Диссертация (1146507), страница 14
Текст из файла (страница 14)
В итоге они на время вновь вернулись к делам, восновном, внутренней жизни американского общества: «До конца 1970-х годовбольшинство сепаратистски настроенных фундаменталистов были неактивными вполитическом плане. Известные лидеры фундаменталистов Карл Макинтайр и БиллиДжеймс Харгис (Billy James Hargis) (1925-2004) были на острие атаки против коммунизмав период после Второй мировой войны, но такая активность была, скорее, из ряда вонвыходящей и не отражала настроение большинства».159Ключевым периодом в плане возвращения консервативных евангелистов (включаяфундаменталистов) к активной политической позиции стало начало 1970-х.
Именно тогдаони начали превращаться в действительно значимую политическую силу, используярастущее ощущение усталости американского общества от десятилетия либеральныхреформ: «В течение 1970-х годов американские средства массовой информации сделалинеожиданное «открытие», что евангелизм был одной из самых заметных сил вамериканском обществе. Евангелизм в действительности много лет спокойно развивался,и число евангельских христиан к тому времени составляло от сорока до пятидесятимиллионов человек, в то время как другие протестантские группы и католики говорили обуменьшении числа прихожан. Как только евангелизм был «открыт», он стал привлекатьпристальное внимание средств массовой информации, и его тиражировали многие«звезды» телевидения и известные спортсмены.
Выгоды от этого второго рождения былииспользованы и в политике, свидетельством чему является победа Джимми Картера напрезидентских выборах 1976 года, когда евангелизм проявил себя как влиятельнаяполитическая сила».160 1976 год и становится ключевым «водоразделом» в истории159Сафронов Р.О. Особенности проявления религиозного экстремизма и фундаментализма в США. Журнал«Этнорелигиозная конфликтология», №1 2011. — с.13-27. URL: http://religious-life.ru/2012/11/osobennostiproyavleniya-religioznogo-ekstremizma-i-fundamentalizma-v160Там же.60влияния «правых христиан» США на политику Вашингтона, о чем подробнее речь идетниже.Таким образом, говоря об истории развития внешнеполитических воззренийпротестантов-фундаменталистов, можно в некотором смысле провести аналогию систорией развития внешней политики государства Соединенных Штатов, которые, отойдяот изоляционизма в ходе Первой мировой войны, вскоре после этого вновь вернулись кэтой доктрине, сохраняя верность ей до момента вступления во Вторую мировую войну.Так же и христиане-фундаменталисты Америки, проявив ранее не очень-то свойственныйим интерес к внешней политике Соединенных Штатов в 1940 – 1950-х, снова отдалилисьот нее в 1960-х, погрузившись в дела американского общества и пытаясь отстоять своевлияние, поставленное под сомнение в результате наступления либеральных сил.
Поэтомупериод с 1946 по 1976 годы принес им весьма противоречивые плоды.Хотяперваяполовина«холоднойвойны»такинесталаэпохойвнешнеполитического прорыва американских протестантов-фундаменталистов, данныйэтап их исторического развития стал трамплином для будущих успехов. Их идеипостепенно становились востребованы консервативной частью общества и элиты США иснова обрели популярность.Приэтомвнешнеполитическаядоктринаамериканскиххристиан-фундаменталистов состоялась на базе двух ключевых идей – поддержке Израиля иантикоммунизме. В этот же период они начали сближение с Республиканской партией ивообще «ястребами» в сфере внешней политики. Поддержка жесткого, милитаристского иобоснованного верой в особую миссию Америки внешнеполитического курса закрепиласьза христианско-фундаменталистскими силами в США, став во многом «визитнойкарточкой» их идей уже в эпоху Рональда Рейгана.612.2.
«Христианские правые» и внешняя политика администраций Р. Рейгана.Американское консервативное возрождение, развернувшееся в середине 1970-ых,стало принимать отчетливые политические черты: «Консерваторы, давно не имевшиевласти на национальном уровне, имели хорошие политические позиции в контексте этихновых умонастроений. Многие американцы были восприимчивы к их идеям обограниченном правительстве, сильной национальной обороне и защите традиционныхценностей.
Этот консервативный подъем имел много источников. Большая группафундаменталистских христиан была особенно обеспокоена преступностью и сексуальнойраспущенностью. Они надеялись вернуть религия или моральным заповедям, зачастуюсвязанным с нею, центральное место в американской жизни». 161 Начиная со второйполовины 1970-ых, инициатива в социальной, духовной и политической сферах прочнопереходит к консерваторам, которые стали задавать тон в правых политических кругах, авскоре и в Соединенных Штатах, в целом.
Внешнеполитическая повестка дня такженаходится под их все большим влиянием: разочарование от «разрядки» в отношениях сСССР становится в США все более очевидной.В свое время этот процесс резкого возрождения влияния американских правыхотметили и советские американисты: «Настроение недовольства аморализмом в СШАпроявилось в форме общих, обращенных ко всем институтам власти требований повыситьуровень моральной ответственности. В этой связи понятна готовность многихамериканцев поддерживать именно тех политических лидеров, которые декларировалиприверженность традиционным нормам морали».162 Отечественный ученый К.С.
Гаджиевтакже писал: «Есть немалые основания видеть в процессе тех социально-политическихсдвигов 70-х – начала 80-х… и своеобразную ответную реакцию части масс на издержкилиберальных перемен в сфере общественной культуры и морали, на эрозию рядаэлементов традиционного добропорядочного поведения и образа жизни. Консерватизм вобщественных отношениях далеко не в последнюю очередь отразил негативноеотношение161частимасскнекоторымэпатирующимихкрайностямThe New Conservatism and a New World Order. The Reagan Years. 06 April 2008.
URL:http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/publication/2008/04/20080407124018eaifas0.4034998.html#ixzz3A4vgPlp5162Современная внешняя политика США в 2 т. Под ред. Трофименко Г.А. Т. 1. Гл. 4. Под ред. Ю.А.Замошкина. М.: Наука, 1984. С 115..62антитрадиционалистских перемен в социальном поведении новых поколений, бросавшихвызов общепринятым нормам морали и нравственности».
163 Итак, исходный импульс квозвращению морального компонента политики был внутренним. Для христианскихфундаменталистов США были крайне благоприятны такие настроения.Консервативный «поворот» напрямую коснулся и взглядов американскогообщества на внешнюю политику: «С середины 70-х годов все большее значение длясостояния массового сознания приобретают ощущения падения престижа страны в мире,ухудшения ее позиций на международной арене и стремление к укреплению ее военноймощи. Чувства раздраженности, даже унижения, возникающие в сознании широкихсоциальных слоев в связи со снижением роли 62США в мире, формировали уамериканцев не только недовольство внешнеполитическим курсом правительственнойадминистрации, но и негативное отношение к процессу разрядки 70-х годов и в конечномитоге более жесткий подход к внешнеполитическим проблемам».
164Этатенденцияпривелактому,чтовзглядыамериканскиххристиан-фундаменталистов на вопросы мировой политики оказались востребованы в Вашингтоне.На протяжении долгих лет «холодной войны» воздействие религиозных организаций наформирование внешнеполитического курса США хотя порой и оказывалось заметным, новсе же не было определяющим. Зато в последней четверти XX века ситуация стала быстроменяться, а их роль – возрастать.Сначала правые евангелистские круги способствовали победе обещавшего вернутьАмерикеутраченныеморальныеценностиДжиммиКартера(натотмомент,представителя Южной баптистской конвенции) на президентских выборах 1976 года.
Принем же произошло возвращение моральных ценностей во внешнеполитическую повесткуВашингтона. Советские исследователи писали: «После прихода к власти администрацииДж. Картера в ее внешней политике проявляется весьма характерная черта – сочетаниеярко выраженной склонности к морализму с «силовым подходом».165 Сам Дж. Картерговорил так: «Мы восстановили моральную основу для нашей внешней политики. Самое163Гаджиев К.С. Современный консерватизм. М., 1992. С.
31.164Там же. С. 33.165Современная внешняя политика США в 2 т. Под ред. Трофименко Г.А. Т. 1. Гл. 4. Под ред. Ю.А.Замошкина. М.: Наука, 1984. С 114.63сердце нашей идентичности как нации это наша твердая приверженность правамчеловека».166Следует уточнить, что в 1970-ые годы демократы еще не были столь выраженнымилибералами, а республиканцы – столь убежденными консерваторами. Окончательная«кристаллизация» идеологии партий произойдет чуть поздней, а в 1976 году демократДжеймс Картер был относительно консервативным политиком. Д.
Дробницкий по этомуповоду писал: «Если бы мы сегодня послушали октябрьские 1976 года дебаты междуКартером и Фордом, заранее не зная, кт.е. кто, то почти наверняка решили бы, что Картер– умеренный республиканец-консерватор,либерал».167Поэтомунеудивительно,а Форд – столь же умеренный демократчтохристианскиеконсерваторы,нынеассоциирующиеся почти исключительно с Республиканской партией, в 1976 годусклонились к поддержке представителя демократов.Однако Дж. Картер вовсе не был идеальным для них кандидатом, поскольку,будучи довольно умеренным политиком, он не мог поддерживать столь высокую степеньверностиихправоконсервативнымидеям.Поэтомуизлишняя,навзглядультраконсерваторов, либеральность Картера вскоре разрушила этот союз. При этом жеон не мог в полной мере устраивать и либералов.
Либеральные круги скептическиотносились к его религиозности, полагая, что президент напрасно отказался отпродолжения прошлого прогрессистского курса. В свою очередь, консерваторы довольнобыстро сочли его недостаточно решительным и последовательным. Окончательнодемократ Картер разочаровал правых своей слабостью во внешней политике, апогеемкоторой стал иранский провал 1979 года.
Так, Джимми Картер оказался между двумялагерями. Однако с исторической точки зрения его победа 1976 года открыла дорогу дляправоконсервативного прорыва и усиления влияния религиозных фундаменталистов. Приэтом его поражение от еще более консервативного Р. Рейгана в 1980 году закрепилоданную тенденцию. Религиозные консерваторы завершили процесс переориентирования166Jimmy Carter State of the Union Address 1978. January 19, 1978. URL:http://www.jimmycarterlibrary.gov/documents/speeches/su78jec.phtml167Дробницкий Д.
«Партия Джерри Фалуэлла». Американские корни русского политического официоза.4.07.2012. URL: http://terra-america.ru/partiya-jerri-faluella.aspx64на Республиканскую партию, которая приняла их идеи. Демократы же, начиная с 1980-ых,стали стойко ассоциироваться с либералами.В целом, период с середины 1970-х по начало 1980-х стал историческим«водоразделом» для отношения партий к религии. Именно в это время сошли сполитической авансцены последний видный республиканец-прогрессист президентНиксон и консервативный демократ президент Картер.