Диссертация (1145192), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Индуктивный метод познания в философииУэвелла – всеобщий способ познания.В своей логике Уэвелл исходит из представления о «фундаментальнойантитезе философии» – противоположности субъективного и объективного.Всякая наука и всякое знание, по его мнению, развивается их этого противоречия.214Кант И. О форме и началах мира чувственного и умопостигаемого. СПб., 1910.
С.1.Геффдинг Г. История новейшей философии. Очерк истории от Канта до наших дней. СПб., 1900. С.37.216У. Уэвелл – английский философ и логик нач. XIX в. В русскоязычной литературе имя Hewell перводится и какУэвель, и как Юэль и др. В настоящем исследовании используется наиболее распространенная в современнойбиблиографии форма имени английского мыслителя.217См. Спивак В. И. Индуктивный метод в философии науки Уильяма Уэвелла // Известия РГПУ им. А.И.
Герцена.2009. № 87. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/induktivnyy-metod-v-filosofii-nauki-uilyama-uevella215130Формы проявления антитезы могут быть различны: субъективное и объективное,форма и материя, теория и факты, дедукция и индукция, внутреннее и внешнее,рефлексия и восприятие, мысли и предметы и т.п. Научное знание рождаетсятолько в результате теоретического синтеза противоположностей.
В синтезе,границы становится условными и этим достигается объективность. Уэвелл такпредставлялсебепроцессполучениянаучногознания:«Впроцессепрогрессивного развития науки оба элемента нашего знания непрерывнорасширяются и модифицируются. Наблюдение и опыт обеспечивают постояннуюаккумуляцию фактов, материала нашего знания, его объективного элемента.Размышление и дискуссия обеспечивают непрерывный рост идей: теорииоформляются, материал знаний приобретает теоретическую форму; субъективныйэлементзнанияразвивается.Посредствомнеобходимогосовпаденияобъективного и субъективного элементов, материи и формы, теории и фактовкаждый из этих процессов стимулирует и корректирует развитие другого; каждыйэлементформируетиспособствуетстановлениюсвоейсобственнойпротивоположности»218.
Именно такой диалектический процесс Уэвелл называетиндукцией. Таким образом, индукция Уэвелла, в отличие от индукции Милля(формально-логической) – не частный метод вывода знания, а собственнометодология науки, процесс формирование самой науки. Индуктивизм означаеткумулятивизм.Длявсехиндуктивныхнаук,какследуетизтеорииУэвелла,принципиальными являются две процедуры – экспликация и коллигация.
Еслиэкспликация – рациональное объяснение фактов – есть признак многихфилософскихумонастроения,систем,токоллигациясвидетельствующийоестьпризнакстремленииреалистическогосвязатьмногообразиепредметов и явлений внешнего мира в единое целое. Коллигация – это«сверхиндуцирование»,когнитивноесведениезначимыхфактовдействительности к общему понятию, что позволяет трактовать его как общийзакон. Такими коллигациями в отечественном естествознании рассматриваемогопериода были, например, понятия «рефлекс», «доминанта», «ноосфера». Понятие218Уэвелл У. История индуктивных наук.
СПб., 1867. С. 74-75.131– закон позволяет монистически, исходя из единого принципа, выстроитькогнитивную схему бытия, что, в свою очередь, способствует рационализациидействий, как отдельного человека, так и общества в целом на пути движения кцели-идеалу.Несмотря на то, что термин «коллигация фактов» не вошел в научныйаппарат русских мыслителей, содержательно данный концепт был воспринятотечественными учеными.Отечественные естествоиспытатели, поставив в центр своего вниманиеотношение субъективного и объективного, материального и идеального,руководимые стремлением построить модели действительности, расширилииндуктивный метод, и вышли на новый уровень индуктивных обобщений –выяснения не функциональной, а корреляционной связи всех явлений в природе.2.2.3.
Конверсионализм - существенная характеристика философскогореализма в естествознанииВ современном знании корреляция – это один из основных терминов теориивероятности, показывающий меру зависимости между двумя и более случайнымивеличинами. При этом изменения значений одной или нескольких из этихвеличин сопутствуют систематическому изменению значений другой или другихвеличин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служиткорреляционное отношение, либо коэффициент корреляции.Корреляция определяет зависимость между двумя или более переменнымипо форме, т.е.
статистически. Она утверждает, по сути, что связь есть и носитопределенный характер (прямая, обратная, пропорциональная, ясно определяемая,неясная и т.п.). Корреляционная зависимость, в отличие от функциональной,возникает тогда, когда связь одного явления с другим осложняется рядомвероятных (случайных, возможных) факторов. Данный метод может бытьприменен к любой системе, где необходимо выяснить взаимосвязь величин.Ученые-естествоиспытатели второй половины XIX в., утверждая единствопроцессов в природе, выясняя связь между явлениями материального и духовного132порядка, применяют метод корреляционной зависимости к системе «человек –природа» или, шире, «человек – среда»219, где человек выступает одновременноносителем как материального (физического), так и духовного (психического)начала.
Исходная посылка такого подхода следующая: некоторой суммефизических изменений соответствует некоторая сумма вероятных психическихизменений. Верно и обратное. В рамках философского реализма можно говоритьо возникновении нового концепта – философской конверсии. Философскаяконверсия означает не физический, а рационально обоснованный процесс«перехода», трансформации материального – в идеальное, и наоборот.
Сутьконверсионализма состоит в понимании чувственно осязаемой природы (мира,космоса) как источника и результата психической деятельности человека.Возникаетнеобходимость интерпретации этого взаимоперехода, поискареального коррелята материального и идеального, его адекватного выражения вдействительности.Конверсионализм–существеннаяхарактеристикаестественнонаучного реализма.Теоретические предпосылки интерпретации миропорядка или системыприроды через призму конверсивности, можно найти в метафизике Канта.
В своейдиссертации о «мире чувственном и мире умопостигаемом» он писал: «Когдадано много субстанций, то основанием возможности их общения является нетолько само их существование, но требуется и еще что-то другое, из чего были быпонятыихвзаимныеотношения».Идалее,если«очистить»понятиевзаимодействия от предвзятого суждения, что отельные «случайные» субстанциимира (отличные от «необходимых») самим своим существованием воздействуютдруг на друга, «…то получим вид взаимодействия, который единственно можетбыть назван реальным, и благодаря которому мир заслуживает названия реальногоцелого, а не идеального и воображаемого»220. Само многообразие чувственновоспринимаемого мира ничего не объясняет и не доказывает его реальности.Необходимо найти «что-то другое», принцип, по которому не только219В обозначенный исторический период доминировала дарвиновская модель организма как системы,неотделимой от среды и активно адаптирующейся в ней.220Кант И.
О форме и началах мира чувственного и умопостигаемого. СПб., 1910. С. 26.133многообразие представляется связанным, но и представление оказываетсясвязанным с представляемым – необходим коррелят.Принцип связи, или коррелят, предполагает связь «по форме». Читаем уКанта: «... Связь, составляющая сущностную форму мира, рассматривается какпринцип возможных влияний друг на друга субстанций (курсив – авт., С.К.),составляющих мир.
Ведь действительные влияния относятся не к сущности, а ксостоянию мира, и сами переходящие силы, т. е. причины влияний предполагаютизвестное начало (в другом переводе221, «некий принцип», прим.— авт., С.К.),благодаря которому возможно то, чтобы состояния многих друг от друганезависимых вещей взаимно обусловлены; отрицая такое начало, нельзяпредполагать и возможности переходящих сил в мире»222. Таким образом,формально, мир есть такое целое, где существующие в действительности явлениясвязаны друг с другом, во-первых, по принципу дополнительности, т.е. так, чтопри игнорировании какого-либо одного явления невозможно объективнопредставить целого; во-вторых, связь их носит вероятностный характер,заключающийся в возможном воздействии друг на друга независимых в реальномпространстве и времени (в действительности) явлений.
Форма – логическоеоснование взаимосвязи, а реальным основанием является «природа мира»,«составляющая первое внутреннее основание изменчивых состояний его…»223.Многообразие заложено в самой природе вещей. Природа вещи неизменна, но онаможет проявляться в разнообразных формах.Итак, Кант оставил философское завещание о том, что мир как реальноецелое постигается только через систему взаимосвязей его частей. Декартовскоесубстанциальное противоположение res cogitas и res extensa не способствовали«заполнению» пространства между субъектом и объектом: нет никакойвозможности установить реальную связь между двумя качественно различнымисубстанциями.221Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира / И.
Кант // Собр. соч. В8 т. Т. 2. М., 1994. С. 282.222Кант И. О форме и началах мира чувственного и умопостигаемого. СПб., 1910. С. 4 – 5.223Там же. С. 5.134Изначально сложившиеся два направления в решении вопроса о субъектобъектных отношениях – эмпирико-натуралистическое (Бэкон, Гоббс, Локк) ирационально-метафизическое (Декарт, Беркли, Юм) – в ходе историческогоразвития соприкасались.