Диссертация (1145165), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Ипполит: спекулятивная жизнь понятия «является постижениемсамости бытия, которая представляет собой жизнь, но жизнь самого Абсолюта; не созерцаниеАбсолюта, но сам Абсолют в своем постижении самого себя, «не только созерцаниебожественного, но и самосозерцание его»157. Спекулятивное сознание Абсолюта выступает«самосознанием, но оно представляет собой всеобщее самосознание бытия, а бытие – это не155Peperzak A.T. Philosophy and politics.
A comment on the Preface to Hegels Philosophy of Right. Dordrecht.:Nijhoff, 1987. P. 94-95.156Гегель Г. Наука логики. СПб., 1997. С. 39.157Ипполит Ж. Логика и существование. СПб., 2006. С. 144.69Абсолют, который находится за пределами любой рефлексии, он сам есть рефлексия надсамим собой, он есть мышление самого себя. Бытие и самость тождественны, и ихтождество является диалектическим»158.Таким образом, сущее становится чем-то, что есть само по себе, только на основаниипонятия, и в нем самом.
Понятие при этом не просто каким-то образом существует как нечтомыслящее себя, но обладает бытием самим по себе, существуя в этом бытии само для себя. Влогике полностью преодолевается противоположность между мышлением и бытием, а бытиезнают как чистое понятие в самом себе, а чистое понятие – как истинное бытие. Этапысобственного осуществления понятия, по мысли Гегеля, суть следующие: прежде всего,понятие раскрывается как чистое бытие, переходящее в бытие всего сущего как реального илиналичного (понятие в себе), затем, оно обнаруживает сущность всего сущего и бытие в формесуществования и действительности (понятие внутри себя), и, наконец, – в качестве единствабытия и сущности, понятие обнаруживается как оно в себе и для себя бытие, что и образует вгегелевской логике область самого понятия как понятия (понятие в себе и для себя).В результате исследования значения принципа негативности и понятия ничто в общемзамысле гегелевской системы мы можем прийти к следующим выводам.
Понятие ничто, черезобращение к которому Гегель онтологически определяет структуру негативности, несводится, как иногда думают, только к абстрактной непосредственной отрицательности, оносущественным образом определяется как принцип определенной негации или соотносящегосяс собой отрицания, исходя из развития форм которой раскрывается становление самости духав форме научной системы, а также разрешается главная задача философии мыслитьабсолютное не только как субстанцию, но и как субъект. Осуществление субстанции в формесубъективности представляется Гегелем в Феноменологии таким образом, что субстанция,понимаемая в виде субъекта выступает как чистая простая негативность, которая черезраздвоение своего простого единства противополагает себя самой себе, а затем, черезотрицаниеэтойпротивоположностистановитсятем,чтосуществуетабсолютномотрицательном единстве с собой в своем инобытии.Субстанция как негативность есть такое отрицательное единство с собой, которое даетей возможность существовать для самой себя и в этом единственно и состоит, согласноГегелю, действительное бытие субстанции мыслимой в виде субъекта.
Однако духовнаясубстанция или высшая абсолютная сущность всех вещей, считавшаяся раннее непознаваемой158Там же. С. 113-114.70для нашего сознания, становится предметом своей самости, т.е. становится мыслящим себясубъектом и проявляется в своей действительности в Феноменологии, только потому, чтопознается нами в опыте и выступает предметом нашего сознания, составляя в результате егодостояние.
Во Введении к Феноменологии Гегель ставит вопрос о природе познания в егопредполагаемом отличии от действительного бытия познаваемого нами предмета, подкоторым понимается, прежде всего, божественная субстанция или абсолютное.Феноменология выступает в этом отношении как наука о самопознании духа в формеявления, в котором происходит отрицание самостоятельного и независимого от нашегосознания бытия божественной субстанции, но именно в этом отрицании, происходит ееформирование в качестве сознающего себя субъекта. Наше познание абсолютного есть,согласно Гегелю, то, что опосредует его с самим собой в становлении, и то, благодаря чемуоно реализуется в своем для себя бытии.
Познающее самосознание представляет собой тотсубъект, благодаря которому субстанция обретает свою подлинную действительность. Однакоединство негативности, мыслимой в виде положительного принципа ничто обеспечиваеттакже то, что всеобщий дух, независимо от познающего его индивидуального сознания,становится в своем самосознании субъектом, который существует не только в самом себе, нои для себя.Через этот процесс всеобщий дух приходит к познанию себя самого как абсолютногосубъекта, мышление которого не отличается от бытия. Воплощением такого рода науки, вкоторой раскрывается самопознание духа как абсолютного субъекта, выступает у ГегеляЛогика, которая основывается, однако, на идее иного типа негативности, нежели чемФеноменология.
Собственное бытие мыслящего себя понятия как по своему существутождественное с отличным от него действительным бытием, всегда уже имеется в Логике, вотличие от Феноменологии, с самого начала, в конце же процесса своего саморазвития онотолько разворачивается и обнаруживается само для себя. Спекулятивная наука развиваетсясогласно ее собственной природе на основании понятия, которое представляет собойнегативность, не опосредованную нашим сознанием, но изначально присущую абсолютномусубъекту.71II.
Понятие ничто и негативность как принцип осуществления бытия в «Наукелогике» Гегеля2.1. Ничто как непосредственная негативность понятия и отрицательная природа бытиясущегоПонятие представляет собой в гегелевской Логике такой субъект, которыйопределяется как отрицательное соотносящееся с самим собой единство или абсолютнаянегативность. При этом негативность, в форме которой определяется само понятие, мыслитсятолько на основании определенного понимания сущности ничто. Можно ли в этом отношенииутверждать, что гегелевская философия понятия является некоей отрицательной и негативнойпо своей природе философией, как считал, например, Шеллинг, или же это означает нечтосамо по себе иное, что она выступает именно как философия ничто, если ничто при этоммыслится существенным и утвердительным образом? Если дело обстоит именно так, торассмотрение проблемы ничто у Гегеля выступит не просто исследованием и определеннойинтерпретацией его философской системы, но будет нацелено на раскрытие изначальныхонтологических оснований гегелевского мышления вообще.
Это обращает нас к началугегелевского рассмотрения понятия ничто в его Логике, а именно к его известномуутверждению о тождестве бытия и ничто.2.1.1. Бытие и ничто вообще: непосредственное единство тождества и различияКак мыслится понятие ничто в утверждении об этом тождестве, и каким образом,данное понятие ничто соотносится с понятием вообще в гегелевской Логике? Мышлениепонятия, как полагает Гегель, существует в своем самопознании объективно, будучитождественно при этом действительному бытию мыслимого им предмета. Понятие – это непросто мысль о чем-либо, что обладает своим бытием помимо нее, – это такого родамышление, в котором непосредственно обнаруживается сам предмет мысли, как онприсутствует сам по себе.
Понятие при этом не только существует как нечто мыслящее себя,оно тождественно бытию самому по себе, существуя в этом бытии само для себя. Такимобразом, в Логике полностью преодолевается противоположность междумышлением ибытием и «бытие знают как чистое понятие в самом себе, а чистое понятие - как истинное72бытие»159. Каким же образом, подобное понятие, мыслимое в любом случае лишь какдействительное, может относиться к ничто? Прежде всего, обычно представляется, чтоположение о тождестве бытия и ничто относится не к самому бытию или ничто как ониприсутствуют сами по себе, но только к тому, как они мыслятся в их понятии.Таким образом, речь как будто идет о том, что бытие и ничто представляют собойтолько мыслимые, а вовсе не действительные предметы как они есть сами по себе.
Тем неменее, понятие чистого бытия, которое выражает абсолютное понятие как оно есть в себе,раскрывает в понимании Гегеля именно само бытие, которое не только мыслится, но иприсутствует само по себе как неопределенное непосредственное. Точно также и понятиечистого ничто, рассматриваемое в мышлении как неопределенное непосредственное, согласноположениям гегелевской Логики, выражает само ничто, которое присутствует именно какничто, будучи тождественно при этом бытию: «ничто, взятое в своей непосредственности,оказывается сущим, ибо по своей природе оно то же самое, что и бытие»160.Под сущим здесь понимается не просто то или иное существующее нечто, но то, чтовообще присутствует, в отличие от отсутствующего. Гегель совершенно определенно говорито том, что в мышлении о бытии и ничто, он как раз исходит и основывается на том, что ониесть сами по себе, а вовсе не представляет их, исходя из их некоего отличного от них самихсуществующего только в мышлении понятия: «Бытие есть неопределенное непосредственное(unbestimmte Unmittelbare).
Оно свободно от определенности по отношению к сущности,равно как и от всякой определенности, которую оно может обрести внутри самого себя. Этолишенное рефлексии бытие есть бытие, как оно есть непосредственно лишь в самомсебе»161.Если же руководствоваться распространенным представлением о гегелевскойфилософии, то ничто оказывается не более чем мыслью о пустом бытии, которую образуетдля себя, представляющее сознание, хитроумным образом скрываемое в гегелевской логике.Такогомненияпридерживался,вчастностиизвестныйпредставительнемецкогонеогегельянства Р.
Кронер, который считал, что за спиной бытия у Гегеля всегда стоитсамосознание, мыслящее его для себя. Тем самым, речь в действительности у него идет не обытии как оно есть, но только о представлении бытия в самосознании162. Подобным же159Гегель Г. Наука логики. СПб., 1997. С.
48.Там же. С. 86.161Там же. С. 68.162Согласно воззрениям Р. Кронера, не само «простое бытие» есть нечто переходящее в ничто, но это полаганиеосуществляет «рассудок, думающий о бытии». Это полагание Кронер определяет как «феноменологическую16073образом,Хайдеггерсчитает,чтобытиеуГегеляесть«чистаяпомысленностьнепосредственности мыслимого, еще без оглядки на мысль, которая мыслит это мыслимое вотвлечении от того, как оно обнаружено. Определение чистого помысленного –«неопределенность»; то, посредством чего оно обнаружено, - непосредственность.