часто, причем как средилюдей, исповедующих ислам, так и среди ученых. Однако затем обычно следуетследующая оговорка: «В ритуале используется лишь пение азана (призыв кмолитве), исполняемого муэдзином с минарета мечети, и “тилява” —речитативно-напевное чтение Корана»420, — что фактически является признаниемтого, что в данных мусульманских ритуалах присутствует музыкальное начало.
Ккультовой музыке можно также причислить зикр и самā‘, а также шиитский419Гудимова С.А. Музыкальная эстетика: науч.-практ. пособие. М.: РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ.исслед., 1999. С.113.420Там же.135музыкально-театрализованныйобрядта‘азийе421,маулид,нашиды,мунаджаты, баиты, салаваты и другие песнопения, исполняемые в днирелигиозных праздников422. Если признать, что музыка составляет существеннуючасть этих обрядов, то приходится считаться с тем, что в мусульманскойкультовой практике музыка все же присутствует, и некоторые ограничения,налагаемые на нее религией, не означают ее запрет или отсутствие. Музыка, в томили ином виде, является частью обрядовой стороны ислама, и конкретные формыее бытования как культовой музыки в различных толках ислама отличаются.Порой представители исламских течений, в которых ритуальная музыкапрактически не используется, распространяют ограничения и на «мирскую»,светскую музыку, объявляя ее греховным, а потому недозволенным развлечением.Вопрос о том, являются ли различные «музыкальнообразные» элементымусульманских ритуальных практик собственно «музыкой» или же выведены запределы этого понятия и всегда ли так было, довольно спорный.
Прежде всего,этот вопрос актуален по отношению к мелодекламации коранических айатов истихов духовного содержания, а также азану. Действительно, по отношению кэтим феноменам мусульманской музыкальной культуры термин мӯсӣк̣ā неупотребляется, но означает ли это, что они не являются музыкой?В средневековых трактатах о музыке термин мӯсӣк̣ā в самом общем видеопределяется как мелодии (алх̣āн) и все, что к ним относится. Например,аш-Ширази в «Жемчужине короны» писал, что мӯсӣк̣ā — это греческое слово,соответствующее арабскому слову лах̣н. В то же время «Чтение вслух сурыКорана и пятничной молитвы также именуется “лах̣н”»423.
Таким образом,получается, что, согласно аш-Ширази, азан и рецитация Корана входит в понятиемӯсӣк̣ā. Г.Б. Шамилли считает, что «это стало возможным благодаря тому, что он,421О та‘азийе cм. Еолян И.Р. Традиционная музыка арабского Востока. М.: Музыка, 1990. С.136-143.Подробнее о подобных музыкально-религиозных обрядах см. статьи З.А. Имамутдиновой «Профессиональное инепрофессиональное в устных музыкальных традициях мусульман Урало-Поволжья» (Народное творчество странВостока: структура, художественные особенности, дефиниции. М.: КомКнига, 2007); А.Б.
Софийской«Музыкальный аспект религиозных праздников татар-мусульман: Рамазан, Маулид, Курбан» (Музыка народовмира. Проблемы изучения. Вып.1); В.Н. Юнусовой «Музыкальные традиции праздника Маулид у российскихмусульман» (Там же).423Музыкальная эстетика стран Востока. С.296.422136подобно своим предшественникам ипоследователям, вкладывал в понятиемӯсӣк̣ӣ вовсе не один смысл, как это имеет место в современных исследованиях, анесколько»424.Мы уже рассматривали многозначность данного термина, однако в данномслучае то, что в средневековой мусульманской культуре азан и рецитация Коранаопределялись как лах̣н, так же как и мӯсӣк̣ā, не означает, что они составляюткакое-то отдельное значение термина мӯсӣк̣ā.
Тот факт, что аш-Ширази счелданную оговорку необходимой, может указывать на неопределенность статусаподобных практик уже в то время, поскольку, желая вывести их за пределы невсегда одобряемой светской музыки, некоторая часть мусульманских богослововвполне могла объявить, что к музыке они не относятся425. Следует подчеркнуть,что средневековый термин мӯсӣк̣ā, помимо того, что со временем его значениепретерпело некоторые изменения и его словоупотребление отличается отсовременного, включает в себя далеко не все феномены музыкальной культурымусульманского мира.В трактате «Исследование о слушании [музыки]», где рассматриваютсяразличные точки зрения на дозволенность музыки и ее слушания, ад-Дехлави(1551-1642) писал следующее: «Одни считают, что пользу приносит слушаниечтения сур Корана.
Что касается музыки, хороших од, любовно-лирическихстихов, то по этому вопросу существовало разногласие. Некоторые представителишариата видят большой грех в слушании музыки, стихов и т.п., полагая, что онипортятчеловека.Другие,наоборот,одобряютслушание»426.Создаетсявпечатление, что в данном фрагменте музыка и «чтение сур Корана»представляют собой совершенно различные феномены и не имеют никаких точексоприкосновения. С другой стороны, поскольку в данном случае они явнопротивопоставляются,можнозаключить,чтопод«музыкой»здесьподразумевается не вся музыкальная культура, а лишь та часть, которую принято424Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана.