Диссертация (1145083), страница 40
Текст из файла (страница 40)
Такая стратегия гонки оставляет меньше времени для ухода за собой,наслаждения художественным творчеством, правильного питания, управления невиртуальными,ареальнымисоциальнымиотношениями,атакжедлянаправленности сознания на самого себя в ходе саморазвития. Наконец, третьягруппа барьеров саморазвития – это трудности в принятии намеренныхизменений.
Многие студенты ожидают, что персональные изменения наступятбыстро и легко, и они могут принять решение отказаться от саморазвития, когдаобнаружат, что это не так. Стресс, тревога, низкая самооценка и депрессия средистудентов находятся на небывало высоком уровне [Britz, Pappas, 2010] и частомешают эффективному обучению и развитию социальных навыков [LaRose et al.,2003]. Если они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям родителей,195преподавателей, общества и самих себя, это может привести вместо саморазвитияк порочному кругу в виде переживания стресса и избегания преодолениятрудностей с помощью виртуальной игровой реальности, дающей ощущениепсевдоуспешности[Davis, 2001], использования лекарств, рекреационныхнаркотиков и алкоголя [Shapira et al., 2003], а также к увеличению случайныхсексуальных связей [Kim et al., 2001].Вскрытие интраперсональных барьеров и конфликтов позволяет понять, чтосаморазвитие есть упорная, трудная, рискованная работа с непредсказуемымрезультатом именно потому, что усилия отдельных субличностей могут бытьнесогласованы или согласованы не в той мере, которая необходима дляэффективного (то есть оптимального по затрате ресурсов) обеспечения егопротекания.
Только если личность преодолеет свои же инерционные силы,внутренние противоречия, защиты, ленность и неподвижность станет возможнымуспешное осуществление ее качественного преобразования.Субъект-объектные отношенияДля пояснения отношений между субъектом и объектом в структуресаморазвивающейся личности необходимо остановиться на вопросе о функцияхсубъекта. Как было выше указано, при описании явлений типа «само-» (в томчисле саморазвития) в пространстве целостного «Я» выделяется два модуса:субъектный и объектный. Субъектный выступает в качестве источникаактивности, которая направлена на объектный модус, выступающий в качествеобласти ее приложения. Содержание активности конкретизируется черезотглагольное существительное, которое является частью конкретного понятия«само-» (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.).
Однако изсказанного неверно будет заключить, что функция субъекта будет обусловленамодальностью той активности, которую он осуществляет. Функция субъектавнемодальна и в обобщенном виде может быть обозначена как рефлексивноеуправление (самоуправление).В психологической литературе выделяются следующие функции субъекта:196обеспечениевозможностиосуществлениянададаптивнойосуществленияпреобразующейактивности (В.А. Петровский 1993);обеспечениевозможностиактивности (С.Л. Рубинштейн 1957, Б.Г.
Ананьев 1967, Л.И. Божович 1968, А.В.Брушлинский 1991, В.И. Слободчиков 1995, А.А. Гудзовская 1998, С.К.Бондырева 2001);возможность осуществлять самодетерминацию (С.Л. Рубинштейн1946, А.В. Брушлинский 1991, В.А. Петровский 1996) и самоопределение (С.Л.Рубинштейн 1946, А.А. Гудзовская 1998, Н.А. Нестеренко 2000);разрешение противоречий (К.А. Абульханова-Славская 2001);обеспечениеэффективностиосуществленияактивности(Б.Г.Ананьев 1967, А.К. Осницкий 1996, Е.Н. Волкова 1998);обеспечение саморегуляции (К.А.
Абульханова-Славская 2001, О.А.Конопкин и А.К. Осницкий 2003, В.И. Моросанова 2003) и самоуправления (Г.С.Никифоров 1985, В.А. Якунин 1988, Л.В. Алексеева 2003).Как нам представляется, центральной функцией субъектности являетсяобеспечениевозможностиосуществлениясозидательно-преобразующейактивности. «Деятельность субъекта – преобразовательная. Только если ты чтото меняешь в объекте, ты признаешься субъектом» [Любутин, Пивоваров, 1993, с.176]. Объектом при этом может выступать любой материальный или духовныйпредмет, любой другой человек, сам деятель. При рассмотрении саморазвитияличности объектом преобразования выступает сама личность (Я-как-другой).Быть субъектом, считает А.
В. Брушлинский, значит быть «творцом своейистории, вершителем собственного жизненного пути» [1996, с. 5]. Субъектностьпроявляется «в главной человеческой способности – способности превращатьсобственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что ипозволяетемустановитьсядействительнымсубъектом(распорядителем,хозяином, автором) собственной жизни» [Слободчиков, Шувалов, 2001, с.
94].Второй значимой в контексте нашего исследования является функция197субъекта, которая не имеет однозначного названия в литературе, однако сводится кописаниюпроцессовсаморегуляции(К. А. Абульханова-Славская,О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, В. И. Моросанова и др.) и самоуправления(Л. В. Алексеева,Г. С. Никифоров).О. А. КонопкиниА. К.
Осницкийутверждают, что именно в саморегуляции воплощается общая способностьчеловека быть субъектом своей целенаправленной активности. «Саморегуляциявыступает как специфическая для человека наиболее общая функция егопсихической активности, позволяющая человеку реализовывать себя как творца,исполнителя,контролераисудьюсвоейдеятельности,поступков,жизнедеятельности в целом… Но главное достоинство сформировавшейсяспособности к осознанной саморегуляции деятельности заключается в том, чточеловек обретает способность осваивать новые виды деятельности и новыеусловия, в которых необходима эта способность» [Конопкин, Осницкий, 2003, с.355]. К. А. Абульханова-Славская считает, что субъект обладает способностью кперестройкам, самоорганизации, саморегуляции. «Саморегуляция представляетсобой“вертикаль”,обеспечиваетсаморегуляциикотораяличностнопронизываетзначимуюестественноуровнистратегиютекущиеличностнойдеятельности.психическиепроцессысистемы,В процессестановятсяпроизвольными, целенаправленно активируются субъектом, поддерживаются наопределенном качественном уровне на протяжении необходимого периодадеятельности» [Абульханова-Славская, 2001б, с.
43-44].Г. С. Никифоров [1985] и Л. В. Алексеева [2004] различают понятия«саморегуляция» и «самоуправление», утверждая самоуправление как болееобщую категорию. Г. С. Никифоров указывает, что «процессы психическогосамоуправления у человека следует рассматривать шире, чем процессысаморегулирования и саморегуляции» [Никифоров, 1985, с. 51]. «Спецификойсаморегулирования является исполнение того, что было намечено.
Переход отсамоуправления к саморегулированию – это переход от замысла, идеи квоплощению их в жизнь» [Там же, с. 52]. Л. В. Алексеева [2004] соотносит198саморегуляцию с одной из основных функций психики (отражение, отношение,регуляция) и определяет ее как этап общего процесса самоуправления. Разделяяаргументацию данных авторов, в дальнейшем мы будем использовать понятие«самоуправления» для обозначения описанной функции субъекта в силудостаточной объемности понятия. «Субъектное самоуправление личности – этокомплекс функций социального субъекта, осуществляемый им благодарясамосознанию, и обеспечивающий разработку и приведение себя самого копределеннойструктуресамоупорядочивание,ирежимусамосохранение,активности,самосозидание,включающихсамоизменение,саморазвитие собственного функционирования как целостной системы вразличных жизненных контекстах» [Алексеева, 2004, с.
303].Крайне важным является подчеркивание с помощью нададаптивной функциисубъекта(В.А. Петровский)возможностинададаптивногохарактерасаморазвития. Данная функция позволяет объяснить феномены саморазвития,которые не имеют адаптивной мотивации, иными словами те случаи, когдаличность не вынуждена меняться, а сама ставит себе задачи по изменению и приэтом в направлении роста, совершенствования. По словам Д. А. Леонтьева [2007],о самодетерминации (в том числе и в развитии) вспоминают в двух случаях: вопервых, в моменты личностных и социальных кризисов и переломов, когда нетготовых рецептов, стереотипов, стратегий поведения и развития; во-вторых, впротивоположной ситуации, когда у человека все великолепно, но ему надо ещечто-то, к чему он страстно стремится без явной необходимости. Понять феноменывторого рода невозможно, если пренебрегать потенциалом нададаптивнойприродой активности личности.Интерпретация самодетерминированной активности с позиций субъектногоподхода характеризуется тем, что субъект управляет не только объектом (частьюсубъективного пространства), но и своей активностью, направленной на объект.Схематически структура личности, осуществляющей самодетерминированнуюактивность, представлена на Рисунок 4.199УправлениеЯ-субъектЯ-объектАктивностьРисунок 4.
Структура личности, осуществляющей само-активностьНапример, в ходе самопознания «Я» направляет свою познавательнуюактивность не только на самое себя (в целом или в какой-то части, например, накакую-либо черту характера), но и на само познание. В этом утверждениисодержится принципиальное отличие нашей позиции от фигурирующей в рядепубликаций точки зрения, что единственный атрибут явлений «само-» ихнаправленность на «Я». И. И. Чеснокова, давая характеристику самосознанию,указывает: «самосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно – то жесознание, только с иной направленностью… Если сознание ориентировано на весьобъективныймир, то[Чеснокова И.
И.,Н. И. Сарджвеладзе1977,объектом самосознанияс.29].содержитсяВявляетсяпосвященнойаналогичныйсама личность»самоотношениютезис:«различиеработемеждусамоотношением и отношением к внешнему миру ограничивается лишьразличием в референтах: в одном случае референтом является собственное телоили психосоциальные и личностные особенности, а в другом случае – объектывнешнего мира или другие люди» [Сарджвеладзе Н. И., 2003, с.