Диссертация (1146567), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Семенова — «Буслик».188А.А. Семенов полагает, что здесь имеется в виду второй праведный халиф Омар (правил в 634-644 гг.).189У А.А. Семенова — «Рехави».190Семенов А.А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века). С.8-9.18566пророкаАдама,мак̣āмХиджаз, согласноэтойверсии,восходиткпророку Аврааму (араб. Ибрахим), Рахави — к Измаилу (араб.
Исмаил), ‘Ушшак— к Иакову (араб. Йакуб), ‘Ирак — к Иосифу (араб. Йусуф), Хусейни — кДавиду. Седьмым же мак̣āмом назван Кучак, который «остался» от пророка Ионы(араб. Йунус)191. В трактате ал-Муслима ал-Маусили представлена третья версия,где в качестве «автора» мак̣āма ‘Ушшак фигурирует Моисей, который в другойлегенде считается создателем всех двенадцати мак̣āмов, то есть музыки вообще.
Уал-Маусили, также как и у большинства мусульманских авторов, изобретениемак̣āма Раст приписывается Адаму. Неизменность связи мак̣āма Раст с именемАдама вполне объяснима: мак̣āма Раст в мусульманской культуре считаетсяпервым мак̣āмом — «матерью» всех мак̣āмов, Адам же, как известно, — первымчеловеком, «отцом» всех людей.Примечательно, что в версии о происхождении мак̣āмов Дервиша Али один измак̣āмов восходит к первому пророку ислама — Мухаммаду. Причем своимвозникновением этот мак̣āм обязан главному событию и началу ислама вообще —ниспосланию Корана.
Еще одна легенда, связывающая возникновение музыки ипрофессии музыканта с пророком Мухаммадом, заключается в следующем: тот,кто увидел тень Мухаммада, стал затем «певцом и обладателем т̣анбӯра»192.Возможно, что эти легенды возникли на фоне неоднозначного отношения кмузыке в мусульманской культуре в качестве «подкрепления» ее легитимности. Кпророкам, молившимся и читавшим Коран нараспев, и даже ангелам, апеллируети Амирхан Камтари в «Трактате о музыке»: четыре основных строя193«принадлежат» ангелам Гавриилу (араб. Джабраил), Михаилу (араб. Микаил),Исрафилу и Азраилу, а одиннадцать парде194 связаны с одиннадцатью пророками191Музыкальная эстетика стран Востока. С.313.Общественные науки в Узбекистане.
1980. №8-9. С.85.193В данном случае Г.Б. Шамилли так переводит термин шадд.194В переводе с персидского парде — «завеса, покров». Здесь это слово использовано как музыкальный термин,означающий вид ладотональной организации музыки, сходный с принципами организации мак̣āма.
Возможно,вхождение этого слова в музыкальную терминологию связано с известной практикой, распространенной вСредневековье в мусульманских странах, когда музыканты (причем не только женщины, но и мужчины)выступали перед публикой за занавесом (Сергеева Т.С. Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики.Казань: Казанская государственная консерватория, 2008. С.100).19267—Моисеем,Иисусом,Давидом, Мухаммадом, Али ибн Абу Талибом(что указывает на принадлежность автора к шиитскому толку ислама), Ноем,Авраамом, Исмаилом, Иосифом, Соломоном (Сулейман) и неким пророком195,который «большей частью читал Коран в Ноуруз Хара»196.Из всех мусульманских авторов только ат-Табари (839-923) в «Историипророков и царей» излагает две версии происхождения музыки, наиболее близкиек библейской.
Согласно одной из них, Ламех взял в жены Аду и Циллу. Адародила Тулина (sic), который стал «отцом всех, кто живет в шатрах» и Тувиша(sic), который стал «отцом всех играющих на вандж и с̣андж197» и первым, ктоковал из меди и железа198. Однако данная версия также не совпадает с текстомБиблии полностью, где сказано: «И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, иимя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах состадами.
Имя брату Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди ижелеза»199. В другом месте ат-Табари пишет, что создателем таких музыкальныхинструментов, как мизмāр, т̣абл, т̣анбӯр, ми‘заф и ‘ӣдāн200 был потомок КаинаИувал201.Значительную часть мифологических сюжетов о происхождении музыкисоставляют легенды, связывающие ее возникновение с именами античных имусульманскихфилософовимудрецов.Вподавляющембольшинствеосновоположником как науки о музыки, так и самого музыкального искусствамусульманские авторы называли Пифагора. Начало традиции, приписывающейизобретение музыки Пифагору, положил Абу Йусуф ал-Кинди.
В своих195В переводе Г.Б. Шамилли стоит имя пророка Айуба (библейский Иов) с вопросительным знаком.Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. С.395.197В статье «‘Ӯд и происхождение музыки» А. Шилоах в примечаниях пишет, что согласно Ибн Хордадбеху,вандж — это персидский музыкальный инструмент с семью струнами, на котором играют так же, как на с̣андже.С̣андж — арфа или цимбалы. Возможно, здесь вандж и с̣андж — синонимы, обозначающие некиймногострунный инструмент. Терминологическая путаница и неопределенность в отношении различных видоварфы и цимбал у народов Востока отмечалась еще Т.С. Вызго (Вызго Т.С. Музыкальнфе инструменты СреднейАзии. Исторические очерки).198Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture.
P.397-398.199Бытие, 4:19-22.200Ми‘заф — струнный инструмент типа цимбал или арфы; ‘ӣдāн — то же, что ‘ӯд.201Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.398.19668музыкально-теоретическихтрудах ал-Кинди, как и многие последующиемусульманские философы, обращался к античному музыкально-теоретическомунаследию, в результате чего «изобретателем» музыки у него выступают уже небиблейские персонажи, а древнегреческий философ Пифагор.Этой же версии о происхождении музыкального искусства и наукипридерживались и Братья Чистоты. В первой главе «Послания о музыке» — «Отом, что музыкальное искусство обязано своим происхождением мудрецам» —Братья Чистоты отмечают, что все искусства, в том числе и музыка, былиизобретены философами «благодаря их мудрости, а затем люди научились им уэтих мудрецов и обучили друг друга, так что эти искусства стали наследием,перешедшим простым людям от мудрецов»202.
«Изобретателем» музыкальногоискусства и науки у Братьев Чистоты, как и у ал-Кинди, назван Пифагор:«Говорят, что мудрец Пифагор благодаря чистоте субстанции своей души ипроницательности разума своего услышал тоны203[, издаваемые] движенияминебесных сфер и светил, и благодаря превосходным врожденным качествам своимвывел основы музыки и тоны мелодий. Из мудрецов он был первым, кторассуждал об этой науке и поведал об этом таинстве. За ним последовалиНикомах, Птолемей, Эвклид и другие мудрецы»204.В трактате «Драгоценности наук» ал-Амули приводится интересная легенда оПифагоре: «Основоположником музыкальной науки был ученый Пифагор.
Попреданию, он стал увлекаться музыкой после того, как однажды увидел во снечеловека, который подошел к нему и сказал: “Завтра утром отправляйся на базарчистильщиков хлопка, и перед тобою раскроется тайна из тайн премудрости”.Пифагор очнулся от сна и рано утром прошел через базар. Вдруг он услышалслабый звук, который издавал в процессе трепания ваты лучок чистильщиковхлопка. Этот звук понравился Пифагору.
Он достал волосок, один его конец зажалзубами, а другой — натянул рукой, и задел волосок. Послышался слабый, но202Музыкальная эстетика стран Востока. С.265.У А.В. Сагадеева — «тонá» — перевод термина нaг̣aмāт.204Там же, с.271.20369приятный звук. Затем Пифагор заменил волосок шелковой ниткой. Пифагормечтал создать такой музыкальный инструмент, к которому было бы возможноприкрепить шелковую нитку.
Спустя некоторое время он направился на гору. У ееподножья на дороге лежали панцири черепах. Когда через отверстия в нихпроходил ветер, был слышен свистящий звук. Из такого панциря черепахиПифагор создал остов музыкального инструмента. Он прикрепил гриф; затемпринялся за его усовершенствование. Так и был создан первый струнныймузыкальный инструмент барбат̣205»206.В «Трактате о музыке» Наджм ад-Дина Каукаби ал-Бухари повторяется та желегенда, однако с некоторыми расхождениями. В ней Пифагор выводит основымузыки, исходя из звуков, услышанных при работе кузнецов: он «различаетсоотношения двух звуков», которые образуются при ударах молота понаковальне207.
Каукаби ал-Бухари пишет, что творцом основных семи или восьмимак̣āмов был Пифагор, и далее объясняет происхождение их названий.Интересно, что название двух мак̣āмов он связывает с именем Пифагора: мак̣āмБусалик назван по имени раба Пифагора, который пел тюркские напевы в этоммак̣āме, а мак̣āм Рахави — по названию «одного из крупнейших сел в Византии,где побывал Пифагор»208.
В анонимном «Драгоценном трактате [о музыке]»упоминается, что Пифагор изобрел первые восемь мак̣āмов, при этом они невполне совпадают со списком, приведенным ранее в «библейской» версиипроисхождения мак̣āмов. Еще четыре были изобретены «совершеннейшимученым своего времени» Ходжой Шамс ад-Дином Мухаммадом209. ТакжеПифагор назван создателем барбат̣а в «Трактате о музыке» Дервиша Али210.Тема сна, в котором некто говорит Пифагору пойти на определенное место, гдеон узнает величайшую мудрость, присутствует и в «Послании победы»205Инструмент, сходный с ‘ӯдом (Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии.
Исторические очерки.С.84-87).206Музыкальная эстетика стран Востока. С.302-303.207Там же, с.321.208Там же, с.322.209Там же, с.313.210Семенов А.А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века). С.18.70Мухаммада ал-Лазики (ум. 1492). В этом трактате говорится, что три ночиподряд Пифагор видел во сне один и тот же сон, в котором ему являлся некто исообщал, что Пифагор должен пойти на берег моря, где ему откроетсянеобычайное знание. После каждой ночи он отправлялся на указанное место напобережье и ждал там, но никого, кто мог бы научить его этой необыкновеннойнауке, не встречал. На третий день, он услышал стук кузнечных молотов, которыйпроизводил согласованные звуки.
Пифагора привлекли эти звуки, и он стал обэтом размышлять. Возвратясь к себе, он задался целью вычислить отношения, вкоторых находятся различные звуки, и смог это постичь благодаря силе мысли ибожественному внушению. Пифагор сделал инструмент, на который натянулшелковую нить, и пропел под его аккомпанемент касыду, в которой восславлялБога и призывал людей к обретению духовных благ.
Пифагор достиг большихвысот в науке математике, благодаря своему разуму и чистоте своей души. Онговорил, что слышит, как в своем движении небесные сферы издают приятныезвуки и красивые мелодии, которые овладевают его воображением и сердцем.Тогда он создал науку о музыке, и последующие мудрецы, вплоть до Аристотеля,вносили свои дополнения в эту науку.