Диссертация (1146212), страница 62
Текст из файла (страница 62)
И если в них было «слишком много православия и слишкоммало антибольшевистских материалов», их выпуск не разрешался». 1 Нам кажется несовсем верным тезис о слишком уж пронацистской направленности «ПравославногоХристианина». Мы постараемся остановиться на всех материалах так или иначекасающихся Псковской Миссии, в особенности тех, которые были написаны самимдуховенством, а потом отдельно остановимся на участии клириков в пропагандистскихакциях нацистов, сравним точки зрения на внутрироссийские, особенно церковныепроблемы светских авторов оккупированных районов России с позициями духовенства.Сейчас сложно будет установить какая из статей того или иного священникамиссионера была первой из изданных в печати оккупированных районов Северо-Запада,так как множество номеров было с годами утеряно, а местное население боялось иххранить из-за опасности репрессий со стороны советских властей.
Некие материалы оМиссии, ее составе и деятельности печатались практически сразу после приезда первойгруппы латвийских пастырей в Псков а августе 1941 г. Зачастую редакции издававшихсяпод оккупацией газет непосредственно помогали деятельности Псковской ПравославнойМиссии. Ярчайшим примером этому может служить факт того, что в псковско-рижскомиздании газеты «За Родину» в 1942 г. из номера в номер печаталось такое вот любопытноеобъявление:«Требуются православные священники.
В освобожденных областяхправославные храмы открываются один за другим, но многие церкви еще не могутоткрыть своих дверей из-за отсутствия духовенства. Чтобы получить сведения околичестве подходящих к духовному сану лиц в каждой отдельной области, кандидатовна духовные должности просят зарегистрироваться в редакции газеты своей области илирайона. Из числа зарегистрированных кандидатов экзархат православной церкви изберетнужных священников.». 2 Как мы видим, редакция этого издания выполняла крайневажную для первого года служения Псковской Миссии работу, помогая восстановитьприходскую систему. С другой стороны, имели место и некоторые разногласия между1Ковалев Б.Н.Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации.
М.: Молодаягвардия, 2011.C. 497.2ЦГАИПД. Ф.0-116. Оп.9. Д.651. Л.21239публикуемыми в периодических изданиях статьями и заметками о Православной Церкви.Пример с владыкой Иоанном (Гарклавом) мы уже описывали раннее, теперь отметимнесоответствие в информации о церковной жизни в одном из номером «Двинскоговестника», после чего было постановлено, что отныне печатаемая в периодическихизданиях информация так или иначе затрагивающая вопросы церковной жизни должначерпать такую информацию только после получения письменных сведений от ЛатвийскойЕпархиальной Канцелярии. 1Что же касается собственно «идеологических проблем», то точно одним из первыхподобных по тематике материалов Миссии стала статья-воззвание из сентябрьскогономера дновской газеты «За Родину», автором которой является отец Иаков Начис. 2 Всвоей небольшой статье отец Иаков характеризует военные действия как «пронесшуюсястрашную бурю», которая, правда, смела со своего пути все ужасы советского строя.Большевиков миссионер открыто называет садистами и сатанистами, которые, благодарянеистовствам своей сначала небольшой партии вырвали из человеческой среды«миллионы наших братьев и сестер, наших архипастырей и пастырей, людей всякогозвания и состояния, взрослых и малых детей».
Священник говорит, что в отношенииРоссии как бы исполняются слова Пророка о том, все в язвах и все сердце исчахло, нигденет здорового места (имеется ввиду собирательный образ России). Пастырь упоминает и отом, что гонения выливались в кощунственные превращения храмов и монастырей в«места нечистых развлечений», уничтожались святые мощи и иконы. К тому жеупоминает пастырь и о заступничестве над Отечеством как святых митрополитовРусского Средневековья Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Патриарха Ермогена и святыхподвижниковСергияРадонежскогоиСерафимаСаровского,такиновыхсвященномучеников и мучеников, которые пострадали и были уничтожены безбожнымивластями за прошедшие неполные двадцать пять лет своего владычества, в частности оПатриархе Тихоне, Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Петре имитрополите Петроградском и Гдовском Вениамине. Есть в воззвании и тема давнихпророчеств, в частности Серафима Саровского, московского митрополита Филарета иотца Иоанна Кронштадтского о наступающих в России темных временах (о чем всоветские времена естественно не говорилось).
Нападение гитлеровской Германии наСССР называется освобождением, но без долгих панегириков «вождю Великогерманского1LVVA. F.7469. a.1. 77 apr.1 l 102.2ЦГАИПД. Ф.0-116. Оп.9. Д.131. Л.2-2-б.240Рейха». Освобождение от большевизма не представлялось как торжество постулатовнационал-социализма или слепого подчинения оккупационным властям, а скорее какосвобождение от гонений и воинствующего атеизма: «…близка гибель большевизмакоммунизма и близок тот день, когда мы в радости духовной воспоем победный гимнпобедителю смерти Христу Господу. Какая несказанная радость ожидает нас, ожидает всенароды России.» 1 .
Поднята отцом Иаковым и очень важная для русского народа темапокаяния за грехи, без которого невозможно и будущее возрождение страны и еевозвращение к Христианству. В конце статьи есть и реляции по отношению к Гитлеру иего армии, но они, как и в большинстве подобных статей миссионеров, выглядят какнеобходимая для самосохранения инородная для основной части статьи вставка.
Главныеже мотивы: покаяние, возвращение к национальным традициям, возвращение к ХристовойВере видны невооруженным взглядом.Не менее жестко и обстоятельно звучит критика и со страниц первого номераглавного миссионерского журнала - «Православного Христианина». Кроме всего прочегоотметим, что этот номер журнала был приурочен к годовщине оккупации, и с немецкойстороны он должен был являться некой демонстрацией благоприятных изменений вцерковной среде на занятой территории, что видно даже из эмблемы «ПравославногоХристианина», печатавшейся в нескольких номерах: посередине стоящий древний храм,расположенное за ним солнце с надписью «Придите ко Мне – все труждающиеся иобреченные - и Я успокою вас», а с одной стороны от храма – сгоревшие дома и церкви(видно имеется ввиду советская территория), с другой же – работающие фабрики,хорошая дорога и отделанный заново храм (аллегория земли, находящейся подоккупацией).
Интересно и то, что верующие стекаются к храму с обеих сторон, врезультате чего как бы стирается линия фронта. Во многом в этом есть и аллегория бытияи самой Московский Патриархии – компромиссы с далекими от Христианствагосударственными системами для достижения цели воцерковления населения иреанемирования приходской системы. Вполне возможно, что из-за такой довольно смелойэмблемы, в последних номерах «Православного Христианина» ее уже встретить нельзя.Если вернуться собственно к первому номеру издания, то в его вступительной статьепомимо довольно лестных характеристик по поводу изменений в народной жизни заистекший год называется и причина создания подобного печатного органа: «Церковноеслово, умолкшее под штыками чекистов, в концлагерях и в застенках НКВД, уже втечение года звучит свободно из уст пастырских с церковных амвонов.
С настоящего1ЦГАИПД. Ф.0-116. Оп.9. Д.131. Л.2-2-б.241момента оно еще с большей силой разнесется по нашей земле, оно придет в наши дома, внаши избы – печатным словом.». 1 В этих словах безусловно есть и общее с тем, чтообъявлялось при создании других, нецерковных, оккупационных органов печати, с тойлишь разницей, что «Православный Христианин» прежде всего нес слово ХристианскогоВероучения. Тут же жестко и определенно звучит критика прошедших лет атеистическоговластвования: «Год минул с того момента, когда над мечтавшем о мировом владычестве, втечение 24-х страшных лет тяготевшим над измученным русским народом безбожнымбольшевизмом, был занесен грозный и карающий меч Божьего правосудия….Освободившаяся земля быстро сумела отряхнуться от кошмарного 24-х летнего сна,встать на ноги и вступить в новую жизнь. … Во многомизменилась жизнь восвобожденных областях за истекший год.
Открылись поруганные храмы. Вернуласьземля в руки трудолюбивого крестьянства. Обеспечена свобода вероисповедания….». 2Несмотря на слишком идиллически прорисованную картину первого года оккупации,можно сказать, что миссионеры действительно выделили те позитивные моменты,которые произошли за это время, прежде всего заостряя внимание нарелигиозноевозрождение, охарактеризовав советский режим как «кошмарный сон», вынужденноумалчивая о реальном отношении нацизма к местному населению.Одной из главных тем, затрагиваемых в «Православном Христианине» и тех,которые касались вопросов светские автора говоря о Православной Церкви являлась темаисториицерковно-государственныхотношенийвпрошедшийпериодгонений.Отличительной чертой «Православного Христианина» была кроме статей и обращенийдуховенства печатаемая чуть ли не в каждом номере рубрика «Великие люди и вера вБога», в которой приводились цитаты многих известных большинству советских гражданписателей, общественных и политических деятелей, научных гениев (ведь противоречиенауки и религии было главным заклинанием коммунистов в их борьбе с Православием)твердо верующих в Бога и высказывающихся когда-либо по этой теме (причем и русских,и иностранцев, то есть не только православных).
Среди них мы встречаем немецкогоканцлера Бисмарка, знаменитого итальянского педагога Песталоцци, физиолога ипатологоанатома Вихрова, Гете, академика Павлова, Жан-Жака Руссо, самого ЧарльзаДарвина и многих других.Одно из главных мест в процессе оценки событий большевистского периодароссийской истории заняло отношение православного клира к событиям 1917 г. На эту1ЦГА СПб. Ф. 3355.