Диссертация (1145027), страница 82
Текст из файла (страница 82)
Power, Borders, Security, Wealth: Lessons of Violence and Desire fromSeptember 11 // International Studies Quarterly. – 2004. – Vol. 48. – No. 3 (September). – P. 517-538.730Nandy A. The Intimate Enemy: The Psychology of Colonialism. – New Delhi: Oxford University Press, 1988. –160 p.731Han J.W., Ling L.H.M. Authoritarianism in the Hypermasculinized State: Hybridity, Patriarchy and Capitalism inKorea // International Studies Quarterly. – 1998. – Vol. 4. – No. 1.
– P. 53-78.289выступали большевики.732 Приверженцы гендерной теории отмечают, что в образезащитника всегда присутствуют характерные черты, которыми наделяется главатрадиционнойсемьивсоответствующемдискурсе.Вобразезащищаемого,соответственно, мы находим характерные черты, которыми в данном дискурсе наделяетсямать и женщина. Образ врага наделяется чертами, обратными для характерных мужчине иглаве семьи в соответствующем дискурсе, хотя они и не всегда оказываются женскими.Наделение врага чертами, характерными для мужчины, может привести к тому, чтообщественное мнение усомнится в способности защитника победить врага, а такиесомнения, как показывают К.
Гелпи, П. Фивер и Дж. Райфлер, способны повернутьобщественное мнение от поддержки той войны, которую ведет защитник, к ееосуждению.733 Это случилось, например, с американским общественным мнением вслучаях войн в Корее, Вьетнаме, Сомали и Ираке. Однако и наделение врага типичнымиженскими чертами неэффективно: в этом случае общественное мнение также можетусомниться в справедливости войны против, якобы, врага, достойного жалости и защиты.Наилучшим выходом является формирование в отношении врага образа не человека, ночудовища.
Одним из вариантов этого решения является облачение его в шкуру животного,например, медведя, как часто поступают элиты соседних с Россией стран, пытаясьсформировать в общественном мнении представления о «русской угрозе».Формированию «женского» гендерного образа Европы в первом десятилетии XXI в.способствовала широко использовавшаяся метафора, принадлежащая перу Р. Кейгана,который сравнивал Америку с Марсом, а Европу — с Венерой.734 В этом русле работала иадминистрация Дж.У. Буша, формируя в отношении себя и Америки образ защитника,отстоявшего Европу от коммунизма в годы «холодной войны» и готового защитить еетакже от терроризма в XXI в.
при условии, что Европа согласится с тем, что правила игрыустанавливает «глава трансатлантической семьи» — США. В соответствии с этойстратегией, американский лидер заявляет, что США «выступили против коммунизма, иблагодаря этому Европа сегодня является свободной, единой, и в ней царит мир».735 Это,по мнениюДж.У.
Буша,обосновываетраспределение ролейв международныхотношениях между Европой и США по гендерному принципу: на Америку ложатся732Kangas A. The Knight, the Beast and the Treasure: A Semiotic Inquiry into the Finnish Political Imaginery ofRussia, 1918 – 1930s. – Tampere: Tampere University Press, 2007. – 321 p.733Gelpi C., Feaver P.D., Reifler J. Paying the Human Costs of War: American Public Opinion and Casualties inMilitary Conflicts. – Princeton: Princeton University Press, 2009. – xiv + 289 p.734Kagan R. Of Paradise and Power: America and Europe in the New World Order. – New York: Vintage Press,2003.
– P. 3.735Bush G.W. President's News Conference with Prime Minister Silvio Berlusconi of Italy. – Rome, Italy. – June 5,2004.290обязанности по защите Европы от внешних угроз, взамен Европа соглашается на рядуступок в отношении США.В одном из своих выступлений Дж.У. Буш прямо указывает на гендерный характерраспределения прав и обязанностей в «трансатлантической семье». Заочно отвечая навопрос некоторых лидеров стран «третьего мира», которым в начале XXI в. приходитсявыбирать между внешнеполитической ориентацией на США или на Европу, он говорит:«…этот вопрос — Европа или Америка… напоминает мне вопрос, который часто задаютдети: кто лучше — мама или папа».736 США, в представлениях американского лидера,играют роль мужчины и отца в «трансатлантической семье», а Европа — роль женщины иматери.
Во всяком случае, создать такие представления у западноевропейских лидеровявлялось целью дипломатии Дж.У. Буша в Европе. На вопрос, насколько эта цель была имвыполнена, пока невозможно дать однозначный ответ. Однако если он останется вистории «недалеким ковбоем из Техаса», то можно будет считать, что эта цель былареализована — ведь именно такой образ отвечает представлениям о защитнике как средиамериканцев, так и среди европейцев. Сменивший Дж.У.
Буша на посту американскогопрезидента Б. Обама в период своего первого президентского срока в 2008–2012 г.выстраивал свой публичный имидж во многом на противопоставлении себя и своегопредшественника,благодарячемунекоторыеамериканскиесредствамассовойинформации иронично назвали его «первым американским президентом-женщиной».737В силу выбранной дипломатической стратегии, американской политическойкультуры или собственных консервативных взглядов, среди которых семейные ценностизанимают важное место, а скорее — в силу всех трех перечисленных факторов Дж.У. Бушв своей внешнеполитической риторике часто обращается к тематике семьи.
В еговыступлениях можно найти упоминания семейных ценностей применительно ко всемтрем регионам мира, которым в данной работе было уделено наиболее пристальноевнимание: в западном полушарии, в Европе и даже на Ближнем Востоке. Так,американский лидер пытался убедить общественное мнение в своей стране в том, что нетолько США, Канада и Мексика, но и другие страны Латинской Америки разделяютобщие ценности.
Из этого, по его представлениям, следовало, что зона свободнойторговли должна распространиться и к югу от Мексики. Так появилось его заявление о736Bush G.W. President's News Conference with President Alexander Kwasniewski of Poland. – Washington, D.C. –July 17, 2002.737Ланко Д.А., Смирнова И.С., Стецко Е.В. Гендерные аспекты имиджа ведущих мировых лидеров: БаракОбама, Ангела Меркель, Владимир Путин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6:Философия. Культурология.
Политология. Право. Международные отношения. – 2013. – № 4. – С. 118-125.291том, что «семейные ценности не заканчиваются на берегах Рио Браво»738 — реки, покоторой проходит южная граница Мексики.По отношению к Европе Дж.У. Буш использует риторику, опирающуюся насемейные ценности, в частности, в отношении стран, которые поддерживают целиамериканской внешней политики, в первую очередь, Великобритании. Он призывает всехверующих «молиться за те семьи, которые постигло горе утраты из-за войны в Ираке, какамериканские семьи, так и британские семьи».739 Применительно к Ближнему Востоку егооптимизм относительно перспектив войны в Ираке основывается на том, что «по меретого, как на Ближнем Востоке будет воцаряться свобода, все больше людей в регионебудут вдохновляться — вдохновляться на борьбу за мир, на то, чтобы посвятить своюжизнь служению на благо своих семей и на пользу своему народу».740 К аналогичнойриторике он прибегает и в диалоге с В.В.
Путиным: в ходе той пресс-конференции, гдепрозвучало его заявление, что он «заглянул в душу» российскому лидеру, Дж.У. Буштакже говорит и о том, что его и В.В. Путина «объединяет любовь к своим семьям».741В.В. Путин также в своей риторике прибегает к упоминаниям о семейных ценностяхи семей тех политических лидеров, кого он рассматривает в качестве своих союзников.Однако, в отличие от Дж.У. Буша, даже в этих случаях он упоминает семью не в качествесамостоятельной ценности, но в контексте ценности «дома».
Так, благодаря семьюГ. Шредера за теплый прием в канун Рождества 2001 года, он замечает, что «семьяканцлера живет очень скромно, в скромной квартире».742 Выступая перед журналистами вГермании, он рассказывает о своей семье, которая «пострадала» в годы Второй мировойвойны, но, несмотря на это, «в российском народе нет ненависти к немцам».743 Однакотакие упоминания семьи характерны только для выступлений российского лидера переднемецкой аудиторией.
Для аудиторий других стран он, как правило, лишь выражаетсоболезнования семьям погибших в результате террористических атак, как, например, вслучае террористического акта в Великобритании в 2003году.744738Bush G.W.President's News Conference. – Crawford, Texas. – August 24, 2001.Bush G.W. President's News Conference with Prime Minister Tony Blair of the United Kingdom. – Hillsborough,United Kingdom. – April 8, 2003.740Bush G.W. President's News Conference with Prime Minister Silvio Berlusconi of Italy. – Rome, Italy.
– June 5,2004.741Bush G.W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. – Kranj, Slovenia. – June 16,2001.742Путин В.В. Заявление для прессы по завершении встречи с Федеральным канцлером ФРГ ГерхардомШредером. – Ганновер, Германия. – 9 декабря 2001 г.743Путин В.В. Ответы на вопросы Альфреда Биолека во время совместного с Федеральным канцлером ФРГГерхардом Шредером интервью в эфире программы «Бульвар Био» телеканала АРД. – Веймар, Германия.
–9 апреля 2002 г.744Путин В.В. Заявление для прессы и ответы на вопросы журналистов на совместной пресс-конференции сПрезидентом Польши Александром Квасьневским. – Балтийск, Калининградская область. – 28 июня 2003 г.739292Наконец, говоря о постсоветском пространстве, он упоминает жителей кавказскихгосударств, которые работают в России и благодаря этому имеют возможность помогатьматериально своим семьям, остающимся на родине.745 Причем такого рода отношениярассматриваются В.В.
Путиным в положительном контексте, по его мнению, такиеотношения образуют «живой мост взаимодействия между… государствами».746 Такимобразом, можно сказать, что если на постсоветском пространстве семейные ценности, впредставлениях российского лидера, играют важную роль в установлении связей междугосударствами, иначе говоря, в формировании региона, то применительно к другимрегионам он не оценивает их роль высоко.