Диссертация (1145039), страница 38
Текст из файла (страница 38)
395 Однако на стадии глобализации все большее значение стал приобретать«мягкий» тип силы («softpower»), который включает в себя иные факторы - научнотехнические, культурные и т.д. «Мягкая» сила - это тот аспект силы, который позволяет«сделать так, чтобы другие хотели того, чего хочешь ты… это способность увлекать ипривлекать. А привлекательность часто влечет за собой молчаливое согласие илиподражание».политических396Как уже отмечалось, речь идет о привлекательности культуры,идеаловиценностей,социальномразвитии,уровнеразвитияинформационных технологий и т.п.
Тем не менее, нельзя категорично утверждать, чтоNye J., Jr. Soft Power. The Means to Success in World Politics. / J.Jr. Nye. - NewYork, 2004. - Р.4.Nye J., Jr. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go in Alone. / J.Jr. Nye. Oxford: Oxford, 2002. - Р.8-9.395396153«мягкая» сила стала приоритетной. Особенностью нынешнего этапа является синтезэтих двух типов: с одной стороны, по-прежнему во внешних делах многие участникисклонны решать многие проблемы (в том числе и общемировые, глобальные) припомощи военной силы, но с другой стороны, все более проявляются «мягкие» силовыефакторы. С одной стороны, в мире начала XXI века имеет место такое явление какмеждународный терроризм, как прежде определяются и провозглашаются «оси зла», а сдругой–имеютместоинтеграционныепроцессывразличныхобластях,беспрецедентное развитие технологий и т.д.В контексте определения нового содержания понятия «сила» вернемся к вопросуиерархии и первенства в рамках мировой политической системы.В современныхусловиях качественно изменилось представление о первенстве в системной иерархии.Характерным для Вестфальской системы было понятие гегемона.
Довольно частоупотребляемый и сегодня термин «гегемония» (в связи с возможным установлениемединоличной гегемонии Соединенных Штатов Америки в контексте установленияоднополярного миропорядка) дословно означает господство, предводительство. Воригинальном классическом греческом значении гегемония рассматривалась какотклонение от обычных норм лидерства. Еще Аристотель полагал, что гегемония – этотирания, когда, прежде всего, соблюдается интерес правителя, а не общий интерес.397Таким образом, гегемония, означает установление порядка среди «своих».
Следуяданной логике, получается, что мировая гегемония, - это форма правления в интересахнекоего ядра, господствующей стороны, а не в интересах всего человечества.Гегемонизм – это осуществлениецелей ядра (гегемона) путем насильственногонавязывания их другим странам.
В рамках Вестфалии основными формами политикигегемонизма были война и милитаризм, сегодня в них вошли финансовый,экономический, информационный, технологический и культурный гегемонизм. Вданном случае чрезмерно большое значение придается национальным интересам инациональной безопасности, игнорируются, приуменьшаются интересы и безопасностьдругих стран, всего мирового сообщества, так как в нем главным является преобладаниемощи над другими государствами. Силовой характер гегемонии делает ее явлениемпрошлого.397Аристотель. Политика.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/aristotle/polit/154Врамкахмировойсистемы,новогомировогопорядка,основанногопреимущественно не на соперничестве, а на сотрудничестве, что в большей степенисоответствует требованиям современного мирового развития, функцию управленияпредполагается должен осуществлять легитимный «лидер». Лидерство в новой системедолжно осуществляться не путем принуждения, а путем согласия всех членов мировогосообщества (здесь как раз и имеется в виду та «мягкая», «привлекательная» сила, окоторой писал Дж.Най). Другими словами, лидерство означает первенство средиравных. Лидер должен не принуждать, а привлекать других участников мировоговзаимодействия к выполнению тех или иных требований, исходя не из собственныхинтересов, а из интересов всего мирового сообщества.
«Гегемония …являетсясложением двух начал – влияния и главенства, переходящего в господство снеизбежнымиэлементамидиктатаи/илиподавлениянесогласных.Лидерствопредполагает наличие общих интересов у лидера и тех, кто за ним следует,добровольное признание ими его авторитета, исключение прямого подавления лидеромтех, кто не входит (и не стремится войти) в сферу его влияния». 398Мировое лидерство в условиях XXI века невозможно без устойчивой обратнойсвязи.
Современный тип лидерства следует представлять как целерациональное 399управление функционированием и развитием системы (в данном случае мировойполитической системы).В отличие от Вестфаля в мировой политической системе элементами выступаетбольшое количество различных акторов, единую иерархию которых выстроитьчрезвычайно трудно. Сложно однозначно сказать, какой из акторов на сегодняшнийдень является наиболее влиятельным и эффективным в принятии решений наглобальном уровне – например, отдельное национальное государство США илиИсламское государство или все-таки Организация Объединенных Наций и т.д.Следовательно, можно утверждать, что вследствие структурной усложненностиглобальной системы иерархия в рамках такой системы также будет иметь болеесложный, многомерный характер. На данном этапе трудным представляется определить,какой актор (или группа акторов) сможет в дальнейшем занять ведущее место в мировойШаклеина, Т.
В чем «призвание» Америки? [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.intertrends.ru/five/003.htm399Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / Вебер М. Избранные произведения. / МюВеберю - М.,1990. - С. 61.398155иерархии. Но уже сейчас можно констатировать, что помимо общей глобальнойиерархии, будут существовать самостоятельные иерархии в рамках отдельныхподсистем и уровней.Вероятно, что в рамках мировой политической системы вообще не стоит говоритьоб иерархии, учитывая еще одну важную характеристику: сетевой характерсовременных связей.
Современному государству не удается обеспечить в полной мереудовлетворение общественных потребностей, в результате чего возникает настоятельнаяпотребность изменить иерархическое администрирование на новую форму управления.Новая система международных отношений все больше начинает соответствовать образутрехмерной паутины, или сети.
Нитями такой сети выступают различные связи междуучастниками мировых процессов, осуществляемые на разных системных уровнях и вразных подсистемах, но, вместе с тем, в рамках единой мировой системы. В результате вмеждународных исследованиях востребованной становится теория политических сетей,которая учитывает коммуникативные процессы постиндустриального общества идемократическую практику современных государств.
Как подчеркивает зарубежныйисследователь Т.Берцель, для производства общественных благ государство все более иболее зависит от других акторов и субсистем; в этой ситуации взаимозависимостимежду общественными и частными акторами ни иерархия, ни рынок не являютсяэффективными структурами для координации интересов и ресурсов различных акторов,включенныхвпроцесспроизводстваполитическихрешений;какрезультат,доминантной моделью управления становятся политические сети.
400Понятие горизонтальных политических сетей было введено для лучшегопониманияиобъясненияреальносуществующеговсегодняшнейпрактикевзаимодействия различных акторов, для преодоления разрыва между государством игражданским обществом. Так, с 80-х годов ХХ века в в зарубежных исследованияпоявляется концепт«развития сетей сотрудничества» (‘the development of collaborativenetworks’), которые отвечают за распределение ресурсов и определяют поведениеакторов.Концепция политических сетей рассматривает национальное государство какполитического актора, но в новом глобальном контексте:400Börzel, T.A. Organizing Babylon — On the different conceptions of policy networks / T.A.
Börzel // PublicAdministration. - 1998. - Vol.76. - No. 2. - P. 253–273; Börzel ,T.A. Networks: Reified Metaphor or Governance Panacea?/ T.A. Börzel // Public Administration. - 2011. - Vol. 89. - No. 1. - P. 49–63.1561) «в противоположность идее доминирующей роли государства в выработкеполитики утверждается, что государство и его институты являются хотя и важным, нолишь одним из акторов производства политических решений;2) в противоположность идее относительной независимости государства вполитике государственные структуры рассматриваются в качестве «сочлененных» сдругими агентами политики, вынужденных вступать с ними в обмен своими ресурсами;3)впротивовесидеегосударственногоуправлениякакиерархическиорганизованной системы, сетевой подход предлагает новый тип управления —«руководство», общая характеристика которого нашла выражение в формуле«управление без правительства» или «руководство без правительства»». 401Таким образом, концепция политических сетей меняет сосредоточенные нагосударстве представления о политической деятельности, свойственные эпохе Вестфаля.Однако, как отмечает российский исследователь Д.М.Фельдман: ««сетевое» пониманиемировой политики не противостоит «системному».