Диссертация (1140736), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Больные из этих групп имели субъективныепредставления об алкогольной зависимости и депрессивных нарушениях.ОТСУТСТВИЕ АНОЗОГНОЗИИИЧАСТИЧНАЯ АНОЗОГНОЗИЯ(ОТРИЦ.ЭМОЦ.НАРУШЕНИЙ)группа сравненияосновная группаЧАСТИЧНАЯ АНОЗОГНОЗИЯ(ОТРИЦ.АЛКОГОЛИЗМА)ТОТАЛЬНАЯ АНОЗОГНОЗИЯ0%Диаграмма 19.5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%Распределение алкогольной и депрессивной анозогнозии вдвух группахВ процессе исследования были выделены каузальные составляющиевозникновения феномена «депрессивной анозогнозии» в основной и контрольнойгруппах (диаграмма 20). Выявленные каузальные составляющие возникновенияфеномена «депрессивной анозогнозии» во многом перекликались и совпадали с«алкогольной анозогнозией»: суперфициальная, когнитивная, перцептивная,результатсапплантинга,(диаграмма 21).комплаентная,стигматизационнаясоставляющая9524%25%суперфициальнаякогнитивнаяперцептивная8%7%комплаентная14%Диаграмма 20.результат сапплантинга22%стигматизационнаяКаузальные составляющие феномена «депрессивнойанозогнозии»22%26%суперфициальнаякогнитивнаяперцептивнаярезультат сапплантинга12%10%23%Диаграмма 21.7%комплаентнаястигматизационнаяКаузальные составляющие феномена «алкогольнойанозогнозиии»Суперфициальная составляющая «депрессивной анозогнозии» – попыткиобъяснитьснижениенастроениявнешними,поверхностнымипричинами.Эмоциональное состояние увязывалось с какой –либо психотравмирующей96ситуацией или принималось как временное состояние в связи с восстановлениемпосле жизненных потрясений.
Словесные формулы: «это не депрессия, а простотяжелый период жизни», «переживала после развода», «у меня нет депрессии –только одиночество» (выявлялась у 26 пациенток).Суперфициальная составляющая «алкогольной анозогнозии» – проявляласьв объяснении алкоголизации исключительно внешними причинами, отрицаниесвоей ответственности, перекладывание ее на сложившиеся обстоятельства.Словесные формулы: «переживала после развода – начала пить» (выявлялась у 32больных).Когнитивная составляющая «депрессивной анозогнозии» – незнаниеклиники депрессии, депрессивная анозогнозия как показатель «психиатрическогоневежества».
Характерно представление соответствующее либо тяжеломудепрессивному эпизоду либо ложное представление о симтомах депрессии.Словесные формулы: «у меня нет депрессии, т.к. я хожу на работу, смотрю заребенком», «симптомы депрессии могут быть и у здоровых, это не показательзаболевания» (выявлялась у 7 пациенток).Когнитивная составляющая «алкогольной анозогнозии» – выражалась в«наркологическом невежестве» пациенток, когда пьянство приписывалосьвредным привычкам, слабой воле, «дурному» характеру и не воспринималось каксерьезное биологическое заболевание.
Словесные формулы: «если надо я легкосмогу бросить пить» (выявлялась у 12 больных).Перцептивная составляющая «депрессивнойанозогнозии» – плохоеосознание пониженного настроения, восприятие его как нормы. При этомпациенты испытывали затруднение в определении и описании (вербализации)собственных эмоций, телесных ощущений, фокусировались преимущественно навнешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям. Словесные формулы:«это мое обычное настроение», «я думала, что это нормально», «считала, что всетак чувствуют» (выявлялась у 22 пациенток).Перцептивная составляющая «алкогольной анозогнозии» проявлялась вотсутствииощущенияболезненностиинтоксикационныхпроявлений,в97восприятииихкакнормы,чтообъяснялосьпациенткамитрадициямиупотребления алкоголя в соответствующей среде («все пьют»).
Состояниенетяжелого похмелья воспринималось как обычное психофизическое состояние, ккоторому тоже наступило привыкание за многие годы злоупотребления алкоголем(выявлялась 9 больных).Результат сапплантинга – вытеснение факта наличии депрессии, уход отпроблемы, игнорирование как несущественной, временной и обратимой. Здесьхарактерно наличие психологических механизмов защиты для предохраненияосознанияличностьюразличногородаотрицательныхэмоциональныхпереживаний, способствующих сохранению психологического равновесия истабильности. Словесные формулы: «это временно, само пройдет», «не стоитобращать внимания на мелочи» (выявлялась у 14 больных).Сапплантинговаясоставляющаяпри«алкогольнойанозогнозии»–вытеснение факта наличия алкоголизма как заболевания; уход, игнорирование иотрицание факта длительной дезадаптирующей алкоголизации.
Это проявление,вероятно, самое резистентное и труднопреодолимое при алкоголизме вообще, приженском – в частности. Сложность заключалась еще и в том, что женщинынередко формально соглашались с наличием у себя заболевания; иногда охотно,как заученную роль, пересказывали «ужасы» алкоголизации, отдавая даньпроцедуре лечения, инициированного родственниками. Это в первую очередькасалось группы лиц с истеро –депрессивными расстройствами, привыкшимидемонстрировать «реакцию горя» без истинного вовлечения в проблему. Вместе стем, несмотря на «игровое» поведение пациенток у них наблюдаласьперсистирующая гипотимия разной степени выраженности (выявлялась у 28больных).Комплаентная составляющая «депрессивной анозогнозии»– нежеланиесотрудничать с врачом, следовать его советам, «психотерапевтическая глухота»,отказ принимать лекарства, посещать врача в назначенные дни.
При этом былохарактерно расхождение субъективной и объективной оценки психическогосостояния больных. Словесные формулы: «я не нуждаюсь в антидепрессантах»,98«не собираюсь ходить по врачам из –за какой –то депрессии» (выявлялась у 8больных).Комплаентная составляющая «алкогольной анозогнозии» – выражалась визбегании контактов с врачами наркологами без экстренной необходимости.Общение с медиками носило часто вынужденный характер – в ситуации тяжелыхабстинентных состояний, психозов, или при настаивании родственников больных(выявлялась у 14 больных).Стигматизационная составляющая «депрессивной анозогнозии» – страхотнесения к группе абнормальных, опасение быть признанным психическибольным.
При наличии явных симптомов депрессии, пациенты «проводилигрань» между ними и больными с психическими расстройствами. Словесныеформулы: «у меня все в порядке», «оставьте меня в покое», «назначайте лекарствапсихически больным» (выявлялась у 25 больных).Стигматизационнаясоставляющая«алкогольнойанозогнозии»-проявлялась в нежелании быть отнесенными к группе «женщин –алкоголичек», вмаксимальном продлении периода скрытой, латентной алкоголизации, чтоособенно показательно при одиночном женском пьянстве. Довольно сложноопределить, какая стигма была более болезненной для обследованных женщин –алкогольная или депрессивная, так же, как и определение характера депрессиипридлительномалкогольномстаже(преморбидная,ситуационная,интоксикационная, энцефалопатическая) (выявлялась у 27 больных).Таким образом, были выявлены особенности депрессивных расстройств уженщин, злоупотребляющих алкоголем.4.2 Варианты стигматизации при депрессивных расстройствах уженщин, злоупотребляющих алкоголемСогласно научным источникам, стигматизация – это социально –психологическая дискриминация какой – то категории людей.
Выявленный намифеноменстигматизацииуженщин,злоупотребляющихалкоголем,былнеоднороден по структуре. Было выделено пять вариантов стигматизации:99аутостигматизация, общественно – бытовая, социально – трудовая, полоролевая идепривационная.Длявыявленияролистигматизациибылисоставленывопросы,направленные на выявление стигматизационных проявлений. Всего было 45вопросов, определяющих различные виды стигматизации, например: «возникаютли у Вас ощущения стыда после периодов злоупотребления алкоголем»;«считаете ли вы себя «безнадежно» больной (алкоголизмом)»; «как часто Выупотребляете алкоголь в одиночку из –за боязни осуждения»; «считаете ли вы,что окружающие сильно преувеличивают масштаб Ваших алкогольных проблем».При заполнении бланка, совместно с исследователем, была изучена устная оценкастигматизационных высказываний пациенток, в результате которой быливычленены 5 ее видов.К аутостигматизационным относились утверждения типа:1) «Я считаю себя опустившейся женщиной»;2) «Я не верю в свое излечение»;3) «Я невысокого мнения о себе, т.к.
употребляю алкоголь»;4) «Мне неприятно смотреть на себя в зеркало после запоев».При аутостигматизации больные были уверены, что не смогут изменитьсуществующуюситуацию,постоянноупоминалио«злокачественности»алкоголизма у женщин, обреченности, не хотели обращаться к специалистам запомощью. В беседе указывали на отсутствие личных ресурсов чтобы справитьсясо своим заболеванием.К общественно – бытовой стигматизации относились утверждения:1) «В обществе я занимаю низкую ступень, т.к. злоупотребляю алкоголем»;2) «Иногда после запоя мне кажется, что все видят, что я пью и осуждают меня заэто»;3) «Я скрываю от окружающих, что пью»;4) «В больницу я обратилась только по настоянию близких, т.к.
стесняюсь своегозаболевания».100Данный вид стигматизации являлся следствием отрицательного отношенияобщества к женщинам, злоупотребляющим алкоголем. Больные находились «вожидании» от своего окружения негативного отношения к себе. Пациенткипостепенноменялиближайшеесоциальноеокружениеналюдей,злоупотребляющих алкоголем. В данном обществе больные не чувствовали своейсоциальной,психологическойиролевойдефицитарности,находилисьвсостоянии психологического комфорта.К социально – трудовой стигматизации относились утверждения:1) «Даже, когда я не пью, на работе догадываются о моем пороке»;2) «Мне кажется, на работе плохо ко мне относятся»;3) «В период воздержания от пьянства я делала все, чтобы "загладить вину"»;4) «Мне стыдно выходить на работу после запоев».При данном типе стигматизации больные переставали отождествлять себя сколлегами по работе, друзьями.
















