Диссертация (1146507), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Так, американский евангелизм, чей расцвет совпал сполитическим восхождением «неоконов», как форма протестантизма также являлся (иявляется) неоконсервативным по образу действия (за счет соединения консервативныхценностей и активного гибкого миссионерства), но уже не в политическом, а врелигиозном смысле. И неоконсерватизм, и евангелизм способствовали в конце XX векавыражению религиозных принципов, основанных на христианском фундаментализме.Тот, в свою очередь, «предоставил» неоконсерваторам ценностный и понятийный аппарати эсхатологическую мессианскую парадигму, ставшую основой политики обеихадминистраций Р. Рейгана.Учитывая то, что любой «недемократичный» («деспотичный») режим несоответствует идеалам мессианской религиозной традиции США, вновь вышедшей наавансцену в начале XXI века, большинство активных христианских фундаменталистов вСШАиполитическихнеоконсерватороввсегданаходилипринципиальноевзаимопонимание по вопросу о формировании глобальной политики Вашингтона.
Яркимсвидетельством тому стала эпоха Дж. Буша-мл., время расцвета американскогополитического неоконсерватизма. После нее неоконсерватизм как публичная идеология206Фукуяма Ф. Op cit.84отошел в тень (сохранив при этом определенное влияние внутри истеблишмента), чего нескажешь про «правых христиан», ставших активной общественной оппозициейадминистрации Б.
Обамы.Этот союз стал питать правоконсервативные круги. Их приход к власти в США вначале1980-ыхгодовпозволилсоединитьпротестантскийфундаментализмссолидаризирующимся с ним неоконсерватизмом и сформировать то, что до сих поризвестно как «политика в духе Рейгана». Такое сотрудничество совпало с объективнойтенденцией к возрождению роли религии во внутренней и внешней политике США.85Глава 3. Влияние христианского фундаментализма на формирование внешнейполитики США после «холодной войны»3.1. «Правые христиане» и внешняя политика администраций Б. Клинтона.Развитие христианского фундаментализма в США в конце XX векаБольшая часть 1980-х была «золотым веком» христианского фундаментализма вСША.
Сфера внешней политики США, как и многие вопросы внутренней жизни,испытала на себе их ощутимое влияние. Однако с окончанием «холодной войны»международно-политическая ситуация резко изменилась, и религиозные консерваторы вначале 1990-ых годов должны были адаптироваться к новым условиям. Популярность ихидей, актуальных в период наибольшего напряжения сил в «холодной войне», пошла наспад уже к концу 1980-х: «В этих условиях волна правого консерватизма постепеннопошла на убыль.
«Новые правые», сыгравшие, пожалуй, решающую роль в овладенииполитическойинициативойиобеспеченииидейнойгегемонии,созданиисоответствующего морального климата в обществе на начальном этапе консервативногоповорота, отошли на второй план. Заметно пошатнулся их политический авторитет ипрестиж тесно связанных с ними религиозных фундаменталистов. Накопив солидныйполитическийпотенциал,попреимуществуиспользуяатмосферуглубокойнеудовлетворенности, царившую в США на рубеже 70-х – 80-х годов, они в дальнейшемостро ощутили дефицит новых конструктивных идей, способных поддерживать единствоих весьма разноликой массовой базы, начали все больше акцентировать внимание напреходящих, краткосрочных целях, что подрывало их политическую дееспособность.
Сталочевидным моральный и политический износ программных установок – приверженностьжесткой линии в нравственной сфере, в социальной и внешней политике – поставленныхправым консерватизмом на повестку дня».207В 1989 году прекратило свое существование «Моральное большинство» Дж.Фалуэлла, да и в целом, внутреннее единство правых консерваторов, скрепляемое вомногом общими религиозными и внешнеполитическими установками, рушилось по мереприближения окончания «холодной войны»: «Вторая половина 80-х была отмеченанарастанием идейных и политических разногласий в лагере «новых правых».
Узы,скрепляющие его воедино, заметно ослабли. Служащая опорой207Гаджиев К.С. Современный консерватизм. М., 1992. С. 137.«религиозным»86консерваторамкоалицияпротестантов-фундаменталистовиприверженцевортодоксального католицизма утратила былое единство». 208Сменивший Р.
Рейгана республиканец Джордж Буш-старший был умереннымконсерватором. В своих речах он не призывал к священной борьбе со злом. Скорее от негоможно было услышать спокойные фразы, наподобие этой выдержки из его предвыборноговыступления на республиканском съезде в 1988 году: «Я следую нескольким традициям.Одна из них гласит, что Бог существует, и Он добр, и его любовь, хоть и безвозмездна,имеет персональную цену: мы должны быть добры друг к другу». 209 Как отмечал ДэниэлУильямс, Дж.
Буш-ст. в ходе избирательной кампании 1988 года сместился обратно кцентру политического спектра, отойдя от «христианских правых», полагая при этом, чтопоследние все равно не станут голосовать за его демократического оппонента М.Дукакиса.210Кроме того, окончание «холодной войны» войны и ускоряющийся кризис СССР,казалось бы, лишили «фундаментальных христиан» США образа врага.
Но это отнюдь неизменило точки зрения правоконсервативных политических кругов на необходимостьжесткой внешней политики «в духе Рейгана» и глобальной «борьбы со злом». Дж. Айкманписал: «Армагеддон отодвигался в неопределенное будущее. Влияние христианскихсионистов и неоконсерваторов произраильского толка на американцев пошло на убыль.Но хотя СССР больше не существовал, для неоконов Израиль по-прежнему представлялсяуязвимым, окруженным врагами государством». 211 Да и сам миф о величии внешнейполитики Рейгана, сформировавшийся в сознании фундаменталистски настроенныхизбирателей и политиков США, оказался чрезвычайно живучим и притягательным, чемуспособствовал и постепенно усиливающийся страх перед исламским миром: «Изменения,208Там же. СС.
138-139.209George H. W. Bush's Acceptance Speech at the Republican National Convention. August, 18, 1988. URL:http://www.sweetspeeches.com/s/1271-george-h-w-bush-acceptance-speech-at-the-republican-nationalconvention#ixzz3DcO0ZzNV210Williams D. K. From the pews to the polls: The formation of a southern Christian right. Providence, RhodeIsland, May, 2005. P. 424.211Aikman D. The Great Revival: Understanding Religious “Fundamentalism”July/August 2003.
URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/59025/david-aikman/the-great-revivalunderstanding-religious-fundamentalism87произошедшие после «холодной войны», произвели на свет в чем-то ошеломляющесредневековую концепцию столкновения цивилизаций, которая добавила в прямомсмысле религиозное измерение к внешней политике, ранее определяемой главнымобразом, в политических и экономически терминах»212. Религиозное обоснование этойвсемирной борьбы тоже нуждалось в новом выражении. Неудивительно, что роль «силзла» в их понимании вместо Советского Союза очень быстро стали играть исламскиестраны – противники Израиля.Однако до 11 сентября 2001 года было еще далеко, и данный вопрос непредставлялся обычным американцам столь актуальным.
Повестку дня задавалинеолибералы, и консервативным кругам необходимо было формировать новыйконцептуальный ответ. Борис Межуев писал: «Потускневших и морально обветшавшихветеранов «холодной войны» сменили «молодые, эффективные, грамотные» «прорабыглобализации». Либерально-технократическому «маршу энтузиастов» Клинтона нужнобыло противопоставить что-то столь же оптимистическое. И именно новая имперскаяидеология США как в религиозной – доминионистской, так и в светской –неоконсервативной версиях наилучшим образом отвечала этой задаче. Американскиеправые, таким образом, смогли открыть для себя и для своей страны новое СветлоеБудущее».213 Исследователь поясняет: «Доминионизм – это общее имя для огромногомножества религиозных доктрин и течений, его истоки проследить не так легко, онислишком разнообразны...
Общий смысл ее в том, что Тысячелетнее Царство Христово неследует ожидать в будущем, ибо оно уже наступило. Хотя Царство уже наступило посрокам, оно будет «воссоздаваться» руками самих людей – Земля должна быть отвоеванаЦерковью у Сатаны. Когда процесс «реконструкции» мира на христианских началахзавершится, конец истории сойдется с его началом, миру будет придан первоначальныйобраз, и Христос вернется на очистившуюся от зла Землю».214 Доминионизм, тем самым,212Nietzschean Christianity, or, an American Foreign-Policy Paradox. URL: http://www.sens-public.org/spip.php?article326&lang=fr213Межуев Б. Американский фундаментализм и русская «консервативная революция». М, 2003.
С. 111. URL:http://www.ruthenia.ru/logos/number/36/14.pdf214Там же.88имел существенные расхождения с христианским фундаментализмом, опора на которыйсо стороны правых также становилась все менее очевидной.Однако любому варианту возвращения религиозного мессианства в публичнуюполитику США мешала выдержанная в гораздо более светских и прагматичных тонахвнешнеполитическая программа администрации Клинтона. При этом на протяжении 1990х росло недовольство консервативных религиозных, общественных и политическихкругов «расслабленной» политикой администрации Клинтона, теряющего, по мнениюправых, драгоценные возможности для перестроения мира по американским лекалам.Оппоненты демократов из Республиканской партии США не преминуливоспользоваться ростом этого недовольства (относящегося как к внутренней, так и квнешней политике): «В 1994 году непопулярность Билла Клинтона и началоконсервативнойреволюции,возглавленнойконгрессменомНьютомГингричем,всколыхнули приунывшие ряды республиканцев.