Диссертация (1146567), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Особенное значение эта идея,соединившись с пифагорейской идеей «гармонии» и «музыки сфер», приобрела всуфизме.Вфилософиисуфизмабылиразработаныкосмогоническиепредставления о звуке и музыке как метафизической первооснове Универсума.Музыка в суфизме — это модель Космоса и средство достижения высшихпсихических состояний, ведущих к познанию Бога и способ стать совершеннымчеловеком. Обосновывается это тем, что «мелодия является продолжениембожественной души <…>, от которой все частицы мирозданья приходят впляс»301. В суфийской литературе «кораническая космогония приобрела важнуюхарактеристику для понимания скрытого смысла образцов мак̣āмного искусствакакискусствапроцессуального,аименнологическуювременнуюпоследовательность реализации этапов Творения и всю полноту метафорическихобразов»302Особенно явно космологический и метафизический аспекты суфийскогоучения выражены в философии Ибн ‘Араби (1165-1240).
Для него, в отличие отбольшинства средневековых мусульманских мыслителей, суфийская практика«слушания» — самā‘ — являлась, прежде всего, не частью «музыки» — звуков,организованных299определеннымобразомисоставляющихмелодию,Звезда Востока. 1980. №3. С.146.Там же.301Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма: опыт критического анализа. Душанбе: Дониш, 1987. С.49.302Выделение курсивом Г.Б. Шамилли (Искусство Востока. Художественная форма и традиция.
С.72).300а94разновидностьюметафизического «слушания».Посколькувсебытиеначалось с божественного слова (ал-к̣аул ал-илāхӣ) кун — «будь», то и«слушание» началось с «бытийного», вселенского, космического слушания —ас-самā‘ ал-каунӣ. В философии Ибн ‘Араби устанавливается связь междусловом, бытием и слушанием в более широком смысле, чем восприятиесогласованных, ритмизованных звуков, — «абсолютным слушанием» — ас-самā‘ал-мут̣лак̣. В отличие от ас-самā‘ ал-мут̣лак̣, ас-самā‘ ал-мук̣аййад —«ограниченное слушание» — уже привязано к слышимым звукам303.
Ас-самā‘ал-мук̣аййад,всвоюочередь,делитсяна«природное»(т̣абӣ‘ӣ)—«привлекающее танцем и музыкой», «духовное» (рух̣āнӣ) — «порождающее вдуше зрелых суфиев появление божественной тайны», и «божественное» (илāхӣ)— «совершаемое теми, кто пребывает в глубинах божественной тайны»304. Такимобразом, суфийская практика самā‘ встраивается в общую картину бытия исуществует не только в земном, физическом но и метафизическом измерении.Источникоммузыкально-космологическихтеориймусульманскихсредневековых ученых был не только пифагореизм, но и астрологические икосмогонические представления древних цивилизаций, существовавших натерритории, на которой в дальнейшем распространился ислам и мусульманскаякультура.
Космологический аспект суфийского учения о музыке сформировалсятакже и под воздействием индуистских музыкально-космогонических мифов иконцепции «звучащего бытия». Особенно явно взаимодействие индуистской имусульманской философии музыки наблюдается в суфийских братствах индопакистанского региона. Подтверждением этому служит книга Хазрата ИнайятаХана «Мистицизм звука», хотя и написанная уже в XX веке, но отражающаяосновные тенденции суфийской философии музыки. Она изобилует отсылками кмусульманской и индуистской космологии и космогоническим мифам. В нейнередко встречаются высказывания, демонстрирующие, насколько глубокоукоренились эти космологические идеи в мусульманской культуре: «Все формы303304Shehadi F.
Philosophies of music in Medieval Islam. Р.160-161.Очерки истории исламской цивилизации. Т.1. C.383.95природы <...>; планеты и звезды, земля — все дает идею гармонии, музыки»;«средиразличныхискусствмузыкальноеискусствосчитаетсяособобожественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона,действующего во всей Вселенной»; «музыкой был создан мир, и с помощьюмузыки он возвращается снова к источнику, создавшему его»; «в музыке видящийможет увидеть картину Вселенной; и в сфере музыки мудрый может объяснитьсекрет и природу всей работы Вселенной»; «Все религии учат, что началоТворения есть звук»305.Космологические идеи можно усмотреть и в средневековой мусульманской«науке о кругах» — ‘илм ал-адвāр. Основоположником ‘илм ал-адвāр считаетсяавтор арабского трактата «Книга о кругах (адвāр) в музыке» Сафи ад-Дин ‘Абдал-Мумин ал-Урмави, с которого, по мнению Г.Дж.
Фармера, начался новый этапв истории арабской, и в целом мусульманской, музыкальной теории, получившийу него название «школа систематиков» за то, что представители этой «школы»,начиная с ал-Урмави, уделяли особое внимание систематизированию звуковойшкалы306. «Сафи ад-Дин [ал-Урмави — прим. Е.Ф.] систематизировал 84звукоряда(адвāр)<…>Важно,чтовсе84звукорядаграфическивизуализировались Сафи ад-Дином в форме “круга” (даур), на которомопределенные музыкальные тоны помечались буквенной нотацией абджад»307.Помимо этого, в средневековых мусульманских трактатах по музыке в виде кругаизображались мак̣āмы и метроритмические формулы или «основы» (ус̣ӯл)308,тесно связанные со стихотворными размерами, графическое изображение которыхтакже представлял собой окружность309.
Циклическая структура модели музыки,накладываясь на циклическую модель мироздания и календарный цикл,формировала такую картину бытия, в которой каждому его элементу305Хан Х.И. Мистицизм звука. С.98, 99, 101, 103.Farmer H.G. Studies in Oriental Music. First volume: History and Theory. Frankfurt am Main: Institute for the Historyof Arabic-Islamic Science at the Johann Wolfgang Goethe University, 1997. P.193-194.307Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана.
С.195.308Примеры подобных изображений приведены в монографии Г.Б. Шамилли «Классическая музыка Ирана.Правила познания и практики» (Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. С. 107, 185, 216).309Очерки истории арабской культуры. V-XV вв. С.67.30696соответствовал определенный элемент музыки.Музыка,укорененнаявструктуре бытия, становилась музыкой бытия, а гармония мироздания находиласвое слышимое воплощение в земной музыке и музыке Космоса.
Таким образом,музыкальное искусство несло в себе информацию об образе мира и моделиТворении породившей его культуры.Несмотря на всю распространенность в мусульманской средневековойкультуре идеи о «музыке сфер», в философии музыки существовало и другоенаправление, представители которого отказались от космологических концепций,устанавливавших прямую зависимость между музыкой и движениями небесныхтел, и отрицали наличие «музыки сфер». Основу этому направлению заложилитакие авторитетные мусульманские ученые как ал-Фараби и Ибн Сина, которыесчитаются продолжателями скорее аристотелевского учения о музыке, а непифагорейского.
Гармония в теории ал-Фараби — уже не универсальный принципв пифагорейском духе, как у Братьев Чистоты. В «Большой книге музыки» онпрямо критиковал подобные идеи: «Мнение Пифагора о том, что небесные сферыи планеты при своем движении порождают [гармоничные] соразмеренныезвуки310, является ошибочным. В физике доказано, что его гипотеза невозможна,что движение небесных сфер и планет не может порождать каких-либо звуков»311.ИбнСина,какиал-Фараби,подвергалкритикекосмологическиепредставления античности. В разделе «Книги исцеления», посвященном музыке,он написал: «Мы не будем также уделять внимание уподоблениям небесных тел312и нравственных качеств души соотношениям музыкальных интервалов, ибо это вобычае лишь тех, кто не отличает одну науку от другой <…>, тех, ктопридерживается ветхой философии»313.
Ал-Фараби и Ибн Сина строили своимузыкальные теории, исходя из практического музыкального искусства своегорегиона и эпохи, то есть основой философского познания музыки для них являлсянепосредственно музыкальный опыт.310У А. Джумаева — «тона».Звезда Востока. 1980. №3. С.147.312У А.В. Сагадеева — «фигур».313Музыкальная эстетика стран Востока. С.278.31197Глава 3. Музыка в жизни человека3.1. Этико-эстетическая теория музыкиИдея универсального закона гармонии, действующего во всей Вселенной, всечасти которой взаимосвязаны, вместе с идеей о «музыке сфер», которая являетсяпричиной земной музыки, в мусульманской средневековой философии быланепосредственно связана с этикой и теорией музыкального этоса, как и вдревнегреческой философии. Поэтому в мусульманской средневековой культуремузыка как наука — это, прежде всего, знание о гармоничном сочетании звуков иэлементов бытия и о соотношениях между ними, что неизменно вовлекало всферу музыкальной науки философские и психологические, астрологические икосмологические, этические и эстетические концепции.