Диссертация (1145237), страница 42
Текст из файла (страница 42)
Также когда люди встречаются с трудно классифицируемойкарточной, например мойщик автомобилей, обладающий высшим образованием,это вызывает усиление спора вплоть до необходимости переделыванияклассификации, по поводу которой раньше уже было достигнуто согласие. Такимобразом, оказалось, что сама работа классификации даже при условии, что в нейучаствуют двое, провоцирует череду спорных ситуаций по поводу классификациикаждой новой карточки. Одним из результатов исследования стало положение отом, что для классификации чего-то как X, Y, X и т.д.
принцип автоматизма неработает, а наоборот, классификация – это риторический спор, возникающий врезультате столкновений обоснований видения социальной реальности каждого изучастников процесса. Из данного положения и формируется основной аргументБолтански и Тевено против теории классообразования Бурдье: невозможно спомощью анализа ответов анкет о преференциях во вкусах отнести людей копределенному классу, наоборот, сами люди в ситуации дискуссий и споровформируют интерпретационную площадку различных идентификационных страт,которые всегда могут быть изменены, более того носят подвижный инезавершенный характер.Важнымвыводомизсказанногоявляетсяосновноеположениепрагматической социологии, которое состоит в том, что прагматическаясоциология – это социология ситуаций, а не социология групп или классов.
Этоозначает что, данный тип социологии занимается описанием спорных ситуаций,где нет ни четко определенных социальных групп, ни узнаваемых отношений типагосподства/подчинения и т.п. В прагматической социологии нет навязанныхклассификаций, существует лишь ситуация спора/дискуссии, которую необходимонаблюдать и описывать. Так, в противовес концепции Дж. Ролза, который изучаетабстрактную проблему справедливости (justice), прагматическая социологиязанимается практиками проверки и установления понимания между людьми в262Там же.
С. 226205спорных ситуациях. Современная социология в перспективе разрешенияконфликта должна стремиться к динамическому реализму, как считают авторы, тоестьзаниматься«рассмотрениемдействиявегоотношениикнеопределенности»263. Наиболее приемлемый метод при таком подходе – этонаблюдение за спорами и конфликтами, отмечают авторы, так как в фокусеисследования социологов оказываются «ситуации, в которых привычный порядоквещей подвергается сомнению или критикуется»264. Как уже отмечалось выше, входесвоихэкспериментовквалификационныеразнообразныйисужденияЛ.ТевеноиЛ.Болтанскиреспондентовнепредсказуемыйзачастуюхарактер,чтообнаружили,носятлюбыечтонастолькопредваряющиеклассификации просто оказываются неприменимы.
Все дело в том, чтовысказываемые суждения людей в попытках обосновать свое отношение креальности не вписываются в сконструированные наукой категории класса, болеетого сами люди не склонны к классификации как способу определения отношениймежду собой и миром.Так, прагматическая социология выстраивается как критика концепцииклассов Бурдье, выдвигая идею о том, что существуют различные, нестабильныегруппы, к которым люди могут быть причислены на основании общих способовобоснования справедливости при отстаивании своих позиций в ситуации спора.Основой для анализа социальных субъектов в прагматической социологиистановятся риторические практики, в основе своей содержащие различныепринципыобоснованиясправедливости(justification,вместоjustice,предложенного Дж. Ролзом265).
Риторические практики укоренены в материальноммире, или, говоря точнее, в мире вещей. В свою очередь, вещи неразрывно связаныс определенной социальной структурой, которую мыслители называют «град» (отЛюк Болтански, Лоран Тевено, Критика и обоснование справедливости. Очерки социологииградов, М.: НЛО, 2013. C. 45264Там же. С. 45265Ролз Дж. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010. C. 536.263206лат. «cite»). Концепция «градов» служит для описания различных социальныхраспорядков, которые подчиняются императивам идеологических оправданий,ориентированных на общее благо и признание266. Мыслители отмечают, что всовременном обществе можно выделить шесть «градов», в рамках которыхвыделяются различные степени величия, в соответствии с которыми определяетсяположение человека в каждом из миров.
Степень величия показывает насколькочеловек успешен в обосновании справедливости в рамках каждого из градов. Вграде «вдохновенном» величие человека определяется его безоговорочным идобровольным принятием божественной благодати (Августин «О граде Божьем»).В граде «патриархальном» степень величия связана с принципом иерархии(«Политика» Бюссюэ), в граде «репутационном» величие человека зависит отмнения других (Гоббс «Левиафан»). В граде «гражданском» степень величияопределяется способностью выразить общую волю («Общественный договор»Руссо), в граде «рыночном» степень величия определяется успехом на рынке(«Богатство народов» Адам Смит).
В граде «индустриальном» степень величияопределяется производственной эффективностью («Индустриальная система» СенСимон). Согласно авторам, каждый из нас одновременно существует в нескольких(или даже во всех) мирах и постоянно подвергается испытаниям, связанным собоснованием справедливости включенности человека в различные грады. В ходеразличных испытаний человек может прибегать к аргументам обоснованиясправедливости из разных градов, при этом каждый град держится наопределенном наборе вещей, вовлечение которых в ситуацию в качестведоказательной базы служит «железным аргументом». Возникающая в ситуациииспытания необходимость обоснования справедливости и отсылка к вещам грададля подтверждения своей позиции способствуют поддержанию или увеличениюстепени величия человека в каком-то одном или сразу в нескольких градах.Болтански и Тевено пишут: «В испытании люди должны прийти к согласию поБолтански Л., Тевено Л.
Критика и обоснование справедливости. Очерки социологии градов.М.: НЛО, 2013. C. 65.266207поводу относительного значения людей и вещей, вовлеченных в ситуацию»267.Существует необходимость добиться слаженности ситуации, которая предстаеткак справедливая и благоприятная, обеспечивающая удобство жизни людей ивещей.Человек,например,можетиметьвысокуюстепеньвеличияв«индустриальном граде», обладая высокой степенью профессионализма напроизводстве, и при этом иметь низкую степень величия в граде «вдохновенном»,который связан с вопросами творчества, духовного развития, самореализации исамопознания. При этом в риторике, которую человек будет использовать вотстаивании своей позиции, пребывая в рамках града «индустриального», вситуации спора или испытания будет преобладать обоснование справедливости,основанное на принципе эффективности, нежели на моральном принципе,связанном со степенями духовного совершенствования.Особенный интерес представляет собой модель седьмого града, концепциякоторого сформировалась после сопротивления 1968 г., этот град носит название«проектного» и связан с развитием капитализма.
Авторы отмечают, что проектныйград возник как компромисс между гражданским и промышленными градами врезультате обоснования справедливости такого общего блага как свобода, которуюдолжен обрести каждый, будучи включенным в капиталистическую системуотношений. Формированию проектного града способствовало соединениехудожественной (град вдохновения) и экономическая (рыночный град) критики.Проектный град положил начало новому/корпоративному духу капитализмавзамен на прежний (второй) дух капитализма, который появился в результатекомпромисса между «патриархальным» и «рыночным» градами. Первый духкапитализма традиционно связывается с зарождением капитализма и фигуройбуржуа.БолтанскииКьяпеллоследующимобразомвысказываютсяокапиталистической системе отношений: «капитализм отличается безграничнойпотребностью накопления капитала и использует для этого формально мирные267Там же.
C. 80.208средства»268. Впервые о духе капитализма заговорил Зомбарт в 20-х годах XIX в.,пытаясь понять истоки развития предпринимательской жилки в человеке или«хозяйственного образа мыслей»269. Философ отмечал, что понятие «дух» вбираетвсебясразунесколькомоментов:биологический,историческийииндивидуальный.
Зомбарт особенно обращал внимание на определенную«душевную» склонность к капиталистическому поведению и образу мыслей иотмечал, что «в каждом законченном буржуа обитают <…> две души: душапредпринимателя и душа мещанина, которые только в соединении обе образуюткапиталистический дух»270.