Диссертация (1140002), страница 20
Текст из файла (страница 20)
В верхненаружном квадранте определяется участок локальной перестройки структуры по типу уплотнениянеправильной формы,с частично нечеткими контурами величиной до 8 x 4,5 x 5,0 мм.Рядомрасположен кальцинат по типу «оправы линзы»Также обращает внимание локальное утолщение прилежащего участка кожи до 4 мм напротяжении 17 мм с выпрямленностью контура по типу 'площадки'. С обеих сторон определяютсяаксиллярные л/у размерами от 7 мм до 11 мм, с наличием 'гало', умеренно накапливающие КВ.
В ПМЖпатологических образований, участков перестройки структуры, скоплений микрокальцинатов не127выявлено. На попавших в зону сканирования отделах легких, очаговых и инфильтративных измененийне выявлено. Лимфатические узлы средостения размерами до 12 мм. В структуре видимых грудныхпозвонков, ребер, грудины, лопаток –множественные разнокалиберные участки разряжения костнойструктуры.Заключение: КТ–картина образования в ЛМЖ, мультифокальный рост, BI-RADS 5.Рекомендуется морфологическая верификация. Двусторонняя лимфоаденопатия аксиллярной группы,вероятно вторичного генеза.
Множественное поражение костного скелета, вероятно вторичногогенеза.Выполнена стереотаксобиопсия, верифицирован инвазивный дольковый рак. По результатамИГХ РЭ – 7 баллов, РЭ – 3 балла; her/neu отр., индекс пролиферации 63 %. Выполнена левосторонняямастэктомия, назначена ПХТ.
При контрольном исследовании через 6 мес. данных за прогрессированиеонкопроцесса не получено.АСВDРисунок 42. МСКТ – МГ. Рак ЛМЖ.В в/н квадранте ЛМЖ на 13 ч определяется ОО размерами 8 х6 мм с нечеткими контурами, негомогенной структуры, плотностью до 26 ед. Н., накапливающее КСдо 68 ед.Н., в артериальную (C,) и особо в венозную (D ) фазы КУ с питающим сосудом и активнонакапливающим КС интрамаммарным лимфатическим узлом размерами 6 х 6 мм в зоне Зоргиуса128ИзмененияструктурыпаренхимыМЖ,дажемалыхразмеров,проявляющиеся в виде различных типов РМГ – изменений (ОО, ЛТ, МКЦ, АП)болееувереннохарактеризуютсяпоморфологическимкритерияминозологической принадлежности по данным МСКТ – МГ. Данные нашегоисследования демонстрируют высокую 100 % чувствительность и 99,8%специфичность МСКТ – МГ с КУ.Таким образом, в нашем исследовании показана высокая (99,2%)диагностическая эффективность МСКТ – МГ.
Данную методику исследования,при ее доступности в лечебном учреждении, мы рекомендуем как альтернативубиопсиям НОМЖ категории В3 и для достоверного категорирования измененийлюбого РМГ типа с кальцинатами категории В4 на фоне инволютивного илисмешанного типов рентгенологической плотности тканей МЖ, размерами менее 5мм и не определяющихся при УЗИ.3.8. Результаты МР – МГ в дифференциальной диагностикенепальпируемых образований МЖВ нашем исследовании МР – МГ выполнена 26 пациенткам: 12 (46%) свпервые выявленными УЗ-негативными ОО малых размеров (≤ 5 мм) – категорииВ4 по данным РМГ у женщин в возрасте 42 – 44 лет; и у 14 (54%) пациенток свпервые выявленными изменениями по типу ЛТ малых размеров от 6 до 10 мм безсонографической визуализации последних, стратифицированные как В4 уженщин 45 – 47 лет на фоне С-типа плотности тканей МЖ.Предпочтение МРТ–исследованию в данном случае было отдано в связи ссохраняющейсяввозрасте42–44годадостаточновысокойрадиочувствительностью тканей МЖ и гетерогенной плотностью тканей МЖ дляпрограммногоанализаавтоматизированнымпре–построениемипостконтрастныхграфиковизображенийнакопительныхполучения достоверных, операторонезависимых данных.кривыхсдля129Во всех случаях ОО изучались характеристики формы, контуров,интенсивности сигнала на Т1-ВИ и Т2-ВИ в преконтрастной фазе исследования ина постконтрастных изображениях (табл.
26).Из 12 случаеву 9 (75%)пациенток ОО имели неправильную форму, при этом у большинства из них (n = 7;58%) длинник поражения совпадал с направлением хода протоковой системы; в3-х случаях форма определялась как округлая. Характер контуровОО былнеровным и нечетким у 10 (83%) поражений, значительно реже (17%) – контурыхарактеризовались как неровные, но четкие.Таблица 26МР–система оценки изменений при поражении МЖпо типу ОО (n = 12) и ЛТ (n=14) (Геттингенская шкала)ХарактеристикаизмененийБаллыФорма0Контур2Правильная13Неправильная14901Нечеткий контур2НакоплениеконтрастаВымываниеконтраста00121121211Неровный141Накопление КВ11< 50 %250 – 100 %Кольцевидное3Нарастающее9Плато3Вымывание1139Поскольку все ОО имели малые размеры, на преконтрастных Т1-ВИ ониуверенно дифференцировались в 9 (75%) случаях. Характеристики сигнала в 67%(n = 8) наблюдений соответствовали изо/гипо – интенсивному МР–сигналу на Т1ВИ и Т2-ВИ и носили однородный характер.
В 33% (n = 4) случаев отмечаласьгетерогенностьсигнала:у2пораженийизоинтенсивныйнаТ1-ВИи130гипоинтенсивный сигнал на Т2-ВИ был обусловлен присутствием мелкихкальцификаций; в 2 случаяx имелось повышение сигнала на Т2-ВИ (1 поражениеза счет некроза, 1 ОО содержало кистозный участок).У 11 (92%) женщин паренхима, окружающая ОО имела нечеткостьструктур,чтоотражалоинфильтративныйхарактеристики злокачественностиавторовхарактерроста.Значимыев нашем исследовании и работах других(Серебрякова С.В., 2007; Фишер У., 2009) были получены послеконтрастного усиления.
Во всех 12 (100%) случаях было отмечено быстроепиковое нарастание интенсивности МР–сигнала в первые 2-3 минуты послевведения КС. В 9 (75%) случаях определяли значительное вымывание КС впоследующих сериях, что определяло преобладание кривых вымывания свыраженным максимумом и быстрым снижением амплитуды MP–сигнала III типа(рис. 43).Такой тип кинетической кривой характеризует не только большоеколичествососудовнесовершенствовзлокачественномангиогенеза,влекущееобъемномобразовании,избыточнуюноипроницаемостьпатологических сосудов, что способствует как быстрому поступлению КС вопухолевую ткань, так и быстрому вымыванию КС из межклеточной жидкости. В3-х случаях кинетика усиления МР–сигнала характеризовалась более медленным,но все же выраженным накоплением КС с последующим формирование «плато»на 2 – 3 мин.
после инъекции, т.е. была близка ко II типу кинетической кривой.При анализе гистологической структуры РМЖ, III тип кинетической кривойбыл характерен для ИПР (n = 8) и ИДР (n = 1), II тип присущ слизеобразующимкарциномам (n = 3). Необходимо отметить, что в большинстве случаев (75%)характер накопления соответствовал центростремительному типу повышения МР– сигнала, в ¼ случаев имелся «кольцевидный» тип накопления.131АВСDEFIKРисунок 43. РМГ: в ЛМЖ на плотном фоне ткани МЖ (тип плотности III по ACR) впрямой (A) и в косой проекциях (B) отмечается деформация премаммарной жировойклетчатки по типу выпуклой линзы, вероятно, с наличием образования овальной формы счастично нечеткими контурами, изменения категории В4. МР – МГ: образование ЛМЖгипоинтенсивное на Т1 FSE (C), гиперинтенсивное на DWI (D) с увеличениеминтенсивности в артериальной (E), венозной (F) и отсроченной фазах КУ (I),«злокачественный» тип кривой изменения интенсивности сигнала (K)К дополнительным диагностическим признакам мы относили асимметриюсосудистой сети.
При построении MIP –реконструкций обнаружены питающиеопухоль сосуды у 8 пациенток. Во всех 12 случаях по классификации MRM –BIRADS изменения соответствовали категории В5, так как количество балловбыло от 6 до 8. Однако, 11 поражений верифицированы как РМЖ, в 1 случаевыявлена атипичная дольковая гиперплазия.132Таким образом, в большинстве случаев (85%) наиболее значимыеморфологическиепризнакиРМЖвнашемисследованииполученывпостконтрастную фазу МР – МГ (III тип кривой зависимости интенсивностьсигнала/время). Специфичность методики МР – МГ в случае с ОО составила92,8%.При МР – МГ у пациенток с фокальным нарушением архитектоники потипу ЛТ (n = 14) нами в соответствии с классификацией BI–RADS оценивалисьформа,размеры,характерцентральнойчасти,особенностиизмененияинтенсивности МР–сигнала в постконтрастной фазе исследования (табл.
27). Увсех пациенток при РМГ отмечался гетерогенный тип плотности МЖ.Однако неравномерное распределение фиброгландуллярных структурпозволило нам в 8 (57%) случаях визуализировать участок ЛТ на преконтрастныхизображениях, как участок звездчатой формы размерами от 6 до 10 мм,гиперинтенсивного МР-сигнала, визуализировавшегося на изображениях сжироподавлением, где в 3 случаях определялся центрально расположенныйучасток потери МР-сигнала. Окружающая паренхима во всех этих случаях небыла изменена. После введения КВ нами отмечено постепенное повышениеинтенсивности МР-сигнала в 9 (64,3%) случаях с максимальным пиком КУ на 45-й минутах, включая 3 ЛТ с жиросодержащей центральной частью. У 3пациентокнеотмеченоповышенияинтенсивностисигналапослеконтрастирования.У 1-й пациентки участок ЛТ имел гиперинтенсивный МР-сигнал в режимеDWI и достаточно быстрое накопление на 2-й минуте исследования, пикконтрастирования составил 50 % от исходного, с последующим плато (рис.
44).Еще в 1 наблюдении при умеренном и постепенно нарастающем характереусиления на 5-й минуте динамического контрастирования, нами отмеченоснижение интенсивности МР–сигнала в отсроченной фазе на 7 мин. исследования.По нашим данным, в 9 случаях, характер изменений МР-сигнала на пре/ ипостконтрастныхизображенияхнесоответствовалхарактеристикам133злокачественности. В 2-х случаях тип кинетической кривой оценивался какпромежуточный, так как имел медленную степень усиления, не смотря напоследующее плато или невыраженное вымывание.АBCEDFРисунок 44. Фрагменты РМГ левой МЖ в прямой (А) и косой (В) проекциях: на границе верхнихквадрантов определяется участок локальной тяжистости 6х10мм с деформацией окружающейпаренхимы, распластывающийся при локальной компрессии (С).