Диссертация (1145210), страница 42
Текст из файла (страница 42)
Только так можно пытаться достичь идеального через практикуреального.Поэтому принципиально важным для рассматриваемого концепта становитсяположение об исходной идеологической подсистеме (идеологеме), с которойначинается распространение информации в социуме. Значение этого вопросавсегда осознавалось историками, культурологами, социологами и экономистами,которые много и подробно исследовали и моделировали различные варианты иисторические модели социальных циклов с целью установить внутренниезакономерности цивилизационного роста.Так, идея о первенстве инноваций в стимулировании общественнойэволюции и, в первую очередь, экономического развития, стала разрабатыватьсяещё предшественниками К.
Маркса Х. Кларком и В. Джевонсом. Наибольшуюаргументацию эта идея получила в теории длинных циклов Н.Д. Кондратьева идалее в экономических исследованиях его последователей Дж. Форрестера, К.Фримена, У.Ростоу и др. Теория длинных волн Кондратьева была, пожалуй,первым примером в истории гуманитарных дисциплин применения строго206научного подхода, позволившего, в частности, осуществить предсказаниеэкономической депрессии 30-ых годов.
Однако, и до сих пор общество не особеннодоверяет многочисленным экономическим школам и их теориям и дело здесь,видимо, в том, что до самого недавнего времени они пытались объяснитьэкономическоеисключительновнутреннимиэкономическимипричинами,социальное – социальным, политическое – политическим и т.д., пренебрегаяостальными действующими социокультурными факторами и их совместнымвоздействием на социокультурные процессы.Лишь недавно сторонники интеграционного подхода, такие как, например,бельгийский учёный Й. Дельбеке стали обращать внимание на то, что при изученииэкономических процессов следует учитывать социополитические факторы,научно-технические инновации и пр., поскольку при изменении производственнойсистемы изменяется инфраструктура, управление, образовательная система,экология и др.182 В целом, именно экономическая наука предоставляет сегоднясамый проработанный аппарат для моделирования интегральных процессов,которые, разумеется, могут использоваться не только в экономике, но и дляописания поведения других социокультурных подсистем183.Тем не менее, до сих пор многие полагают, что именно инновации сами посебе являются решающим фактором запуска социокультурной эволюции.
Но неследует забывать о том, что новые решения появляются во многих областях наукии техники, а толчок развитию новой реальности даёт какое-то одно из них, как этобыло, например, с паровыми машинами XIX века, электричеством в начале XX векаили с информационными технологиями мобильной связи на рубеже XX-XXI вв.Это означает, что должен существовать некий механизм выбора, или наборобъективных критериев, обеспечивающий отбор и внедрение в практику тех182Delbeke J. Long-Term Trends in Belgian Money Supply, 1877-1984 // The Long Wave Debate.
Ed. by T.Vasko.Berlin, 1987.183Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. – 448 с.207инноваций, которые необходимы для развития общества именно сегодня, иотложить на будущее или навсегда все остальные184.Также трудно представить, что стимулами для культурного роста могут статьтакие, вторичные по своему характеру явления, как социально-политическоеустройство или искусство, поэтому, скорее всего, речь может идти о выборе междуидеологией и наукой.
Однако, как известно, наука и связанные с ней техника итехнология существуют и развиваются не во всех культурах и в любом случаеисторическивозниклигораздопозжеидеологии(религии),имеющейповсеместный характер.Исходя из всего сказанного, в качестве исходной в процессе генерирования,хранения и распространения новой культурной информации мы должны принятьименно идеологическую подсистему как наиболее отвечающую решениюпоставленной проблемы.
Материальной формой концентрации информации врелигиозно-идеологической культурной подсистеме является система идей,идеология или, редуцируя, начальная идея, сформулированная в виде некоегоисходного сообщения любого вида. Теоретически, каждая идея может статьинформационным ядром новой культуры, и на практике это реализуется впоявлении субкультур различной степени сложности и распространённости.Вопрос в том, какие свойства самой идеи и окружающей её среды создают условиядля распространения и приёма новой информации, или, иными словами, переходаот идеального состояния к материальному, и далее, какие внутренние и внешниесвойства обеспечивают распространение новой информации 185.Так произошло, например, с полупроводниками, изобретёнными ещё в 20-ые годы прошлого векарусским физиком О. Лосевым, опубликовавшим результаты своих исследований во многих научных журналах вСССР и за рубежом и создавшим в 1922 г.
на их основе первый в мире транзисторный радиоприёмник. Но тогда этиработы остались невостребованными и только в 50-ых годах началось широкое промышленное производство ииспользование полупроводниковой техники, а в 1956 и 58 годах американские учёные получили Нобелевскиепремии за изобретение транзистора и туннельного диода, фактически изобретённых и внедрённых в практическоепроизводство О. Лосевым.184Так, риманова геометрия включает в себя геометрию Лобачевского, частным случаем которой являетсяэвклидова геометрия. В случае эвклидовой геометрии точкой выхода из этой научной парадигмы была аксиома опараллельных прямых, которые не пересекаются даже в бесконечности. Отказ от этой аксиомы привёл к появлениюгеометрии Лобачевского, которая поначалу рассматривалась современниками как математический курьёз.
В своюочередь, риманова геометрия основана на отказе от аксиомы о 2-х и 3-мерной размерности Вселенной, и потомуявляется расширением предыдущих концепций на многомерное пространство с произвольной метрикой. Физическая185208Вероятно, можно попытаться решить эту проблему в рамках вариационного(экстремального) подхода, исходя из универсального принципа статистическойфизики, который гласит, что из всех возможных вариантов развития реализуетсятот, который приводит к максимуму производства энтропии, причём смаксимальной скоростью.
Это означает, что если имеется выбор из разныхвозможных вариантов, то реализуется тот, который обладает максимальныминформационным запасом и обеспечивает, таким образом, передачу максимальновозможного в данных условиях количества информации.Чтобы избежать голого механицизма в применении естественнонаучныхпринциповкобъектамгуманитарныхисследований,следуетдопуститьсуществование некоего отличия между поведением систем идеальных иматериальных, по крайней мере, в экстремальных переходных условиях. Для этогорассмотрим такой тезис: реальные процессы ограничены 3-мерной размерностью иединственностью реального мира, в то время как идеальные процессы не имеюттакого ограничения.
Можно предположить, что причина в том, что формыобщественного сознания, не имея единого физического носителя, распределены поотдельным личностям в соответствии со структуройих самоидентификаций,аналогом чего может выступать многомерность внутреннего пространствасознания того гипотетического единого носителя, который мы можем представитьсебе как обобщённый образ сознания всех индивидуумов, относящих себя кданному социуму. Кроме того, идеи, возникающие в голове индивидуума, могутразвиваться или нет, но в любом случае они имеют возможность распространенияи передачи другим людям посредством персональных или иных коммуникаций ина каком-то следующем этапе получить своё дальнейшее развитие.
И этаособенность тоже отличаетидеальные процессы от материальных в смыслеинтерпретация такого пространства была дана А. Эйнштейном в его теории относительности. Римановскаягеометрия очень точно описывает топографию макрообъектов, таких, например, как галактики во Вселенной, но дляультракоротких размеров, сравнимых с так называемой планковской длиной, она неприменима. Сегоднятеоретиками разрабатывается квантовая геометрия, в которой все известные геометрические законы работаюттолько в своём масштабе длин, а для ультракоротких размерностей требуется разработка принципиально новых,универсальных положений. Иначе говоря, предыдущие геометрические концепты являются частными случаяминовой теории.