Диссертация (1146212), страница 30
Текст из файла (страница 30)
N.3.S.422. L.12.115отныне следует отказаться по «политическим» причинам от идеи автономии ЭстонскойПравославной Церкви, а также заявил, что русским по национальности православнымверующим Эстонии следует придерживаться юлианского календаря и старого стиля, в товремя как православным эстонцам, как и большинству их соплеменников, следуетпридерживаться григорианского календаря и так называемого нового стиля.Также владыка Сергий (Воскресенский) поспешил заверить собравшихся, чтослухи о тяжелом положении Православной Церкви в Советском Союзе слишкомпреувеличены, отрицая даже, факт преследования Церкви в СССР, ибо «сталинскаяконституция признает свободу вероисповедания». В завершении заседания члены Синодаприняли решение «вновь просить Матерь Церковь принять Эстонскую Церковь вканоническое общение, покрыв любовью невольный грех отпадения».У нас нет каких-либо сомнений, что итоговое решение данного Синода имеловынужденный характер для его членов, так как в сложившейся ситуации необходимобыло быстро менять принятые в последние два десятилетия установившиеся позиции, идяна поводу не только и не столько у Московской Патриархии, сколько у своих жеверующих русской национальности, чьи права долгое время ущемлялись церковными исветскими властями.24 февраля 1941 г., как нами уже упоминалось выше, был издан специальный указМосковской Патриархии по которому вдовствующую после смерти митрополитаЕлевферия (Богоявленского) кафедру занял архиепископ Сергий (Воскресенский).
1 Черезнесколько дней, 1 марта назначенный в Балтию владыка Сергий (Воскресенский)выступил перед главой Московского Патриархата с докладом о положении дел вправославных приходах Эстонии, в частности рассказав о своих впечатлениях о недавнейпоездке в Таллинн. 2 В первую очередь он поведал о том, что Синод ЭАПЦ и личномитрополит Александр (Паулус) желают воссоединения с Матерью Церковью, признаваясвои ошибки прошлых лет, хотя и пытаясь их «несколько завуалировать» сложнойситуацией 1920-х гг. В ответ в указе Московской Патриархии была дана достаточнокритическая оценка деятельности руководства Эстонской Апостольской ПравославнойЦеркви, которое хотя и поминала имя Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина), нотолько до кончины последнего в 1925 г., после чего, как Латвийская, Польская,Финляндская и некоторые другие юрисдикции фактически отвернулась от ЦерквиМатери, выбрав путь направленный в сторону Константинополя.
Ставшему теперь1EAA. F.1655. N.3.S.427. L.19.2EAA. F.1655. N.2.S.2629. L.8.116Экзархом Сергию (Воскресенскому) поручалось вновь посетить эстонскую столицу, гдеследовало совершить совместное с митрополитом Александром богослужение ивоссоединить ЭАПЦ с Московским Патриархатом. К тому же, как было отмечено в указе«согласно выраженному православным населением желанию», управление церковнымиделами в Эстонии должен отныне взять на себя митрополит Виленский и Литовский, авладыка Александр (Паулус) сохранял теперь за собой титул митрополита Таллиннского изаведовал только частью православных приходов по соглашению с Экзархом Прибалтики.Языком богослужения объявлялись как эстонский, так и церковнославянский языки, чтоустанавливал каждый отдельный приход сам, с возможностью служения в порядкеочереди и на одном и на другом языке.
Общем стилем в то же время объявляетсяюлианский, а служить по новому стилю приходам разрешалось только с разрешенияЭкзарха. Епископу Павлу (Дмитровскому) и находящемуся на покое архиепископуНиколаю (Лейсману) было разрешено остаться в архиерейском сане после принесенияпокаяния за свою «раскольническую» деятельность. Подчеркнем, что данные решения всеже трактовали прошлые действия представителей Эстонской Православной Церкви какоднозначную схизму, осуждали ее возглавителей и существенно ограничивали,фактически сводя на нет, автономию Эстонской Церкви. Также в данном решении можноусмотреть потакание интересам только лишь русским православным приходам Эстонии.Теперь перед Московской Патриархией стояла последняя задача в деле«увещевания» эстонского раскола, а именно: добиться от митрополита Александра(Паулуса) покаяния.
Сам он впоследствии вспоминал, что в конце марта 1941 г. получилиз Москвы телеграмму от Экзарха, в которой говорилось, что главе ЭАПЦ необходимосрочно отправиться в Москву.1«Не желая никого ставить под удар» митрополитАлександр один отправился в Москву. В эмиграции он вспоминал, что увиденное им подороге его в буквальном смысле ощеломило: разрушенные храмы на всем путиследования, недалеко от Ямбурга часовня использовалась как туалет, в Ленинградеправославные храмы также были и музеями и клубами, а также складами. По прибытиюего встретил уже знакомый нам Дмитрий Ищевский, который представился секретаремЭкзарха.ПовоспоминанияммитрополитаАлександра(Паулуса)резиденцияМестоблюстителя Патриаршего Престола представляла собой небольшой дом вмосковском пригороде со старой мебелью. Сам глава Русской Православной Церквивыглядел достаточно устало, был просто одет (интересно отметить, что в своем описаниимитрополит Александр всячески старается противопоставить Сергия (Воскресенского), в1The Autonomus Orthodox Church of Estonia.
P. 188.117облике которого он неизменно подчеркивает роскошь и надменность, с митрополитомСергием (Страгородским)). Есть в статье о «православном агенте НКВД» рассказ владыкиАлександра (Паулуса) и о самом процесс покаяния. В частности, он упоминает, что он,как и приехавшие из других вновь присоединенных областей СССР православныеепископы, собрались в Елоховском Богоявленском соборе. Именно там был зачитан текстпокаяния (особо отметим, что по версии митрополита Александра он не был ознакомлен стекстом покаяния, также текст этот был просто зачитан во время богослужения, и чтоглава ЭАПЦ понял, что это и есть текст покаяния только после пояснения митрополитаАвгустина (Петерсона) уже прошедшего похожую процедуру).
1Если же рассмотреть сам акт «о присоединении из бывшей автокефалии и МатериЦеркви Российской Митрополита Александра /Паулюса/», то следует отметить, что в еготексте отмечено, что «так называемая Эстонская автокефалия была учреждена вопрекидарованной Патриархом Тихоном автономии», обращение же в КонстантинопольскийПатриархат было каноническим нарушением, однако теперь митрополит Александр отимени клира и мирян Эстонской Православной Церкви, «переживая со скорбию своювиновность в грехе раскола, сыновне просит принять его в молитвенно-каноническоеобщение с Материю – Церковию.». 2 В этот же день Московская Патриархия выпустилауказ №392, в котором митрополит Таллинский Александр (Паулус) признавалсянаходящимся в лоне Московской Патриархии. 3Скорее всего, акт о воссоединении действительно был разработан руководствомМосковской Патриархии без какого-либо согласования с митрополитом Александром(Паулусом) и членами Синода Эстонской Апостольской Православной Церкви.
Трактовкадействий представителей «эстонской схизмы» была однозначной, также как и передачареального управления православными приходами в Эстонии назначенному в Балтиюмитрополиту Литовскому и Виленскому Сергию (Воскресенскому). Что касается стиляуправления, который избрал для себя Прибалтийский Экзарх Сергий, то по этому поводусуществует несколько свидетельств и точек зрения. Владыка Александр представлялмитрополита Сергия (Воскресенского) как жесткого и авторитарного правителя,требовавшего безоговорочного подчинения себе эстонского православного духовенства,пренебрегая интересами местных православных приходов и сложившимися в ЭстонскомПравославии в последние десятилетия традициями. Следует отметить, что Экзарх теперь1The Autonomus Orthodox Church of Estonia P.189.2EAA.
F.1655. N.3S.427. L.61.3Ibid .L.59.118постоянно находился в Риге, которая стала центром Прибалтийского Экзархата, и не могконтролировать все процессы, происходящие в православных приходах Эстонии. Дляподтверждения именно этой точки зрения можно привести пример его телеграммымитрополиту Александру, в которой он оповещал митрополита Таллинского о том, чтоприбыл в Ригу и вступил в управление Экзархатом, в связи с чем ждет от последнегодоклада.
1 С другой стороны, 10 апреля 1941 г. в письме Экзарху митрополит Александр(Паулус) рапортовал о том, что циркулярно сообщил о новом назначении владыки Сергия(Воскресенского) и о его вступлении в управление Экзархатом. Также в этом письме былии достаточно любопытные строки: «К сему добавлю, что церковная жизнь в ЭССР идетнормально. Покорнейше прошу выслать мне к сведению постановления, касающиесяЦеркви и вероисповедальных общин.».2Переписка с митрополитом Виленским иЛитовским в довоенный период вел и отец Александр Осипов, рассказывая Экзарху отрудностях и конфликтах в православных приходах Эстонии.3Подводя итог возвращению эстонских православных приходов в лоно МосковскогоПатриархата отметим, что здесь данный процесс был поддержан и в какой-то степениинспирированрусскимиприходамиЭАПЦ,вособенностиПечерскогокрая,представители которых стали отправлять прошения о возвращении еще митрополитуЕлевферию (Богоявленскому).