Диссертация (1145165), страница 68
Текст из файла (страница 68)
Гегель, однако,«понимает Noesis Noeseos в современном оформлении как спонтанную продуктивнуюдеятельность абсолютной субъективности, соотносящей себя с самой собой»733.При этом если в гегелевской объективной логике чистые определения бытия исущности, взятые сами в себе, обладают только объективным онтологическим значением и«могут быть рассмотрены как составные части универсалистской онтологии», то егоспекулятивная диалектика и онтология понятия «развивается в логику абсолютной,«бесконечной» субъективности, схватывающей свои противоположные категории»734. В этомотношении, «абсолютное как бесконечная божественная субъективность также воспринимаетонтологические определения бытия и мыслит, познает сама себя в них»735.
На этом путиспекулятивной диалектики «истинное бытие выступает завершенным в своем значении т.е.парадигматическим бытием. Онтология, которая конкретизирует это как свой принцип икоторая делает менее полным независимое от нее бытие, это – парадигматическая онтологияпо своему типу»736.В результате Дюзинг приходит к выводу о том, что гегелевская спекулятивная Логикаразвивает с одной стороны универсалистскую онтологию в отношении мыслительныхопределений бытия, рассматриваемого в отношении всего сущего независимо от егореального воплощения, а с другой – данные онтологические определения трансформируются730Там же. С.
202-203.См. Düsing K. Ontology and Dialectic in Hegels Thought // The Dimensions of Hegels Dialetic. NewYork, 2010. P.97-110732См.Ibid. P. 112.733Ibid. P. 112.734Ibid. P. 112-113.735Ibid. P. 112-113.736Ibid. P. 113.731259в самомышлении чистой божественной субъективности в определения основополагающегодля всякого иного существования парадигматического самостоятельного бытия. Такимобразом, «универсалистская онтология в итоге встраивается в парадигматическую, котораявключает философскую теологию субъективности.
Онтология и философская теология неявляются для Гегеля двумя отдельными реальными областями чистого мышления, но скореетолько методологически различными фазами в экспликации парадигматического бытия»737.Именно потому, что гегелевская Логика в целом выступает онтологией постигаемогоразумом бытия, а не онтологией материального бытия, которое изначально дается вчувственном восприятии, она может быть охарактеризована в качестве идеалистической: «какпротивоположность реалистической онтологии данного (Gegebenheitsontologie), для которойбытие того, что познается принципиально понимается как нечто реальное, преданное извнедля понятия и мышления, гегелевская логика обосновывает кроме того идеалистическуюконститутивную онтологию»738. Мы можем тогда спросить, каким образом, негативность,понимаемая нами в виде ничто, относится в гегелевской Логике к собственному бытиюсамого понятия? Понятие у Гегеля, будучи отрицательным единством с собой, есть,изначально, абсолютное единство сущности и бытия, которое имеется само для себя.
Понятиеесть «единство бытия и сущности. Сущность – первое отрицание бытия, которое вследствиеэтого стало видимостью; понятие – второе отрицание, или отрицание этого отрицания;следовательно, понятие есть восстановленное бытие, но восстановленное как его бесконечноеопосредствование и отрицательность внутри самого себя»739. Это отрицательное единство вформе понятия выступает как основание того, что есть понятие само для себя в своем бытии ввиде абсолютного субъекта.Таким образом, понятие изначально присутствует само для себя, и только поэтому онообладает своим самостоятельным бытием.
Именно понятие в развитой форме идеи какабсолютная негативность представляет собой истинное бытие: «Но идея имеет не толькоболее всеобщий смысл истинного бытия единства понятия и реальности, но и болееопределенный смысл единства субъективного понятия и объективности»740.
В идее «Бытиедостигло значения истины, поскольку идея есть единство понятия и реальности; бытиемобладает теперь, следовательно, лишь то, что есть идея»741. Таким образом, как справедливо737Ibid. P. 113.Ibid. P. 113.739Там же. С. 546.740Там же. С. 694.741Там же. С. 693.738260утверждает Г. Маркузе, гегелевское понятие мыслимое как идея обозначает общую формулюбого бытия и в то же время истинное бытие, которое адекватным образом представляет этуформу в виде абсолютного, свободного субъекта742. В форме, развивающейся из самой себя иприходящей к себе самой абсолютной негативности, понятие есть также такого рода методсамопознания понятия, который полагает себя как всецело тождественный развитию бытия:«Метод есть чистое понятие, относящееся лишь к самому себе; поэтому он простоесоотношение с собой, которое есть бытие.
Но теперь это и наполненное бытие, постигающеесебя понятие, бытие как конкретная и равным образом бытие как конкретная и равнымобразом совершенно интенсивная тотальность»743.Понятие, которое обладает своим самостоятельным бытием, определяется у Гегеля какдействительное или объективное понятие и осмысливается им конкретно в форме идеи.
Идеявыражает собой в гегелевской логике истинное или соответствующее самому себе понятие,которое единственное обладает самим бытием. Однако идея обладает этим бытием, толькопотому, что она представляет понятие само для себя, в отличие от того бытия, каковым онообладает в непосредственной действительности или, говоря точнее, в своей объективности.Но, что может представлять собой понятие, выступающее в самом себе как отрицательноеединство, которое, по своему существу, отлично от самого своего бытия? Каким образом, мыдолжны мыслить гегелевскую идею, если определим ее как то, что присутствует у себясамого, как нечто принадлежащее самому себе? Идея не есть никакое сущее, ни просто нечтотождественное бытию.Она также не может быть понята просто в виде сущности, так как сущность имеетсясама по себе лишь постольку, поскольку, опосредует себя с собой как со своим иным, аименно как негативность ничто, соотносится в самой себе с бытием.
Напротив, для идеи, какполагает Гегель, не существует никакого бытия, которое бы ее ни выражало и непринадлежало изначально ей самой, но именно поэтому она свободна от этого бытия.Понятие, осмысленное в виде идеи, соотносит себя в ином только и единственно с самимсобой и поэтому представляет собой такого рода субъект, который всегда и во всем имеетсяпри себе и у себя самого. Таким субъектом может здесь быть только негативность ничто, окоторой уже шла выше речь применительно к сущности, но здесь эта негативность не толькопроисходит из самой себя, но присутствует сама для себя, не нуждаясь для этого ни в какомбытии.
Идея, понятая таким образом, представляет собой ничто, которое осуществляет само742743См. Маркузе Г. Разум и революция СПб., 2000. С. 215.Гегель Г. Наука логики СПб., 1997. С. 771.261бытие и все сущее как присутствующее в своем бытии. Своего высшего завершенияположения об идее достигают у Гегеля в его рассмотрении идеи блага или как он ее ещеназывает, – практической идеи.2.4.2. Идея блага как абсолютная негативность понятия, лишенная в себе непосредственнойдействительностиЕсли в рассматриваемой Гегелем до этого теоретической идее субъективное понятиекак всеобщее, которое, однако, как лишенное определений противостояло объективномумиру, познавая который, оно черпало определенное содержание и наполнение, то впрактическойидее,стремящейсяпреобразоватьмир,этопонятиепротивостоитдействительному миру как такое же действительное.
Более того достоверность самого себя,которой идея блага как абсолютный субъект обладает в своей собственной определенности,как утверждает Гегель, есть достоверностьего действительности и недействительностимира: «Для субъекта ничтожно не только инобытие мира как абстрактная всеобщность, но иего единичность и определения его единичности. Здесь сам субъект присвоил себеобъективность; его определенность внутри себя есть объективное, ибо он всеобщность,которая также всецело определена; напротив, мир, бывший ранее объективным, есть толькоеще нечто положенное, нечто такое, что непосредственно определено разным образом, ночто, будучи определенным лишь непосредственно, внутри себя лишено единства понятия исамо ничтожно.
Эта определенность, содержащаяся в понятии, равная ему и заключающая всебе требование единичной внешней действительности, есть благо»744.Однако идея блага, согласно Гегелю, не имеет в себе определенности простого бытия,которое определяется по отношению к ней как небытие: «благо остается некоторымдолженствованием; оно в себе и для себя; нобытиекакпоследняя,абстрактнаянепосредственность остается по отношению к нему определенным также как небытие.Идея завершенного блага есть, правда, абсолютный постулат, но не более чем постулат, т.
е.абсолютное, отягощенное определенностью субъективности»745. Более того, несмотря на то,что понятие как в себе и для себя существующее всецело обладает здесь объективностью, онообладает ею только в форме для себя бытия, не обладая при этом в себе бытием. «Понятиеесть для него в-себе-и-для-себя-сущее; оно есть здесь идея в форме сущей для самой себя744745Гегель Г.
Наука логики. СПб., 1997. С. 749.Там же. С. 750-751.262объективности; с одной стороны, субъективное поэтому уже не есть лишь нечто положенное,произвольное или случайное, а есть нечто абсолютное; но с другой стороны, эта формасуществования – для-себя-бытие – еще не обладает и формой в-себе-бытия. То, что такимобразом по формекактаковой выступает как противоположность, выступает в формепонятия, рефлектированной в виде простого тождества, т. е. в содержании, как егопростая определенность»746.Идея блага, согласно Гегелю, – это для себя в себе и для себя определенное понятие(Begriff nun für sich der an und für sich bestimmte ist), или понятие в его для себя в себе и длясебя бытии.