Диссертация (1146567), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Последний изобрел орган — инструмент,состоящий из трех кожаных мехов и трубок с отверстиями, из которогоизвлекаются приятные, волнующие звуки211. В «Послании победы» ал-Лазики, каки у многих других средневековых авторов, прослеживается преемственностьмежду «библейскими» и «пифагорейско-философскими» мифологическимисюжетами о генезисе музыки, поскольку Пифагор у него назван «ученикомСоломона»212.Данный отрывок практически дословно повторяет легенду об изобретениимузыки Пифагором, изложенную в персоязычном трактате «Познание музыки»Фахр ад-Дина ар-Рази213.
Эти две версии истории про Пифагора имеют некоторыенезначительные расхождения. Например, если у ал-Лазики Пифагор сделал211D’Erlanger R. La musique Arabe. T.4. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1939. P.272-273.Ibid., р.272.213Ишрак. Ежегодник исламской философии. 2013.
№4. С.607-609.21271инструмент с одной струной, то есть монохорд, то у ар-Рази Пифагор названсоздателем множества струнных инструментов. В то же время, и ал-Лазики, иар-Рази пишут, что создателем органа был Аристотель, а в трактате анонимногоавтора XVIII века «Красота сердец» говорится, что его «изобрел божественныйПлатон, а по высказыванию других [ученых] — Птолемей»214.Мотив кузницы присутствует еще и в легенде о происхождении некоегодухового инструмента най-е энбан — «свирели с кожаным мехом». Егосоздателем считался Моуляна Сафи ад-Дин ‘Абд ал-Мумин, который изобрел этотинструмент под влиянием наблюдений за кузнечным мехом, производящимопределенные звуки при выпускании и нагнетании воздуха215. Возможно, здесьфигурирует все тот же орган, который был, несомненно, знаком мусульманскимсредневековым авторам.Все вышеизложенные истории о создании основ музыки и музыкальной наукиПифагором — варианты хорошо известной благодаря «Руководству погармонике» Никомаха Герасского (перв.
пол. II в. н. э.) и «Основам музыки»Боэция (480–524 гг.) античной легенды: «Как-то Пифагор, словно по промыслубожьему, проходя мимо кузнечных мастерских, заслышал удары молотков;последние, издавая различные [по высоте] звуки, некоторым образом сочетались ведином благозвучии. <…> именно Пифагор был первым, кто сыскал, какимчисловым отношением скрепляется согласие звуков»216. Интересно, что этот жемотив, правда в несколько ином виде, присутствует в легенде о написании книгипо арабской метрике грамматика ал-Халила ибн Ахмада ал-Фарахиди (ок. 719791): «Предание гласит, что решение написать книгу о метрике созрело у него,когда он наблюдал за работой медников на базаре в Басре: их молотки отбивалиразные ритмы, которые напоминали повторы ритмических отрезков в стихах»217.Учитывая неразрывную связь между метрикой в поэзии и метроритмическими214Там же, с.579.Семенов А.А.
Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века). С.20.216Боэций А.М.С. Основы музыки / пер. с лат. и коммент. С.Н. Лебедева. М.: Научно-издательский центр«Московская консерватория», 2012. С.25-26.217Очерки истории арабской культуры. V-XV вв. С.66.21572формулами в музыке, существующую в арабскойсредневековойкультуре,неудивительно, что данный мифологический сюжет фигурирует в легендах оформировании законов и классической поэзии, и музыки.Помимо Пифагора, среди «изобретателей» музыки мусульманскими автораминазывались имена и других древнегреческих философов. Например, андалузскийпоэт и историк Ибн ‘Абд Раббихи в своей антологии «Чудесное ожерелье» средисуществующих версий о происхождении музыки упоминает, что некоторыесчитают создателем ‘ӯда Птолемея — автора «Книги о музыке», посвященнойвосьми ладам218. Первыми арабскими певицами он называет двух девушек изплемени ‘Ад, которые своим пением вызвали дождь219, а первым мусульманскимпевцом — Тувайса220.
В двух анонимных трактатах XVI века — «Драгоценномтрактате [о музыке]» и «Трактате о науке музыки» — в качестве одной из версийприводится предание, в котором говорится, что «изобретателем» музыки былПлатон: «двенадцать мак̣āмов были созданы Платоном согласно знакамзодиака»221; «он изобрел двенадцать мак̣āмов, связав их с космологией, и послеэтого был прозван Т̣анбӯрӣ [играющий на т̣анбӯре — прим. П.Р. Раджабова]»222.В версии Амирхана Камтари: «от каждого животного взяли каждый мак̣āм,согласно речению греческого мудреца Платона»223.Несмотря на то, что наиболее распространенными легендами об изобретениимузыкальных инструментов философами, были те, что апеллировали к античнымкорням, мусульманские ученые позднего средневековья уже приписывали ихизобретение более ранним мусульманским же философам.
Например, согласноодной известной легенде, ‘ӯд был создан ал-Фараби после смерти его отца,поэтому ал-Фараби назвал его абӣ — «мой отец». Однако ал-Фараби осталсянедоволен качеством звуков, которые из него извлекались, поэтому сделал новый218Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.402.Этот фрагмент лишний раз подтверждает тесную связь между поэзией, пением и магией в доисламское время,память о чем сохранилась в мусульманской средневековой культуре.220Farmer H.G. Music: The Priceless Jewel // Journal of the Royal Asiatic Society. - January 1941.
- Vol.73. Issue 1. P.26.221Музыкальная эстетика стран Востока. С.313.222Там же, с.315.223Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. С.171.21973‘ӯд, и на этот раз остался доволен его звучанием.Затемал-Фарабиобнаружил, что нужное звучание дали отверстия, которые прогрызла в корпусе‘ӯда мышь (фāр), и сказал, что отныне этот инструмент будет называться не абӣ, афāр абӣ224.Также изобретение ‘ӯда приписывалось персидским философом и ученым Алиибн Мухаммадом ал-Джурджани (1340-1413) другому наиболее авторитетномумусульманскому средневековому ученому — Ибн Сине, а уже в XIX веке ВаджидАлихан писал о том, что Ибн Сина создал т̣анбӯр225.
У Дервиша Али можнопрочесть, что создателями гиджака226 считаются поэт и философ Насир Хосров(1004-1088) и Ибн Сина. В то же время Дервиш Али делает оговорку, что этисведения не подкреплены историческими данными, а представляют собой лишьнародную молву227. В связи с этим вполне правомерно причисление такого родаисторий к мифологическим сюжетам о происхождении музыки и музыкальныхинструментов.
Такой же полумифологический-полуисторический характер носятистории об изобретении различных музыкальных инструментов правителями:например,созданиечанга228приписываетсямифическомуцарюИранаДжамшиду; кобуза229 — Султану Увейсу из династии Джелаиридов (правил в1356-1374 гг.)230. Также Дервиш Али упоминает султанов, их сподвижников,поэтов и музыкантов, которые, согласно молве, изобрели различные усӯл231.Ещеодинмифологическийсюжет, существовавший в средневековоймусульманской культуре, связывает происхождение мак̣āмов и музыкальнойнауки с мифической птицей феникс. В «Логике птиц» поэта-суфия Фаридаад-Дина Мухаммада Аттара (ок. 1145-1221) приводится следующая легенда офениксе:224Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.403.Звезда Востока.
1980. №3. С.145.226Гиджак — среднеазиатский струнный смычковый инструмент (Вызго Т.С. Музыкальные инструменты СреднейАзии. Исторические очерки. С.87).227Семенов А.А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века). С.19.228Чанг — вид арфы (Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. С.81).229Кобуз — среднеазиатский струнный смычковый инструмент (Вызго Т.С. Музыкальные инструменты СреднейАзии. Исторические очерки. С.123-124).230Семенов А.А.
Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века). С.19.231Там же, с.13.22574Феникс – чудесная, всеми любимая птица.В Индостане можно ее отыскать.Дивный клюв у нее, длинный и твердый.Множество в клюве отверстий, точно в свирели,Чуть ли не с сотню отверстий в клюве ее.Известна она одиночеством, без пары живет.У каждой дырки в клюве свой мотив,В каждой мелодии скрыта отдельная тайна.Едва из дырок польется скорбный напев,Все звери и рыбы теряют покой.От наслаждения слышать голос ФениксаЗатихают все птицы и разум теряют.Некий философ ее разыскал, посидел рядом с ней —Постиг все, что можно о музыке знать232.Этот же мотив повторяется в трактате арабского музыканта и теоретикамузыки XVI века Джамал ад-Дина.