Диссертация (1145064), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Отсюда в коллективистских культурах существует внутреннее противоречие, поэтому и способымежэтнического взаимодействия не однозначны. С одной стороны, представители коллективистской культуры должны реализовывать в групповом контексте групповые нормы коллективного, внутрикультурного взаимодействия.Но, с другой стороны, высокая степень дифференциации между «своими» и«чужими» приводит к дифференциации поведения – традиционного внутри-157культурного и особого «внешнего» по отношению к другим культурам.
Так,например, Н. Триандис и В. Василиу обнаружили, что греки, демонстрирующие близость отношений внутри группы, проявляли больше подозрительности и соперничества по отношению к представителям других групп [381],причем такое поведение обладает большой устойчивостью. Так, в соответствии с исследованием К. Леунга представители коллективистских культурчаще склонны к продолжению конфликта с членами других групп [351]. Виндивидуалистических культурах «внешнее» и «внутреннее» поведение чащесовпадает. Это означает также, что этничность в культурах такого типа – более предсказуемый и непротиворечивый феномен и ее «второе дно» менеезначимо.В то же время коллективистские культуры могут весьма отличатьсядруг от друга по ряду параметров, в связи с чем поведение их представителейв межгрупповом контексте объясняется по-разному. Так, несмотря на антагонистические отношения с «другими», греки все же «лучше обращались» сними по сравнению с американцами и французами.
По мнению автора, причина этого в том, что в Греции иностранцы и гости воспринимаются как потенциальные члены своей группы.Еще одним критерием размерности «индивидуализм – коллективизм»является «дистанция по отношению к власти». Культуры, где власть воспринимается как особая, базовая часть общества, имеющая принудительный характер и отдаленная (дистанцированная) от народа, определяются как культуры с выраженной дистанцией по отношению к власти. Другими словами,самая высокая «дистанция с властью» сочетается с самыми низкими показателями индивидуализма. В таких культурах ценится послушание, конформизм и авторитарность; предпочитается жесткое руководство, существуетстрах несоглашательства с ним, снижен уровень доверия.
Разрешение конфликтных ситуаций в обществе такого типа нередко носит принудительныйхарактер, часто с применением насилия.158Психология межэтнических взаимодействий изучается с помощью социально-психологических теорий среднего уровня. Анализ осуществляетсячерез личность, включенную в этническую группу. Естественно, степень такой включенности у людей очень разная и зависит не только от типа личности, но и от культурных традиций, конкретных ситуаций. Тем не менее есличеловек считает себя русским, украинцем, татарином, лезгином и т.д., то,изучая его как личность, можно понять социально-перцептивные образы идругие психологические реалии, характеризующие межэтнические отношения, в которых он участвует.При изучении психологии межэтнических отношений исследователиопираются на целый ряд социально-психологических теорий.
Одна из них –теория личности. Эта теория освещается в специальной литературе [99: 87].Нам важны, прежде всего, представления о структуре личности, сложившиеся в рамках данной теории. И.С. Кон отмечал, что одни понимают личность«в единстве индивидуальных свойств и ее социальных ролей», другие – каксовокупность интегрированных в индивиде «социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другимилюдьми» [131: 106]. При изучении межэтнических отношений второй подходфактически является доминирующим.В связи с этим важен подход А.Н. Леонтьева к рассмотрению структуры личности. Предпосылкой к ее изучению он считал понимание личности внеразрывной связи с деятельностью.
Коль скоро в основе личности лежат«отношения соподчиненности видов человеческой деятельности», то структура личности представляет собой иерархию этих видов деятельности [см.:97: 57]. Однако деятельность всегда мотивирована, поэтому за иерархиейвидов деятельности лежит иерархия мотивов, а также соответствующих импотребностей [см.: 97: 59].У личности, включенной в этническую группу, это могут быть потребности в безопасности, целостности группы, солидарности, аффилиации, в социологическом плане блестяще описанные Э. Фроммом в книге «Бегство от159свободы» [290]. Наконец, это потребности в справедливости и позитивномвосприятии другими. Значимость последних потребностей на основании социологического анализа описана Г. Кантрилом [см.: 13: 71].Считается, что структурные компоненты психологии (психики) личности воспроизводятся в психологии группы.
Это своего рода наложение, взаимодействие мотивационных, познавательных, эффективных (эмоции) и коммуникативных (общение) процессов.Психическими образованиями как результирующими продуктами взаимодействия этих процессов являются социальные установки, или аттитюды(англ. attitudes). Через них обычно и изучают межэтнические отношения.Теория установки – это тоже специальная социально-психологическаятеория среднего уровня, и ей посвящена специальная литература.
Здесь жемы приводим главное из того, что имеет прямое отношение к межэтническимустановкам как одному из видов социальных установок и определяет диспозицию личности и группы в межэтнических отношениях.Межэтнические отношения всегда изучались с целью их гармонизации,предотвращения дискриминации и регулирования напряжений и конфликтов.Следовательно, и в теории установки нам важно видеть то, что поможет понять причины межэтнических напряжений и найти способы их преодоления.Как известно, термин «установка» введен в русскоязычную литературугрузинским психологом Д.Н.
Узнадзе. Но в его концепции «установка» касается реализации простейших физиологических потребностей и связываетсясо «склонностью», «готовностью» реагировать на основе бессознательного(англ. set). В таком понимании «установки» не отражают сложных форм деятельности людей и не могут быть использованы для их понимания. Поэтомув социальной психологии всегда подчеркивается, что для выявления «особыхсостояний личности, предшествующих ее реальному поведению» [цит. по:13: 83], используется понятие «социальные установки», или аттитюды.Развитие теории установки внесло много нового в понимание данногоявления, и в целом закрепилась трактовка его как социально обусловленного160отношения к какому-то объекту или явлению [98: 69], как осознание, оценка,готовность действовать [13: 89].
Мы выделили в социологической теорииустановки именно то, что необходимо этносоциологу для понимания местаданного феномена в межэтнических отношениях.Этнические установки – это установки, которые имеют место тогда,когда человек, действуя в любой сфере (профессиональной, политической,культуры и др.), осознает, оценивает и поступает как личность, включенная вэтническую группу.Межэтнические установки – это установки на взаимодействие (отрицательное или положительное, со всеми нюансами) с другими этническимиобщностями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде – от личностного общения с людьми иной национальности до восприятия явлений, элементов истории, культуры, типов социально-экономического развития илиеще шире – иных цивилизационных форм. Заслуживает внимания следующийфакт: наиболее известные шкалы для измерения социальных установок вэмпирических исследованиях (шкала Э. Богардуса, Л. Тернстоуна) строились на примере отношений к этническим группам.Социальные установки определяют, направляют деятельность человека.
Этнические и межэтнические установки аккумулируют предшествующийжизненный опыт, причем не только свой, но и окружающих, ведь установкиформируются в процессе социализации и затем закрепляются в навыках, безкоторых строить отношения просто невозможно. В процессе межэтнических взаимодействий они выполняют компенсирующую функцию в познавательном процессе, минимизируя риск. Люди не вполне могут пониматьситуации и причины тех или других явлений, но закрепленное в установке отношение помогает избежать опасности.Установки выполняют и другую важную функцию: они преобразуютзнания в потребности и направляют действия.161Русские, которые сейчас живут в государствах ближнего зарубежья, изжизненного опыта и информации официальных каналов осведомлены онеобходимости знания государственных языков.
Но только осознание этойпотребности, сформировав установку на изучение того или иного языка, помогает гражданам стран ближнего и дальнего зарубежья стать двуязычными.Установки и потребности взаимосвязаны, однако, как верно отметил Г.Г. Дилигенский, они относительно независимы [15: 143].В 90-е годы ХХ столетия можно было наблюдать, как кипели страстивокруг инонационального населения, как, например, менялось отношение казербайджанцам в Армении и как их изгоняли оттуда, а армян – из Азербайджана, хотя реальной жизненной потребности в этом не было.
Эмоциональный накал установок приводил к действиям, не согласующимся с потребностями людей.Групповые установки обладают особой силой и устойчивостью, хотяи они, конечно, изменяются. Но еще большей устойчивостью обладают стереотипы. Психологи обычно считают, что этнические стереотипы занимаютключевое место среди межэтнических установок [6: 100], и выделяют предрассудки и предубеждения как виды установок [6: 103].В этнопсихологии этнические стереотипы – автостереотипы и гетеростереотипы – рассматриваются самостоятельно. Это особенно важно подчеркнуть в связи с исследованием межэтнических отношений.