Тенденции развития инфраструктурных отраслей в условиях глобализации (1142847), страница 15
Текст из файла (страница 15)
В созданныйпул на базе альянса планируется привлечь до 20 млрд долларов с учетом взноса OMERSв размере 5 млрд долларов. Отличительной особенностью данной инициативы являетсятот факт, что к ней присоединились ведущие пенсионные фонды Японии. Географияинфраструктурных инвестиций фонда весьма обширна: от Северной Америки доЗападной Европы [89, c. 38].3) Глобальная финансовая группа Meridiam (США, Франция). Организация состоитиз трех инфраструктурных фондов — «MERIDIAM I», «MERIDIAM EUROPE II»,«MERIDIAM NORTH AMERICA II» [126], которые специализируются на инвестициях70в проекты Северной Америки и Западной Европы. Ресурсная база финансовой группысформирована за счет средств институциональных инвесторов (90%) и институтовразвития (10%) [89, c. 40].4) Industry Fund Management в Австралии является управляющей компанией,специализирующейся на инвестициях в ключевую инфраструктуру Австралии и другихразвитых стран [125].
В общей сложности под управлением IFM находятся резервы 30пенсионных фондов Австралии, и на начало 2014 года портфель инфраструктурныхинвестиций составил 50 млрд австралийских долларов [89, c. 41].5) Один из крупнейших пенсионных фондов и фондов социального страхованияв Канаде — The Canada Pension Plan — инвестирует свои свободные резервы винфраструктурные проекты через специально созданную структуру — CPP InvestmentBoard.
В общей сложности в CPP имеют счета около 18 млн граждан Канады, асовокупные активы CCP по состоянию на 31 марта 2015 года оцениваются в 264 [68, c.48] млрд долларов США. CPPIB инвестирует в проекты инфраструктуры общейстоимостью от 2 до 4 млрд долларов США [68, c. 41], при этом доля инфраструктурныхинвестиций в структуре портфеля составляет почти 45% [68, c. 25].Таким образом можно заключить, что в стадии формирования находится новыйинститут в виде инвестиционных платформ, который позволит обеспечить болееглубокое вовлечение институциональных инвесторов в процесс финансированияинфраструктуры, т.е.
диверсифицировать источники финансирования масштабныхинфраструктурных проектов.Важность финансирования национальной инфраструктуры за счет средстввнутренних институциональных инвесторов подтверждается и тем, что вследствиемирового финансового кризиса рынки финансирования многих стран претерпелисущественные изменения. Например, Европейские банки, активно кредитующиепроекты инфраструктуры Австралии, после начала мирового кризиса стали уходить сэтого рынка, оставив за собой большую часть неудовлетворенного спроса надолгосрочное кредитование.
По данным Австралийского Пруденциального органарегулирования, за четвертый квартал 2014 года вывоз европейского банковскогокапитала составил более 16 млрд долл. США [68, c. 25]. В итоге, традиционныйисточник финансирования инфраструктуры существенно сузился, что способствует71росту интереса со стороны инициаторов проектов к средствам австралийскихпенсионных фондов в качестве основных инвесторов.Уход европейских банков дополняется проблемой реструктуризации текущейзадолженности в размере 160 млрд долларов [67, c. 2] в связи с ранее осуществленнымиинфраструктурными инвестициями. В дополнение к сказанному следует уточнить, чтопроблемы с ликвидностью, новые правила регулирования банковской деятельности неспособствуют долгосрочным планам Австралийских банков по размещению активов.Максимум на что могут рассчитывать заемщики — это кредиты сроком на 7–9 лет.Таким образом, инфраструктурные проекты страны со сроком окупаемости 10 и болеелет будут нуждаться в рефинансировании задолженности примерно каждые 7 лет.
Домирового финансового кризиса многие крупные проекты привлекали финансированиепосредством эмиссии облигаций. Погашение облигаций в текущих условиях дляэмитентов становится серьезной проблемой.Тем не менее, по нашему мнению, несмотря на необходимость рефинансированиятекущейзадолженностипоранеезапущеннымпроектам,спроснановыеинфраструктурные проекты будет расти в ближайшее время.
В 2012 году в Австралиибыло объявлено о дополнительных расходах на инфраструктуру в размере 250 млрддолл. США [67, c. 2]. Правительство также планирует провести ряд сделок поприватизации инфраструктурных объектов, подлежащих модернизации в недалекомбудущем.Другие инициативы правительства развитых стран в отношении развитияинфраструктуры носят фискальный характер.В большинстве случаев, когда страны Западной Европы ввиду сложноймакроэкономической ситуации не могут оказывать прямую финансовую помощьпроектам инфраструктуры, то появляются косвенные инструменты поддержки. Вчастности,создаютсязаконодательныеосновыдляпредоставлениясерьезныхпреференций, в том числе налоговых, предприятиям частного сектора для облегченияпроцесса привлечения капитала.
Подобного рода инициативы можно наблюдать, преждевсего, в европейских странах с высоким уровнем государственного долга, дефицитомгосударственного бюджета. Речь идет о странах Южной Европы, в том числе Италии.Развитие рынка инфраструктуры Италии оказалось под ударом мировогофинансового кризиса. Экономический спад и отсутствие финансирования проектов72инфраструктурывИталиинапорядокусложнилипроблемыпривлеченияфинансирования в отрасли инфраструктуры страны. Проекты инфраструктуры в Италиив настоящее время не имеют должного финансового обеспечения, что диктуетнеобходимостьпривлечениякихфинансированиюнебанковскихинститутов,обладающих необходимыми ресурсами.Дополнительной проблемой являются регулярные задержки в финансировании состороны государственных органов.
Такие условия не стимулируют частных инвесторовк финансированию. В подобных условиях финансирование со стороны самих спонсоров,по сути, становится чуть ли не единственным моментом, который способен вызватьинтерес к сделкам у кредитующих банков. Эти проблемы подтолкнули итальянскоеправительство к принятию мер, уменьшающих налоговую нагрузку на предприятиячастного сектора с целью активизации частных инвестиций. В частности, речь идет обосвобождении от уплаты определенных видов налогов. Статья 18 Указа №183/2011освобождает от уплаты полностью или частично налога на прибыль, региональногобизнес-налога (Regional Business Tax) и НДС подрядчикам в проектах инфраструктуры,в том числе в рамках проектов ГЧП.
Главная цель этой меры — уменьшить или свести кминимуму необходимость прямого финансирования инфраструктуры со стороныгосударства.В Италии есть и другой указ — №179/2012, принятый с целью стимулированияинициации проектов инфраструктуры, в том числе проектов ГЧП, стоимость которыхпревышает 500 млн евро. Документ предоставляет спонсорам проекта возможностьвоспользоватьсяинвестиционнымналоговымкредитомиуйтиотуплатыконцессионных платежей государству. В первом случае частному предприятиюпредоставляется возможность воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом вотношении налога на прибыль и регионального бизнес налога, если совокупнаястоимость налогов не превышает 50% от инвестиционной стоимости проекта.
Однако,такими преференциями смогут воспользоваться проекты, соответствующие следующимкритериям: проект инициируется впервые и его стоимость превышает отметку в 500 млневро. Что касается второго инструмента в рамках данного указа, то освобождение отуплаты концессионного платежа имеет более широкие границы использования, эта мераприменима, в том числе по отношению к старым проектам.73Подводя некоторый итог, следует отметить разнообразный характер применяемыхмер развития отраслей инфраструктуры в рамках практики стран с развитойэкономикой.В ряде случаев, несмотря на последствия кризиса, отдельные проектыинфраструктуры могут быть реализованы в соответствии с традиционным подходом,при совместном финансировании проекта со стороны государства и частного сектора.Такой подход имеет место, когда проект имеет прочную экономическую основу, чтовпоследствии нивелирует риски ограниченности трафика или спроса на конечныйпродукт.
В то же время, в странах, имеющих долговые проблемы, правительства вместопрямого финансирования предоставляют частному сектору серьезные экономическихпреференции при реализации проектов инфраструктуры.Но, несмотря на активные меры, предпринимаемые правительствами, дефицитдолгосрочных ресурсов остается наиболее острым вопросом, в связи с чем на уровнеотдельных инфраструктурных проектов, при структурировании сделки привлекаютсяинституциональные инвесторы для финансирования инфраструктурных проектов.В ряде развитых стран инициируется создание единых инвестиционных платформ,а также инвестиционных площадок, служащих для привлечения коллективных, в томчисле пенсионных фондов к осуществлению совместных инвестиций в проектыразвития ключевой инфраструктуры.Результаты функционирования новых институтов, таких как инвестиционныеплатформы, могут проявиться далеко не сразу, но, безусловно, этот положительныйопыт закладывает институциональную основу для существенного расширения участиятаких институциональных инвесторов как пенсионные фонды в инвестировании вобъекты инфраструктуры.
В свою очередь, и для пенсионных фондов этот опытявляется пилотным в части освоения новых классов активов.2.3 Основные направления решенияинфраструктурных ограничений в развивающихся странахКолоссальные потребности мировой экономики в инвестициях в инфраструктуруво многом определяются насущной необходимостью в ликвидации инфраструктурныхограничений в развивающихся странах.