Диссертация (1145021), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Общество должно меняться, здравые перемены — залог его сохранения, но государственный деятель должен помнить о Провидении, иглавная его добродетель — благоразумие172. Берк Э. Размышления о революции во Франции. — М.: Рудомино, 1993. — С. 72.171 Кирк Р. Берк и политика, основанная на праве давности // Полис (Политические172исследования). — 2003. — № 5. — С. 110–111.149Параллельно с формированием «линии Э. Берка» или традиции «автономного консерватизма» в терминологии С. Хантингтона в первой половине XIX векаразвивалась альтернативная традиция феодально-аристократического консерватизма, которую также можно интерпретировать как «линию де Местра».Де Местр совершенно открыто выступил в роли последовательного защитника интересов аристократии. «Что есть нация? — риторически вопрошал он в одном из писем. — Это, любезный друг, монарх и аристократия. Голоса надобно взвешивать, а не считать.
... Именно высшие сословия поддерживают охранительныепринципы и здравые государственные идеи»173.Даже дореволюционный старый порядок не выглядел в глазах де Местраидеальным общественным устройством. С его точки зрения в Европе эпохиПросвещения было слишком много свободы и слишком мало твёрдых моральныхи политических устоев. В отличие от Э. Берка де Местр не включал свободу в список консервативных ценностей.
«Человек, — утверждал он, — слишком зол, чтобыбыть свободным»174. Спасение от угрозы революции де Местр обнаруживал в усилении роли религии, что в его интерпретации означало фактически установлениев Европе теократии, во главе с Папой Римским. В трактате «О папе», вышедшемв 1819 г. де Местр писал, что «европейская монархия не может быть утвержденаиначе как посредством религии», а «универсальным монархом может быть толькопапа»175.Если духовного авторитета папы будет недостаточно, на помощь придётсветская власть, в предельном выражении осуществляемая палачом. Для де Местрапалач, — одна из центральных фигур упорядоченного общества.
«Все величие, всемогущество, все подчинение возложены на него: в нем воплощены ужас и нить Местр де Ж. Сочинения. — СПб: «Владимир Даль», 2007. — С. 16–17.173 Цит. по: Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. —174М.: Наука, 1987. — С. 40. Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. — М.: Нау-175ка, 1987. — С. 17.150связи между людьми. Лишите мир этой непостижимой силы — в одно мгновениепорядок обратится в хаос, троны рухнут и общество исчезнет»176.После крушения наполеоновской империи, консервативные идеи стали полуофициальным выражением политического курса ведущих европейских абсолютных монархий. Полномасштабную попытку их практической реализации предпринял австрийский министр иностранных дел К. фон Меттерних, ставший идеологом«Священного союза». К. Меттерних последовательно развивал и осуществлял напрактике идеи «консервативного легитимизма».
В рамках этой политики войска государств «Священного союза» были обязаны подавлять любые революционные движения в странах Европы, поскольку они ставили под угрозу общеевропейское спокойствие. Так, например, в 1820 г. по мандату, выданному конгрессом «СвященногоСоюза» австрийские войска были введены в Неаполитанское королевство с тем,чтобы отменить конституцию, введённую в результате волнений в армии. В результате там была восстановлена абсолютная монархия. С 1815 по 1848 гг. Меттернихуудавалось удерживать ситуацию в целом под контролем. Он считал необходимымжёстко контролировать также и духовную сферу общественной жизни, признаваяабсолютно недопустимым любую критику религии и распространение концепции«общественного договора».
«Начните втаптывать в грязь имя Божие и власти, установленной волей Божьей, — писал он в 1848 г., — и революция будет подготовлена; заговорите об общественном соглашении, — и революция вспыхнет»177. Всего,через несколько месяцев революция докатилась до Вены, К. Меттерних бежал изАвстрии, и его карьера на этом была завершена. «Заморозить Европу» и вернуть еёв 1788 г.
не удалось.В середине XIX в. концепция феодально-аристократического консерватизма(линия де Местра) стала стремительно утрачивать популярность в Западной Европе, Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. — М.: Нау-176ка, 1987. — С. 18. Меттерних К. Записки князя Меттерниха о состоянии умов в Европе и об обязан-177ностях правительств // Русская старина. — 1873. — Т. 8. — № 11. — С. 788.151хотя в России и других странах европейской периферии у неё оставалось немалоприверженцев. На смену аристократическому консерватизму пришёл реформистскийконсерватизм, продолжающий линию Э. Берка. Наиболее успешными вариантамиего практической реализации во второй половине XIX столетия стали национально-консервативная политика О. Бисмарка и социальный консерватизм Б. Дизраэли.Для консервативной политики в изменившихся условиях необходима былановая социальная база.
В поисках этой базы и Бисмарк и Дизраэли обратили своивзоры в сторону народных низов. Для обоих консервативная риторика была преимущественно средством борьбы за власть в условиях постепенно расширяющегосяизбирательного права.В условиях Германии, заметно отстававшей от передовых стран Европы вуровне индустриального развития, это были преимущественно крестьяне и ремесленники. Стратегия Отто фон Бисмарка в формировании массовой социальной базыбыла простой и эффективной.В одном из своих первых выступлений в прусском парламенте О. Бисмаркпризывал к восстановлению средневековой системы гильдий ремесленников и ихзащиты от конкуренции со стороны капиталистической индустрии. «Фабрики обогащают единицы, — говорил он, — но воспитывают... массы пролетариев, из-за незащищенности их существования опасных для государства работников, в то времякак ремесленное сословие образует ядро средних слоев»178.Довольно быстро Бисмарк осознал, что технический прогресс не остановить,и стал искать иные способы приобретения популярности в среде простых работников.
С 1862 по 1890 гг. он стоял во главе прусского, а затем и общегерманскогоправительства, имея возможность на практике осуществлять различные вариантынового консервативного подхода. Бисмарк ввёл в Германии основы социальногозаконодательства, в том числе организовал государственную систему пенсионногообеспечения. Цит.
по: Беспалова Л. Н. Социальная политика Отто фон Бисмарка // Известия Ал-178тайского государственного университета. История, политология. — 2011. — Т. 2. — С. 230.152Другой важной составляющей его политического курса стал протекционизм,в особенности по отношению к сельскому хозяйству. Это привело «железного канцлера» к разрыву с последовательными либералами, выступавшими за свободу торговли. При этом Бисмарк обосновывал свои шаги необходимостью объединениянации ради решения задачи возвращения Германии достойного места на мировойарене. В его терминологии этот курс назывался «политикой сплочения».Он начал свою политическую карьеру в качестве пламенного монархистаи последовательного контрреволюционера, однако совершенно не интересовалсяпринципами легитимизма и с лёгкостью ликвидировал целый ряд мелких немецкихгосударств, включённых им в состав Германской империи. Успешная имперская политика Бисмарка надолго обеспечила ему поддержку аристократии, осознавшей,что либеральная и социалистическая альтернативы для неё заведомо менее предпочтительны.
Значительная часть немецкой буржуазии также поддерживала курсО. Бисмарка. Несколько менее удачными для создания общенационального сплочения оказались патерналистские меры. Набиравшее силу социалистическое движение выигрывало у консерваторов борьбу за поддержку промышленных рабочих.Бисмарку удалось на время решить эту проблему с помощью «исключительногозакона против социалистов», который в 1878–1890 годах ставил германскую социал-демократическую партию в полулегальное положение и максимально затруднилеё деятельность.Тем самым система «национального консерватизма» О. Бисмарка сложилась в завершённом виде. Наряду с национализмом и империализмом она включала в себя протекционизм в экономике, сохранение привилегированного положениякрупных землевладельцев, патерналистские меры по отношению к рабочему классуи крестьянству, а также элементы авторитаризма, включая реальную независимостьисполнительной власти от парламента и возможность выборочных ограничений деятельности оппозиционных политических партий.Но прививка авторитаризма к консервативной идее, при всей своей органичности и практическом смысле, в долгосрочной перспективе, скорее, создава-153ла проблемы, чем решала их.
Авторитарный политический лидер не нуждаетсяв постоянной партийной поддержке, и поэтому не склонен связывать себе руки.Авторитарный лидер, как это продемонстрировал во Франции Наполеон III, можетпозволить себе возвышаться над схваткой и смотреть свысока на партийные дрязги, и газетную полемику. Такую политику авторитарного лидерства без опоры наидеологическую традицию стали называть «бонапартизмом».