Диссертация (1146567), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Ссылаясь на Ибн Сину, Джамал ад-Динпишет, что мак̣āмы возникли из звуков, которые издавала чудесная белая птица,обитающая в Персии. В ее длинном клюве было множество отверстий, количествокоторых соответствовало количеству дней в году. При помощи этих отверстийптица издавала прекрасные звуки, которые и составили мелодическую основумак̣āмов233.Показательно, что в большинстве легенд о происхождении музыки, еевозникновение связано с созданием ‘ӯда и вокальной мелодией, причем чащевсегопоминальнойэлегией.Привилегиябытьпервыммузыкальныминструментом дана ‘ӯду не случайно. ‘Ӯд — это квинтэссенция и символ арабомусульманской музыкальной культуры.
Вслед за ал-Кинди, который назвал ‘ӯд«инструментом философов»234, многие мусульманские философы обращались к232Аттар Ф. Логика птиц М.: Номос, 2009. С.141.Shiloah A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. P.87-88.234Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture.
Р.181.23375немукаккиллюстрациисвоих музыкально-космогоническихитеоретических концепций: например, анонимный автор «Трактата о музыкальнойнауке» XVI века пишет, что ‘ӯд «является “матерью” инструментов и основойзнания науки о мӯсӣк̣ӣ. ‘Ӯд распространился по всему миру, поскольку [он]необходим для понимания этой науки»235.Не случаен и повторяющийся в мифах мотив поминальных плачей как первойвокальной музыки. В мусульманской культуре наух̣, марсия («плач») имузыкально-театрализованное поминание шиитских святых та‘азийе236 занимаютдовольно значительное место, что в немалой степени обусловлено древнимидоисламскими обрядами: в частности, шумерским обрядом оплакиванияпогибшего бога Таммуза237. Марсия и наух̣ пользовались особым почетом средииндийских мусульман: к ней обращались видные поэты, а исполнители марсииценились выше, чем все прочие музыканты, что наглядно демонстрируетлитература на урду238.
Марсия и наух̣ продолжали практиковаться во времямаджлисов шиитов Индии и Пакистана и в XX веке239. Связь, котораяпроглядывается между ритуальными плачами с нанесением увечий во времята‘азийе в память об убийстве Хасана и Хусейна и мотивом оплакивания ирасчленения тела покойного в мифах о «сотворении» музыки, указывает наглубокую укорененность данного мифологического сюжета в мусульманскойкультуре. К этим шиитским музыкально-поминальным обрядам примыкаетк̣аввāлӣ, проводимое во время обряда ‘урс240 — поминального праздненства вчесть суфийского шейха-основателя братства Чиштийа Муинуддина Чишти(1141-1236), распространенное в индо-пакистанском регионе241.235Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана.
С.332.Подробнее о та‘азийе см. статью Д.А. Гусейновой «О феномене художественного в мистерии “Та’зие”.(Предварительные рассуждения)» (Искусство Востока. Художественная форма и традиция).237Искусство Востока. Художественная форма и традиция. С.163.238Эта тенденция сохранялась вплоть до XIX века, в чем мы можем убедиться на примере повести «Танцовщица»Мирзы Мухаммада Хади Русвы.239Qureshi R.B. Islamic music in an Indian environment: the Shi‘a Majlis // Ethnomusicology. - 1981.
- Vol.25. №1.240‘Урс — досл. «свадьба». Мотив свадьбы-похорон присутствует и в одном из эпизодов та‘азийе. О связиобрядов похорон и свадьбы в мусульманской культуре см. статью Д.А. Гусейновой «О феномене художественногов мистерии “Та’зие”. (Предварительные рассуждения)» (Искусство Востока. Художественная форма и традиция).241Ul-Huda Q. Khwâja Mu‘în ud-Dîn Chishtî’s death festival: competing authorities over sacred space // Journal of ritualstudies. - 2003.
- Vol.17. Issue 1.23676Всредневековойпроисхождениямусульманской культуремузыкисуществовалинаучныепараллельностеориимифологическимисюжетами. Основоположником этого направления стал Абу Наср ал-Фараби. Всвоем монументальном труде по музыке «Большая книга музыки» ал-Фарабиизложил теорию, которая во многом сходится с современными взглядами напроисхождение музыки. Возникновение музыки ал-Фараби связывал с наличием улюдей«определенныхприродныхспособностей,присущихчеловекуотрождения»: склонность к стихосложению, которая, по ал-Фараби, «являетсянепроизвольной, закрепленной у человека с самого начала его бытия»; присущаявсем животным способность издавать звуки, благодаря которой человек можетвыражать свое эмоциональное состояние; потребность в отдыхе и облегчениитруда, поскольку музыкальное искусство может быть как видом досуга, так исредством побуждения к труду242.В разделе «Введения в искусство музыки» о происхождении инструментовал-Фараби изложил свой взгляд на проблему первичности вокальной илиинструментальноймузыки:«Когдаэтимелодии243имитировалисьисопровождались другими звуками, извлекаемыми из всех прочих инструментов,они становились богаче, великолепнее, красивее и приятнее на слух и лучшезапоминались <…> [Поэтому исполнители] стали и в дальнейшем искатьаналогичные им и сходные по звучанию [мелодии] на всех других телах,производящих звуки»244.
Таким образом, получается, что сначала возникливокальные мелодии, а затем уже люди стали экспериментировать с различнымипредметами, при помощи которых можно издавать приятные для слуха звуки.Поскольку,согласнотеорииал-Фараби,музыкавозниклавследствиеестественных потребностей человека в выражении своих чувств и для облегчениятяжелой работы, мелодии, созданные людьми, различаются в зависимости отцелей их исполнения. Со временем, то, что возникло как инстинктивное242Даукеева С.Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби.
С.156.Ранее в разделе «Происхождение песенных мелодий» ал-Фараби пишет о напевах, мелодиях и песнях, что даетнам основание предположить, что в данном отрывке он подразумевает именно вокальные мелодии.244Там же, с.158.24377самовыражение при помощи звуков, развилось в «высокое» музыкальноеискусство.Среди мусульманских ученых и философов, которые придерживались научныхтеорий, особого внимания заслуживает теория Ибн Сины.
Так же как ал-Фараби,Ибн Сина был сторонником естественного происхождения музыки: и ал-Фараби,и Ибн Сина утверждали, что ее возникновение вызвано естественнымипотребностями животных и человека. Теория Ибн Сины, изложенная в разделе омузыкальной науке «Книги исцеления», сочетает в себе эволюционную илингвистическую гипотезы. С одной стороны, возникновение музыки связано сразвитием речевых интонаций, а с другой — музыка появилась в результатеразвития системы звуковых сигналов, существующей в живой природе, котораянеобходима в брачный период или в случае нападения245.
«Если ал-Фарабиподчеркивает решающее значение врожденных качеств и в некоторой степени —трудового процесса, то Ибн Сина отмечает склонность человека к измененияминтонаций и «подражанию»246. Таким образом, для Ибн Сины музыка, возникнувв процессе становления человеческого общества, прежде всего выполняет в немкоммуникативную функцию.Сходная теория происхождения музыки изложена и в «Жемчужине короны»аш-Ширази, и «Трактате о музыке» Джами.
Однако у них уже фигурирует вбольшей степени религиозное обоснование. Для аш-Ширази и Джами совершенноочевидно, что Бог, по своей милости, наделил все живое способностью издавать ивоспринимать звуки для того, чтобы животные могли сообщать друг другу некуюинформацию. Средством, при помощи которого ее можно сообщать на дальнихрасстояниях, является звук, а разнообразие звуков, интонаций и мелодийобъясняется различными нуждами. В отличие от животных, у человека «появилсяинтерес к изобретению звуков»247, то есть к созданию музыки.245Музыкальная эстетика стран Востока.
С.280-282.Общественные науки в Узбекистане. 1980. №8-9. С.86.247Музыкальная эстетика стран Востока. С.290.24678Интересную гипотезу относительно генезиса музыки изложил врач XVIвека Дауд ал-Антаки. Согласно его теории, люди изобрели музыку стихийно,вдохновляясь пением птиц, звуками воды и ветра. Но затем некий греческийфилософ организовал изобретенные людьми звуки в соответствии с пропорциями,наблюдаемыми при движении небесных тел, затем в соответствии с этими жепропорциями он создал ‘ӯд248.
Естественно предположить, что здесь идет речь оПифагоре. Данная гипотеза объединяет в себе, с одной стороны, даньпифагорейской традиции, а с другой — идею подражания музыки природнымзвукам.Что касается метроритма, то в позднесредневековых трактатах, скорее всегопод влиянием учения Ибн Сины, его происхождение часто объяснялосьсоответствием биению пульса. Подобные идеи высказаны в «Драгоценномтрактате [о музыке]» неизвестного автора XVI века и в «Трактате о музыке»Дервиша Али. В то же время у того же Дервиша Али изложена и другая версиявозникновения различных видов метроритмических формул: большинство былосоздано в подражание пению птиц, например, кукареканью петуха иливоркованию голубя249.Оригинальную гипотезу относительно генезиса музыки можно почерпнуть иззнаменитой «Мукаддимы» философа Ибн Халдуна (1332-1406).
Возникновениемузыки Ибн Халдун связывал с чувством радости, вследствие которого людиначинают музицировать, петь и танцевать. Согласно воззрениям Ибн Халдуна,«природа радости и веселья заключается в расширении и распространенииживотного духа, природа же грусти, напротив, — в сжимании и сгущении.Установлено, что жар расширяет и раздвигает воздух, увеличивая егоколичество»250, Поэтому к радости и легкомыслию наиболее склонны те, ктоживет в жарком климате, а также пьяные и посетители бань. Этим Ибн Халдунобъясняет их предрасположенность к развлечениям, музыке и танцам.