Диссертация (1146247), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Денкташа и Т.Пападопулоса).Во-первых, план был составлен Аннаном и его советниками без учётамнений и взглядов кипрских лидеров и общества. Это было самой большойстратегической ошибкой на стадии его подготовки.Во-вторых, вместо того, чтобы собрать две общины в одном месте иобъяснить им преимущества решения кипрской проблемы для общего блага, впроцесс были вовлечены Турция, Греция и ЕС, что привело к сохранению иусилению конфронтации с обеих сторон.
Таким образом, участники быливынуждены голосовать за план, построенный на лозунге «победить илипроиграть». Референдум, основанный на психологическом барьере, нанессерьезный удар по процессу примирения на острове.Такжеприсоставленииплананебылопринятововниманиесущественное влияние Православной церкви на политические решениягреческого общества. К сожалению, церковь поддержала пропаганду «против»плана, апеллируя к чувству национализма греков-киприотов.Кроме того, в процессе решения вопроса у обеих общин на первом планестояли понятия «турки» и «греки», но не «киприоты».
В плане было заявлено,что государственными языками Объединенной Кипрской Республики станутгреческий и турецкий394. Но греки-киприоты были обеспокоены, в особенности,тем фактом, что школьники будут вынуждены изучать оба языка, а это моглопривести к финансовым, организационным и психологическим трудностям395.394Сафрастян Рубен, Турция икипрская проблема: Эпизоды большой игры // 21-й ВЕК.
№2.2005. С.61.395Указ. соч., С.61.138Другим препятствием для принятия плана Аннана оказалась весомаяразница в уровнях экономического развития двух общин. В отличие от ТРСК,Республика Кипр демонстрировала стабильный экономический рост. Грекикиприоты были обеспокоены тем, что при объединении с турками-киприотамиэкономическое состояние северной части острова негативно скажется наюжной.С другой стороны, Турция 17 декабря 2004 года начала переговоры поповоду членства в ЕС, умело воспользовавшись атмосферой, сложившейсяблагодаря тому, что она поддерживала сторону, ответившую «да» кипрскомреферендуме.
И хотя некоторые страны-члены ЕС рассматривали возможностьиспользования Кипра в качестве инструмента давления на саммите в Брюсселе,решительная позиция Анкары в этом вопросе не позволила прибегнуть к этому.Выводы по Главе 2В период между саммитом 1997 года в Люксембурге и появлением планаАннана в 2004 году в Турции и в мире произошли значительные изменения.Турция, отказавшаяся от статуса страны-кандидата в ЕС на саммите вЛюксембурге, прервала отношения с ЕС и приступила к укреплениюотношений с ТРСК.
Обеспокоенный подобной ситуацией и потерявшийвозможность оказывать давление на Анкару Брюссель осознал ошибку и былвынужден внести изменения в свою политику. С другой стороны, ошибкуосознали и в Афинах, поскольку поняли, что вне ЕС давить на Турцию ввопросах Кипра и региона Эгейского моря не представляется возможным.Между тем, произошедшее в Турции землетрясение и сближениетурецкого и греческого народов для ЕС и Греции стали шансом на улучшениеотношений с Анкарой. Приход к власти в ФРГ правительства Г.Шредера,которое, в отличие от предшественников, препятствовавших получениюТурцией статуса страны-кандидата на вступление в ЕС, было положительнонастроено по отношению к перспективам членства Турции в ЕС, стал ещеодним фактором прогресса по данному вопросу.139Хотя в Турции получение статуса кандидата по итогам Хельсинскогосаммита считалось большой победой, последовавшие за этим экономическийкризисиобразованиекоалиционногоправительствазамедлилишаги,предпринимаемые Анкарой для дальнейшего вступления в ЕС.Переговоры, проводившиеся с целью решения кипрского вопроса,продолжались и в этот период.
Встречи, проходившие под председательствомГенерального секретаря ООН К. Аннана, упрямство лидера ТРСК Р. Денкташаи результат правильного использования этого факта Г. Клиридисом далигрекам-киприотам возможность для вступления в ЕС.В преддверии референдума по плану Аннана положение на острове былоочень запутанным. Турко-киприотский народ, уставший от годами длящейсяизоляции и бедности, хотел вступления в ЕС вместе с Республикой Кипр и былнастроен решительно. Однако Южный Кипр уже и так получил входной билет вЕС и не желал тащить за собой проблемный север.ДопущеннаяЕвросоюзомошибка,всвоюочередь,досрочногарантировала, что в ЕС будет принят в качестве полноправного члена толькоЮжный Кипр вне зависимости от того, будет ли найдено политическоерешение кипрского вопроса в рамках ООН. Подобная линия поведения ЕСстала косвенным препятствием для нахождения долгосрочного политическогорешения в кипрском вопросе.
В результате подобного развития событий средитурецкого населения резко снизилось доверие к ЕС.Тем временем, на Брюссельском саммите 2004 года было решено начатьпереговоры по вступлению Турции, в отношении которой ЕС выработал новуюстратегию, отличную от применявшейся в отношении стран-кандидатов ранее.Первая причина для подобного шага состояла в том, что Евросоюз извлекурокизпоследнегопроцессарасширенияиосозналнеобходимостьформирования нового подхода к интеграции с новыми кандидатами. По этойпричине при последующих расширениях он должен был установить контроль иобеспечить условия для полной реализации необходимых для членстватребований.140Вторая причина заключалась в том, что процесс консолидации Европыбылнаправленнасозданиеполитическогоединства.ЕСпридавалпервостепенное значение обсуждению политических границ союза, его нуждами направленности развития.
По этой причине в Брюсселе чувствовалинеобходимость более осторожного подхода к вопросу расширения. Посколькуобсуждение проблем политической консолидации, в некотором смысле, должнобыло определить европейскую идентичность ЕС и его будущее, то, какая странаи на каких условиях будет занимать свое место в этом образовании, и каковобудет ее влияние на союз, имело принципиальное значение.Третья причина состояла в том, что Турцию воспринимали, как болеесложную, нежели другие кандидаты, страну396.
И, наконец, еще однойпричиной стал рост популярностикрайнеправых партий в ЕС и ихотрицательное отношение к Турции.Таким образом, если на саммите в Хельсинки Турции был официальноприсвоен статус страны-кандидата в ЕС, что стало началом комплекснойтрансформации и для нее, и для ЕС, то сложившаяся позитивная атмосферабыла разрушена последующим саммитом в Ницце.
Парадоксальность ситуациис Турцией заключалась в том, что, будучи уже долгое время потенциальнымкандидатом в ЕС, она стала занимать место «потенциального кандидата вкандидаты» лишь после того, как были выявлены её несоответствия дляполноправного членства.396Baykal S., Arat T. AB’yle ilişkiler: 1980-2001. S. 355.141ГЛАВА 3. Кипрский вопрос как главное препятствие на путиинтеграции Турции в ЕС (2005-2015)3.1. Отказ Турции открыть порты и аэропорты для Кипра и реакцияЕС (2005-2009)В декабре 2004 года была определена дата начала переговоров с Турциейо вступлении в Евросоюз, однако выдвинутое Брюсселем условие подписаниядополнительногопротоколапродемонстрировалоновыеожиданияотносительно того, какие дальнейшие действия предпримет Анкара дляразрешения все еще сохранявшейся кипрской проблемы.
В период с 1990 по2004 гг, когда отношения ЕС и Турции ознаменовались закреплением запоследней статуса страны-кандидата, разрешение кипрского вопроса выгляделодостаточным для членства, но после Брюссельского саммита 17 декабря 2004года были выдвинуты новые обязательства, выполнение которых включалопризнание Турцией Республики Кипр.3.1.1. Давление ЕС посредством дополнительного протокола ипозиция ТурцииПо итогам Брюссельского саммита 16-17 декабря 2004 года было приняторешение о начале 3 октября 2005 г. переговоров о полноправном членствеТурции.
После вступления Кипра в ЕС его члены, главным образом, Греция иФранция, начали оказывать на Турцию давление, чтобы она призналаРеспублику Кипр единственным законным представителем острова. 17 декабрябыло объявлено, что Анкара должна сделать это до 3 октября 2005 года, итолько при таком условии можно будет начать вступительные переговоры397.Одной из важнейших проблем было то, что с 1974 г. порты ЮжногоКипра были закрыты местными властями для турецких кораблей.