Диссертация (1140736), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Отмечает, что если понадобится,88то легко может бросить пить. С трудом выполняет домашние дела, последний годнигде не работает. Суицидальные мысли отрицает.В отделении двигательно спокойна. Фон настроения снижен. Вниманиепривлекается, удерживается, интересуется своими анализами, дальнейшимлечением, «проверяет» врача относительно своего предполагаемого заболевания.После назначения капельниц сообщает, что состояние стало немного лучше.Обстоятельно описывает свои ощущения «сильные боли в позвоночнике»,«желудокболит,чувствуюжелчьворту…».Забывая,неоднократнопересказывает одни и те же события связанные с получением травмы,обследованием. Жалуется, что к ней редко приходят, просит приходить каждыйдень «скинули меня сюда и забыли…». Требует повышенного внимания к себе.3.2Корреляция«Шкалыодиночества»и«ШкалыдепрессииГотланда» у женщин, злоупотребляющих алкоголемДлительное состояние одиночества играет роль в развитии депрессивныхнарушений, особенно у женщин.
По данным учёных, одиночество играет роль вактивации генов, а также связано с развитием таких психических расстройств, какдепрессия и пограничное личностное расстройство. Однако, следует разграничитьодиночество и социальную изоляцию. По данным исследований, некоторые людимогут иметь большой круг общения и участвовать во множестве различных видовобщественной деятельности, но при этом чувствовать себя одинокими.
В то жевремя, другие люди могут быть социально изолированными, но не испытыватьпри этом ощущения одиночества. Чувство одиночества, по –видимому, являетсяследствиемнеудовлетворённостииндивидуумазначимымиаспектамивзаимоотношений с окружающими; это может быть качество отношений сдругими людьми или же отсутствие определённого вида отношений.В одной из работ [225] исследуются последствия «хронического»одиночества (имеются в виду лица, испытывающие чувство одиночества в89течение более чем трёх лет).
Неспособность индивида адаптироваться ксложившейся жизненной ситуации, использование неэффективных методовпсихологической защиты, в этой ситуации может способствовать возникновениюдепрессивныхнарушений.Особуютрудностьпредставляютженщины,злоупотребляющие алкоголем с сопутствующим аффективным расстройством инаходящиеся в ситуации одиночества.Соответственно поставленным задачам нами была изучена корреляцииопросника «Шкалы одиночества» и «Шкалы депрессии Готланда».
Исследованиепроводилось в двух исследуемых группах как до терапии, так и после лечения.Результаты первого тестирования, проводимого в начале терапии, былиследующими:1) У 7,8 % пациенток выявлялся низкий уровень одиночества (средний балл16,34±2,56), что коррелировало с наличием субдепрессивного состояния по«Шкале депрессии Готланда» (средний балл 18,24±2,64);2) У 48 % пациенток был обнаружен средний уровень одиночества (среднийбалл32,27±2,43),которыйсоответствовалналичиюсубдепрессивныхидепрессивных расстройств (средний балл 25,67±2,62);3) У 15,6% женщин определялся высокий уровень одиночества (среднийбалл 46,74±3,14), что коррелировало с депрессивными расстройствами по «Шкаледепрессии Готланда» (средний балл 28,21±1,13) (см.табл. 4).Для женщин из контрольной группы при заполнении теста «Шкалаодиночества» в 22,9% случаев (11 больных) характерно было повышение уровнясубъективного одиночества.Таблица 4Уровень одиночества в двух группах согласно тесту «Шкалаодиночества» (до лечения)90ГруппыНизкийуровень Среднийуровень Высокий уровеньодиночества, кол-во одиночества, кол-во одиночества, колчел.чел.во чел.Основная84916Сравнения452В зависимости от выраженности депрессивных расстройств, проводиласьпсихофармакотерапияпроводилась(препаратамипсихокоррекционнаяизработа.группыВСИОЗС).концеПараллельногоспитализации,призаполнении тестов, были получены следующие результаты:1) Низкий уровень одиночества выявлялся у 13,7% пациенток (средний балл17,14±1,64); и соответствовал наличию субдепрессивных состояний по«Шкале депрессии Готланда» (средний балл 16,64±2,54);2) Средний уровень одиночества – у 41,1% (средний балл 28,34±1,74), чтокоррелировало с наличием субдепрессивных и депрессивных расстройств(средний балл 24,84±2,24);3) Высокий уровень одиночества определялся у 9,8% пациенток (средний балл43,74±2,34), у которых было выявлено наличие депрессивных расстройствпо «Шкале депрессии Готланда» (средний балл 28,32±1,11) (см.табл.
5).Таблица 5Уровень одиночества в двух группах согласно тесту «Шкала одиночества»(после лечения)ГруппыНизкийодиночества,Основнаяуровень Среднийуровень Высокийкол-во одиночества, кол-во одиночества, кол-чел.чел.во чел.14421020Сравнения 6уровеньТаким образом, полученные данные совпадают с рабочей гипотезой о влияниифактора одиночества на развитие аффективных нарушений. Было выявлено, что91уровень субъективного одиночества, выявляемы с помощью теста, соответствовалналичию субдепрессивных или депрессивных расстройств разной степенивыраженности.92ГЛАВА 4Структурно – феноменологические особенности депрессивныхрасстройств у одиноких и замужних женщин, злоупотребляющихалкоголем4.1Феномен«депрессивнойанозогнозии»–корреляцияс«алкогольной анозогнозией»В ходе исследования нами был выявлен симптом «депрессивнойанозогнозии», описанный в научных источниках, как отрицание наличия у себядепрессии.
Известно, что алкогольная анозогнозия – это неспособность больногоалкоголизмом критически оценивать свое болезненное состояние. При этомбольной отрицает у себя наличие, как самого заболевания – алкогольнойзависимости, так и ее симптомов, несмотря на наличие клинических признаков.Понятие отношения к болезни, которое понимается как комплекс переживаний иощущений больного, его интеллектуальных, эмоциональных и поведенческихреакций на болезнь, лечение и взаимодействие с окружающими, у больныхалкоголизмом чаще всего связывается с выраженностью алкогольной анозогнозии(отрицанием болезни).
Изменения личности, мотивы обращения к алкоголю,патологическое влечение к алкоголю могут осознаваться самим больным, но чащеостаются неосознанными благодаря действию механизмов психологическойзащиты [50]. Существует точка зрения о том, что психологическая защита в виде«отрицания» является преморбидной личностной чертой, способствующей вчастности, развитию зависимости от алкоголя [22].На разных стадиях алкоголизма анозогнозия может проявляться по –разному.
На первой стадии алкогольной зависимости пониманию болезненногохарактераимеющихсярасстройствубольныхпрепятствуетотсутствиеабстинентных и соматических нарушений, которые, прежде всего, ассоциируютсяс болезнью. При дальнейшем прогрессировании заболевания понижению уровнясамосознанияспособствуетпоявлениевыраженныхпсихопатологическихрасстройств, при которых снижаются критические способности личности [11].93Описанныйфеномензлоупотребляющих«депрессивнойалкоголем[24],являетсяанозогнозии»одним изуженщин,проявленийтакназываемых «болезней отрицания».
Независимо от клинического вариантадепрессивных расстройств у обследованных женщин, нами были изученыспецифические особенности депрессивных нарушений. Было обнаружено, чтокаузальные составляющие «депрессивной анозогнозии» во многом перекликалисьи совпадали с «алкогольной анозогнозией» у обследованного контингентаженщин.При исследовании было выявлено, что «депрессивная анозогнозия» и«алкогольная анозогнозия», в основной группе наблюдалась в 61,7% случаев (у 63больных), в группе сравнения в 64,6% случаев (у 31 больной).В группе одиноких у 33 больных (32,3%), в группе замужних у 19 больных(39,6%) проявлялась тотальная анозогнозия – отрицание алкоголизма в сочетаниис отрицанием аффективных нарушений.
Больные не соглашались с наличием уних расстройств, связанных с алкогольной зависимости и депрессивнымрасстройствам. Данные симптомы больные объясняли, как общее ухудшениездоровья, относили их к временному, связанному с абстинентными проявлениямиили жизненными обстоятельствами состоянию. Свою госпитализацию никак необъясняли, увязывали ее с определенными «обстоятельствами».У 14 больных (13,7%) из основной группы и у 7 больных (14,6%) из группысравнения выявлялась частичная анозогнозия с отрицанием алкоголизма, ноакцентированием эмоциональных нарушений. Для данных больных былохарактерно отсутствие установки на полный отказ от употребления алкоголя,скорее допускалось его умеренное употребление.
Причина рецидивов частоувязывалась с нестабильностью эмоционального фона.У 16 больных (15,7%) из основной группы и 5 больных (10,4%) из группысравнения была выявлена частичная анозогнозия с признанием наличияалкогольных проблем, но отрицанием эмоциональных нарушений. Больныепризнавали наличие алкогольной зависимости, однако аффективные нарушения94абсолютно не осознавались. Присутствующие симптомы вытеснялись или«оправдывались» пациентками.Для 37 больных (36,3%) из основной группы и 17 больных (35,4%) изгруппы сравнения была характерна констатация взаимосвязи алкоголизма идепрессии (диаграмма 19).
















