Диссертация (1146567), страница 14
Текст из файла (страница 14)
А. Шилоах приводит арабскую легенду, согласнокоторой «первым, кто сделал ‘ӯд, был Иблис»: когда Каин убил Авеля, Бог послалворона, чтобы он помог спрятать тело убитого; Иблис же сделал музыкальныйинструмент, напоминавший по форме ногу Авеля, чтобы Каин смог найтиутешение168. В данной версии легенды не совсем понятно, почему Бог помогалКаину скрыть труп Авеля, а Иблис выступил в качестве «утешителя», однако насбольше интересует то, что она представляет традицию, связывавшую музыку сгрехом. Эта традиция поддерживается рядом хадисов: «Бог посылает человеку наплечи двух демонов, которые бьют его в грудь пятками до тех пор, пока он незапоет» или «Иблис был первым, кто стенал и первым, кто пел»169. Музыкальныеинструменты и пение (г̣инā’) при этом рассматривались как «дьявольскиеуловки», созданные, чтобы склонить человека к совершению греха170.
Поэтомумизмāр нередко назывался мизмāр аш-шайт̣āн и считался «азāном Иблиса»171,который призывает к поклонению Дьяволу172. В данном контексте поверье, чтоджинны нашептывают стихи поэтам, а мелодии — музыкантам, и сведения обиспользовании музыки в доисламских магических ритуалах, на которых припомощимузыкивызывалиджиннов173,лишьподкрепляютмиф«потустороннем» и «демоническом» происхождении музыки.167Например, вавилонский миф о сотворении мира из тела убитой и расчлененной богини-праматери Тиамат,индийский миф о творении Вселенной из тела принесенного в жертву Первозданного Человека Пуруши, иликитайский миф о Пань-гу.168Shiloah A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. P.9.169Farmer H.G.
A History of Arabian Music. To the XIIIth century. London: Luzac&Co., 1929. P.24.170Shehadi F. Philosophies of music in Medieval Islam. P.108.171Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.399.172В частности, он осуждается в трактате «Порицание ал-малāхӣ» Ибн Абу ад-Дунья (823-894) (Shiloah A. Musicand Religion in Islam // Acta Musicologica. 1997.
Vol.69. Fasc.2. P.147).173Farmer H.G. A History of Arabian Music. To the XIIIth century. P.7-8.о63Другой мифологический сюжет, в которомсвоимпроисхождениеммузыка обязана силам, противостоящим Богу, связан с пророком Давидом. Висламе, также как и в христианстве, считается, что Давид слагал такие красивыепсалмы во славу Бога, что, когда он пел, «каждый музыкальный звук, исходившийиз его горла, превращался в семьдесят звуков; это пение сходились послушатьдикие звери и слетались насладиться им птицы, очарованные, они падали безчувств»174. Видя это, Иблис задумал создать музыку, которая оказывала бы налюдей такое же сильное воздействие. Тогда его приспешники сделали мизмāр и‘ӯд, на которых можно было исполнять семьдесят мелодий или мак̣āмов, которыебыли сложены наподобие Давидовых175.
Правда, по другим сведениям, Давидсложил тридцать мелодий или мак̣āмов176. Эти и другие подобные легендыобосновывали осуждение не только игры на конкретных музыкальныхинструментах, но и «дьявольской музыки» вообще, которая используется не длямолитвы и поклонения Богу, а в качестве сопровождения греховных утех.Легенды о песнопениях пророка Давида являются значимым мотивом длямусульманской средневековой культуре. Согласно ал-Кинди, Давид былсоздателем восьмиструнного музыкального инструмента177.
Очевидно, данныймиф произошел от библейских сказаний, поскольку в других авраамическихрелигиях Давид считается непревзойденным исполнителем на кинноре —древнееврейском музыкальном инструменте по типу арфы или лиры, хотя врусских переводах Библии он зачастую обозначается как «гусли». Согласнодругим легендам, Давид заново изобрел ‘ӯд, после того, как творение Ламехаисчезло в результате Потопа. В них также говорится, что ‘ӯд, повешенныйДавидом в Храме, оставался там вплоть до завоевания Иерусалима вавилонскимцарем Навуходоносором178. В других же источниках говорится, что одним из тех,кто создал ‘ӯд и впервые на нем играл, был Ной (араб. Нух).
Однако этот ‘ӯд был174Семенов А.А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века): Сокр. Изложение перс. (тадж.)текста с введением, примеч. и указателем. Ташкент: Тип. №1, 1946. С.8.175Shiloah A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. P.10.176Ibid., p.80.177Ibid., p.81.178Ibid., p.77.64сломан во время Потопа и заново воссоздан пророком Давидом, поэтомумузыканты уверены, что изобретателем ‘ӯда был Давид179.Не менее интересно предание, связывающее происхождение музыки с именемпророка Моисея (араб.
Муса). В анонимном «Трактате о науке музыки» XVI векарассказывается легенда о появлении двенадцати мак̣āмов: «отправился [Моисей— Е.Ф.] со своими людьми, и по дороге на берегу Нила они увидели камень.Моисей приказал забрать его с собою. Затем они дошли до пустыни, гдесовершенно не было воды. Через некоторое время людей Моисея стала мучитьжажда. Моисей обратился к Богу с просьбой о помощи. Бог приказал ему ударитьпосохом по камню, и там образовалось двенадцать отверстий родника, откудапотекла вода. Кроме того, оттуда вышли различные звуки двенадцати мак̣āмов180,которые гласили: “О, Моисей! Храни и запомни эти мотивы”»181.
Несомненно,здесь пересказывается история исхода «сынов Израилевых» из Египта и то, какМоисей иссек воду из скалы. Подобный сюжет повторяется в «Жемчужинеискусства музыки» арабского автора уже XVIII века ал-Муслима ал-Маусили. Тамже дана оригинальная этимология слова мӯсӣкӣ: от имени Моисея и глагола созначением «давать пить»182. На эту же версию происхождения слова мӯсӣкӣ, судяпо всему, указывает и Дервиш Али: «Другие полагают, что “сики” означает“вода”»183.Легенды, связывавшие возникновение музыки с именем библейского пророкаМоисея (во многом благодаря звуковому соответствию его имени первой частислова мӯсӣкӣ) были широко распространены вплоть до XX века.
В книгеизвестного индийского суфия и музыканта Хазрата Инайята Хана «Мистицизмзвука» она воспроизводится еще в одном варианте: «Также существует хорошоизвестная легенда из жизни Моисея, которая рассказывает о том, что Моисейуслышал божественное повеление на горе Синай в словах Muse ke – “Моисей,179Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.403.У П.Р. Раджабова — «в двенадцати ладах».181Музыкальная эстетика стран Востока. С.315.182Shiloah A.
Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. P.82.183Музыкальная эстетика стран Востока. С.319.18065внемли”, а откровение, снизошедшее на него, состояло из тона и ритма, и онназвал его тем же самым именем — музыка»184. Также с именем Моисеянекоторым образом связана история возникновения ударных инструментов. Вэтой версии в качестве «первооткрывателя» барабанов названа сестра Моисея —Мариам185.
Возможно, эта легенда также восходит к Библии, где сказано, чтоМариам — сестра Моисея и Аарона — пела хвалу Господу, аккомпанируя себе натимпане, когда войско фараона утонуло в Черном море186.Зачастую в качестве «авторов» мак̣āмов мусульманские авторы указывалиразличных пророков. Например, Дервиш Али в своем «Трактате о музыке»соотносит семь основных мак̣āмов с семью пророками (хотя в действительностиупоминается восемь мак̣āмов): «мак̣āм Раст остался от Адама; он представляетсобою плач первого человека о потерянном рае и утраченном блаженстве»; мак̣āм‘Ушшак — от праотца Ноя, «имя которого происходит от слова наух̣ — плач, ибоон очень много плакал»; «мак̣āм Нава обязан своим происхождением пророкуДавиду»; «мак̣āм Хиджаз остался от Соломона», который, был так благодаренБогу за дарованное ему царство, что запел; мак̣āм ‘Ирак — от праведного Иова,который закричал, когда его укусил червь; мак̣āм Хусейни — от праотца Иакова,когда он запел, радуясь встрече с Иосифом; «мак̣āм Бусалик187 оставлен намБаба-и-Омаром188, когда он подбадривал своего верблюда пением, то таковоебыло в мак̣āм Бусалик»; мак̣āм Рахави189 остался от тех дней, когда Мухаммадубыл ниспослан Коран, и Мухаммад напевно читал его в мак̣āме Рахави190.Остальные же мак̣āмы были созданы на основе восьми первых.
В то же время в«Драгоценном трактате [о музыке]» неизвестного автора XVI века излагаетсянемного иная версия происхождения мак̣āмов. Отличается и список семиосновных мак̣āмов. Неизменной остается только связь мак̣āма Раст с именем184Хан Х.И. Мистицизм звука / пер. с англ. А. Михалкович. М.: Сфера, 1997. С.100.Shiloah A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. P.4.186Исход, 15:20-21.187У А.А.