Диссертация (1144926), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Мальро «Голоса безмолвия» и проекта М. Дюшана «Коробка в чемодане» как экспериментальных форм утверждения трансформирующейся подлинности в границах современных художественныхинституций – коллекции, художника, альбома, музейного проекта как творческогоконцепта.6.Аргументирована легитимность существования музея постмедиаль-ной эпохи, основывающегося на понимании трансформации проблемы подлинности в контексте решения задач музеефикации и репрезентации художественногонаследия второй половины ХХ в. – начала XXI в.7.Выявлены механизмы трансформации практик фальсификации и ре-продуцирования в связи с развитием апроприации как художественного метода иоцифровки как способа сохранения и представления произведения в виртуальномпространстве.17Результаты исследования:1. Проведен комплексный анализ различных подходов к решению проблемыподлинности произведения искусства в философском дискурсе ХХ – начала ХХIв.2.
Определены основные факторы, повлиявшие на трансформацию представлений о подлинности произведения искусства в XX – начале XXI в. Среди них:изменение представлений об авторе и авторстве, изменение представлений о ролитехнологических аспектов создания произведения (дискуссия об устранении этого фактора в современном художественном процессе), трансформация форм и методов репрезентации, специфика восприятия произведения зрителем, развитиетехнических средств репродуцирования в эпоху цифровой культуры.3.
Выявлены различные типы оригинальных произведений и имитаций; проанализированы такие явления, как авторизированные копии и реконструкции, миниатюризация и серийность, имитации и фикции в контексте развития художественной культуры XX – начала XXI в.4. Установлено, что в контексте развития апроприации, как творческого метода иметода репрезентации произведений искусства, традиционная практикафальсификации все больше вытесняется на периферию художественной жизни ихудожественной практики, уступая место новым формам имитации и интерпретации оригинальных произведений.5.
Показано, что для осмысления подлинности и значимости художественногонаследия ХХ – начала XXI эвристически целесообразна интеграция постклассических исследований в различных областях гуманитарного знания.6. Изучен опыт автомузеефикации творческого процесса и его результатов,представленный в художественной практике М. Дюшана, Э. Уорхола и др., атакже опыт музеефикации видеоарта, инсталляций и перформативных практик вмузеях XX – XXI в. в сравнении с методами репрезентации произведений классического искусства.7.
Обоснована перспективность дальнейшего исследования теоретических ипрактических вопросов различения подлинности в проблемном поле визуальнойэкологии как новой гуманитарной дисциплины.18Основные положения, выносимые на защиту:1. Концептуальное понимание трансформирующейся подлинности произведения искусства в пространстве современной постмедиальной культуры фундировано ее определением как «истока» в философии М.
Хайдеггера.2. Развитие навыков различения подлинности произведения искусства впостмедиальную эпоху в качестве культурного кода опирается на наследие художественного авангарда ХХ в.3. В современной культурной ситуации подлинность произведения искусстваконституируется не только его отстранением в реальном экспозиционном пространстве, но и приближением в плоскости цифрового экрана.4. Источником сингулярного восприятия трансформированной подлинностипроизведения искусства является образ-событие, который может разворачиватьсякак в музейном, так и во внемузейном пространстве.5. Для современных художественных практик категория «подделки» утрачивает смысл в связи с распространением апроприации как формы творческой деятельности.6. В постмедиальную эпоху музей переживает интенсивную трансформацию,но сохраняет и укрепляет свой статус патернальной институции по отношению кхудожественной жизни общества в целом.7. Постклассический гуманитарный опыт, в рамках которого возможно построение внеинституциональных моделей художественного музея, представляетсобой важный инструмент осмыслении современной трансформированной подлинности произведения искусства8.
В музее постмедиальной эпохи режим трансформированной подлинностиможет функционировать в качестве культурного концепта, который определяетформы и методы музеефикации, экспонирования и публикации как традиционныхпроизведений, так и инсталляций, видеоарта, перформативных практик и цифрового искусства.199. Изучение трансформированной подлинности современных художественныхпроизведений представляется перспективным в контексте проблематики визуальной экологии как новой научной дисциплины и актуальной культурной практики.Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том,что осмысление концептуальных и институциональных аспектов подлинностипозволило более полно представить эволюцию современной культуры, тенденцииразвития художественных практик XX – начала XXI в. Было показано фундирующее значение понимания подлинности как истока для современной художественной культуры, что определяет концепцию трансформирующейся подлинности, способной проявляться и исчезать в многообразии копий, имитаций и апроприаций в условиях утраты оригиналом стабильного статуса.
Было обосновано,что подлинность в современной художественной культуре проявляется посредством сингулярного события. Показана значимость различения оригиналов иимитаций, копий и ложных копий для навигации в современном художественномпроцессе и в актуальном диалоге с художественным наследием. Обоснована легитимность концепции музея постмедиальной эпохи как патернального института,утверждающего статус трансформированной подлинности. Поставлен вопрос оспецифике музеефикации художественного наследия второй половины ХХ –начала XXI в. и необходимости интегральных усилий гуманитарных научныхдисциплин для ее осуществления. Трансформирующаяся сингулярная подлинность интерпретирована как одна из базовых категорий визуальной экологии,способной креативно конструировать жизненный мир современного человека.Результаты и материалы диссертации могут быть рекомендованы для внедрения в образовательный процесс при разработке курсов по культурологии, теории и истории культуры, теории и истории изобразительного искусства, по теоретической музеологии.
Также они могут быть использованы в практической музейной деятельности, в работе с художественными проектами, экспертизой объектов и документов актуальных художественных практик, в современной выставочной деятельности и в работе с оцифрованными музейными коллекциями.20Апробация результатов исследования. Материалы исследования былипредставлены в выступлениях на научных конференциях: Международная научная конференция «Институты памяти в меняющемся мире» (СПб., 5-6 апреля2012 г., Институт философии СПбГУ); Всероссийская конференция «Музеология-музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания» (СПб., 23-25мая 2012 г., Институт истории СПбГУ); Научный семинар «Музееведческое образование и тенденции его развития» памяти проф. Н.
И. Сергеевой (СПб, 7 декабря2012 г., СПбГУКИ); Международная ежегодная научно-практическая конференция «Культурная среда и культурные практики. Секция Scientia Artis: наука искусства» (СПб., СПбГУКИ, 17-19 апреля 2013 г.); XLIV Випперовские чтения«Тайное обаяние прерафаэлитов.
К выставке “Прерафаэлиты: викторианскийавангард”» (Москва, 19-20 сентября 2013 г., ГМИИ им. А. С. Пушкина); Научнометодическая конференция «Studium: педагогика высшей школы» (СПб., 12 марта2014, СПбГУКИ); Всероссийская конференция «Музеология-музееведение в XXIвеке: проблемы изучения и преподавания» (СПб., 23-25 мая 2014 г., Институт истории СПбГУ); Всероссийская конференция «Мир и культура: традиционнаякультура и духовное самоопределение современного российского общества» врамках III Санкт-Петербургского Международного культуного форума (СПб., 8декабря 2014 г., СПбГУКИ); Всероссийская конференция «Петербургское музееведение в философской рефлексии» (СПб., 30 октября 2015 г., Институт философии СПбГУ); Всероссийская конференция «Музейная экспозиция во времени ипространстве культуры» (СПб., 14-16 апреля 2016 г., Институт философииСПбГУ); Всероссийская конференция «Культурное пространство России: генезиси трансформации» (СПб., 1 апреля 2016 г., СПбГИК); Всероссийская конференция «Нащокинский домик.