Диссертация (1145060), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Потому концепция «social brain» оказалась своевременной иактуальной.На сегодняшний день идет активное эмпирическое изучение мозговыхкоррелятов таких собственно психологических концептов как социальная перцепция, модель психического, социальный и эмоциональный интеллект, метарепрезентации, и даже эмпатия и сопереживание. Справедливости радинеобходимо сказать, что исследования идут не только в клинике шизофрении, но и других расстройств, особенно – раннего детского аутизма, гдезначимость нарушений модель психического очень высока, что мы вышеотмечали.
На сегодняшний день все перечисленные нарушения часто относят к области расстройств «social brain». Число сторонников концепта «socialbrain» как объяснительного для шизофрении и РДА трудно переоценить, что144находит свое прямое выражение в публикациях, например, таких как впечатляющая по объему программная статьяB.Crespi и C.Badcock, названная«Психоз и аутизм - полярные нарушения социального мозга»(Crespi,Badcock, 2008), равно как и в иных публикациях, затрагивающих частные аспекты проблемы (Arbib, Mundhenk, 2005; Baron-Cohen, Belmonte, 2005; Burns,2004, 2006; др.). Основанием для соединения шизофрении и РДА в рамкахединой модели стали как приоритетные для обоих расстройств нарушения социального поведения и социального познания, так и близкие этиологическиефакторы в виде стертых, различных по генезу, но отчетливых органическихпреморбидных дефицитов, наличие промежуточных форм в виде шизоидноголичностного расстройства (Frith, Happe, 2005; Linney, et al., 2003; др.).Перечислим некоторые из полученных в рамках рассматриваемого направления данные.
Наиболее изученным аспектом являются мозговые механизмы социальной перцепции - восприятия лица другого человека, его узнавания, расшифровки переживаемой человеком эмоции. Была доказана причастность к этим перцептивным актам таких отделов как веретенообразная извилина (fusiform gyrus), нижняя затылочная извилина (inferior occipital gyrus),при восприятии взгляда задействуются отделы коры, расположенные внутриверхней височной борозды (superior temporal sulcus), тогда как эмоции распознаются с привлечением большого числа подкорковых образований: миндалин(amygdala), островка (insula), лимбической системы (limbic system), а такжесенсомоторной (sensorimotor cortex) и префронтальной коры (inferior frontalcortex) (Morris, et al., 1998; Nakamura, et al., 1999; deGelder, et al., 2003;Johnson, 2005). Можно найти в литературе указания на мозговые отделы,обеспечивающие процессы эмпатии (Gallese, 2003; Leslie, et al., 2004;Morrison, et al., 2004).
Примерно те же отделы мозга полагают причастными кдефицитам социального познания и поведения при аутистических расстройствах (Williams, et al., 2001, 2005; Dapretto, et al., 2006; Hadjikhani, et al., 2004,2006; др), при шизофрении (Green, et al., 2008), причем максимально выражендефицит способности понимать другого человека у больных синдромом Ас-145пергера, где он признан синдромообразующим (Baron-Cohen, et al., 1997,2001). Для нарушений модели психического также эмпирически определеныобеспечивающие их сходные мозговые отделы (Burns, 2004; Brüne, 2005).Применительно к шизофрении, отдельные авторы полагают нарушения «социальной когниции» и «социального мозга», в том числе – в звене перцептивном, наиболее значимыми, описывая причастные к ним отделы коры(Wible, et al., 2009) и подкорковые образования (Kahn, et al., 2008).
В работахпоследних лет отмечена тенденция к возвращению на новом уровне к моделигипофронтальности при шизофрении, обосновываемой сейчас иначе: дефицитарность данного отдела мозга полагают следствием слабости системы зеркальных нейронов и названных в честь их первооткрывателя «нейронов фонЭкономо» («von Economo neurons»). Эта недостаточность предопределяет слабость метакогнитивных функций, имеющих отношение к осуществлению деятельности социального познания (Brüne, Ebert, 2011). Находят также связи нарушений «социального мозга» с нарушениями процессов, относящихся к области «theory of mind» (Martin, et al., 2013)Как видно из сказанного, концепция нарушений «social brain» применительно к шизофрении (и аутизму) представляется широко признанной и хорошо аргументированной.
Однако вызывают сомнения и настороженность рядмоментов. Надежды, связанные с моделью «социального мозга» грандиозны, имодель на многое претендует. В области психопатологии речь может идти офактическом отказе от более традиционной биопсихосоциальной модели генеза расстройств, поскольку использование конструкта «social brain» автоматически предполагает, что все психологические и социальные факторы необходимо рассматривать с точки зрения их биологической основы.
При этом утрачивается понимание социальных влияний, социального генеза психическихфункций, равно как и их нарушений. Конечно, параллельно с приводимой нами литературой существует и другая, в частности, посвященная изучению онтогенетического развития социального познания и социального мозга. Так,было убедительно эмпирически доказано влияние социальной среды на когни-146тивное созревание, в том числе и на способность понимать других людей(Carpendale, Lewis, 2003).
Именно поэтому нельзя допустить абсолютизациюмозговых основ нарушений социального познания, игнорировать его культурную подоплеку, роль личного опыта, включая опыт прошлых и текущих социальных отношений личности, будь то психически здоровый человек или пациент, страдающий шизофренией. Необходимо изучение нарушений социального познания в контексте более широких личностных дефицитов, что предполагается учитывать в эмпирической части настоящей работы.Выводы по главе 2:1.
Исследования нарушений когнитивных процессов при шизофренииактивно проводились начиная со второй половины ХХ в., продолжают осуществляться до настоящего времени. На выбор предмета исследований влияюткак изменения клинических моделей шизофрении, так и достижения когнитивной науки и экспериментальной психологии и психопатологии.2. Данные исследования привели к созданию целого ряда объяснительных концепций, направленных на выделение и обоснование базового когнитивного дефекта при шизофрении (концепции нарушений селективности,сверхвключенности, патологии разных видов памяти, иные).3.
Итогом многолетних исследований нарушений когнитивных процессов при шизофрении стала интегративная концепция нейрокогнитивного дефицита, доминировавшая как исследовательская парадигма на протяжении 20лет, получившая значимые подтверждения в исследованиях с использованиемнейровизуализационных методов.4. Эмпирические исследования нарушений социального познания пришизофрении стали логическим продолжением изучения более общих когнитивных дефицитов, и первой экспериментальной моделью стала социальнаяперцепция в виде распознавания эмоциональных состояний по лицу или пантомимике другого человека. У больных шизофренией были установлены значительные нарушения социальной (эмоциональной) перцепции.1475.
Шагом вперед в изучении нарушений социального познания при шизофрении следует признать эмпирическую верифицикацию дефицитов когнитивных схем, сценариев развития социальных ситуаций, а также коммуникативного аспекта речи, называемого «прагматика речи».6. Лидируют среди прочих исследования, использующие концепт «модель психического», дефицит данной способности можно уверенно считатьдоказанным для больных шизофренией и ряда смежных с нею расстройств.Данный концепт определяют как основной инструмент социального познания,а дефицит этой способности - как базовый дефектдля шизофрении (и РДА).7.
В последнее время множатся исследования, сфокусированные на поиске нейробиологических основ нарушений социального познания при шизофрении, где в качестве основного объяснительного понятия используется«social brain» - социальный мозг. Аргументы сторонников данного концептане содержат попыток методологического его осмысления, что грозит биологическим редукционизмом, забвением культурно-исторической специфики социального познания.8.
Важной задачей представляется разработка модели нарушений социального интеллекта при шизофрении, позволяющей преодолеть понятийнуюпутаницу, и описать разные аспекты нарушений – от инструментальных, операциональных, до более сложных, учитывающих личность больного, его мотивационную сферу.148Глава 3. Социальное познание и социальный интеллект какпредмет психологического исследованияПроведенный анализ литературы по проблематике шизофрении, в томчисле анализ предлагавшихся авторами различных теоретических ориентацийи в разные периоды концепций данного заболевания, убедительно демонстрирует, что идеи о нарушениях социального познания при шизофрении постепенно становились все более распространенными.
Логика развития взглядовна шизофрению привела к констатации в ряду многочисленных нарушенийпсихических процессов дефицитов социального познания как наиболее выразительных и, что особенно важно, специфичных (или максимально к ним приближенных) для данного заболевания. Другие описанные и признанные (в томчисле в качестве дифференциально-диагностических критериев) характеристики больных шизофренией, касающиеся особенностей эмоциональной сферы, когнитивных процессов и поведения, оказались тесно связанными с нарушениями социального познания.