Диссертация (1139510), страница 17
Текст из файла (страница 17)
В возрасте 23 лет поступила в колледж на специальностьналогового инспектора. Училась без интереса. Друзей среди однокурсников не было, т.к.«сама никогда не стремилась к общению». В возрасте 25 лет познакомилась с будущиммужем, отношения складывались хорошие, больная характеризует молодого человека какдоброго, заботливого. В связи с традициями в течение 6 лет не могли официальнооформить брак. В 31 год больная вышла замуж. Стала проживать в семье мужа. Со словбольной, были сложные отношения со свекровью, считала, что она ее не любит, т.к. хотелаженить сына на другой женщине.
В 32г. перенесла операцию на сердце по поводудоброкачественного новообразования сердечной мышцы. В том же году больная родиласына, беременность и роды протекали без осложнений. Была рада рождению ребенка,посвящала ему все свое время. Отношения со свекровью становились все хуже,чувствовала обиду, что та «ни разу не навестила ее тяжело больного отца». В связи с этимснизился фон настроения, часто плакала, была тревожна. Однажды, ухаживая за 4хмесячным сыном, на очередное замечание свекрови больная стала плакать в голос, «всядрожала». Оставила сына, уехала к своей матери, где состояние продолжало ухудшаться:усилилась тревога, кричала, плакала, «бегала по дому… не могла остановиться».
Матьвызвала бригаду СМП, больной сделали инъекцию (названия препарата не знает), послечего больная стала спокойнее, однако тревожность, плаксивость оставались. Настроение81оставалось сниженным, стала плохо спать по ночам - заснуть мешала тревога. Вернувшисьв дом мужа, продолжила ухаживать за маленьким сыном, помогала в уборке дома. Втечение некоторого времени состояние несколько улучшилось, но сохранялись тревога,плаксивость, периодически нарушения сна. В возрасте 34 лет забеременела.
Беременностьпротекала тяжело, настроение оставалось сниженным, все время плакала, плохо спала поночам. Роды протекали с отслойкой плаценты. Выписалась из родильного дома на 4-ыйдень. Со слов больной, состояние продолжало ухудшаться – «ничего не хотелось делать»,«через силу ухаживала за детьми», «цепенели руки, ноги». Самостоятельно обратилась кврачу-психиатру в ПНД, который направил ее на лечение в клинику пограничныхсостояний г. Ставрополь. В течение 3х недель получала лечение амитриптилином,тазепамом.
На фоне терапии состояние несколько улучшилось, нормализовался ночнойсон, уменьшилась тревога, стала активнее. После выписки продолжила заниматьсяхозяйственными делами, «с удовольствием» ухаживала за детьми. Вскоре самостоятельнопрекратила прием поддерживающей терапии. Через полгода состояние без видимойпричины вновь стало ухудшаться, снизилось настроение, появилась тревога, «ничего нехотелось делать», «все было безразлично», ощущала чувство «внутренней пустоты».Обратилась к психиатру, была направлена на госпитализацию в клинику имени С.С.Корсакова.Соматический статус: больная нормостенического телосложения, умеренногопитания. Кожные покровы чистые, нормальной окраски. В области груди имеетсяпродольный послеоперационный рубец размером около 15 см (операция по поводудоброкачественногоновообразованиясердечноймышцы).Периферическиелимфатические узлы при пальпации не увеличены, подвижные, безболезненные.
В легкихдыхание везикулярное, проводится во все отделы, хрипы не определяются. Сердечныетоны ритмичные, ясные АД=110/70 мм.рт.ст., ЧСС=80 уд. в мин. Язык чистый. Живот припальпации мягкий, безболезненный во всех отделах, симптомы поколачиванияотрицательные с обеих сторон. Периферических отеков нет, физиологические отправленияв норме.Лабораторныеиинструментальныеисследования,консультацииспециалистов. Клинический анализ крови: лимфоциты-44,48 %, гемоглобин-116,6 г/л,гематокрит – 35,29%, СОЭ-10 мм/ч, ЦП-0,78, другие показатели в пределах нормы.
Общийанализ мочи: лейкоциты-5-10 в п.зр., другие показатели в норме. Биохимический анализкрови: показатели в пределах нормы. ЭКГ, заключение: ЭОС расположена не отклонена.Ритм синусовый, правильный. Выраженные изменения миокарда левого желудочка. Неисключено снижение кровоснабжения миокарда в области передне-боковой стенки.ЧСС=75 уд в мин. Консультация гинеколога, заключение: дисфункция яичников.Внутренний эндометриоз.Неврологический статус: менингеальных знаков нет. Лицо симметрично.
Язык посредней линии. OD=OS. Фото реакция содружественная, прямая. Патологии со стороныЧМН не выявлено. Сухожильные рефлексы симметричные, живые. Патологическихрефлексов нет. Координаторные пробы выполняет удовлетворительно. В позе Ромбергаустойчива. Консультация невролога, заключение: скрытая тетания. ЭМГ (проба наскрытую тетанию), заключение: положительная.
ЭЭГ, заключение: легкие диффузныеизменения ЭА головного мозга с признаками дисфункции стволовых структур.Психический статус больная самостоятельно проходит в кабинет. Одета в красный82халат, на голове повязан платок. Выглядит подавленной. Говорит громким, четкимголосом. Текущую дату называет с ошибкой на один день. Рассказывает, что «сильнейшийстресс длится уже 2,5 года», «тряслась сильно-сильно».
Сообщает, что впервые «сталорезко плохо», когда находилась у свекрови, увидела, как она с другой невесткой поехалакуда-то, почувствовала «сильную обиду», «стала сильно трястись», плакала.Анамнестические данные излагает путано, часто на вопросы отвечает: «не знаю», «непомню». Жалуется на «пустоту в душе», «пустоту в голове», говорит: «я как будто несуществую, не живу», «не хочется жить». Начинает плакать, достает из кармана носовойплаток, вытирает лицо. Продолжает рассказывать: «в голове бывают и хорошие мысли, иплохие, вспоминаю, как хорошо было раньше… думаю, почему у других все нормально, ау меня вот так?!». Говорит, что испытывает постоянный страх «умереть от этой болезни»,«утром плачу, руки, ноги болят, не могу заставить себя ничего делать», «не хочу так жить».Также сообщает, что плохо спит по ночам, заснуть мешает тревога.
Аппетит снижен.Охотно соглашается на лечение.Первые дни в отделении больная выглядела подавленной, фон настроения былсниженным. Во время бесед с лечащим врачом говорила громким голосом с печальнымиинтонациями, жаловалась на «тоску в душе», «невыносимое состояние» - «пусто в душе…как будто я не я», начинала плакать, говорила: «я не знаю что со мной», «думаю, никто мнене поможет». Обхватив себя за плечи, рассказывала: «руки болят, в них постояннаятревога, как будто должно случиться что-то нехорошее», «хочется закричать», «жить такне хочу». Также сообщала, что «ночью совсем не спит», «мысли не дают уснуть».Большую часть времени проводила в пределах палаты, лежала в постели, изредкавыходила в коридор отделения, к общению с другими больными не стремилась.Данные психометрических шкал: MADRS – 43; HADS тревога - 18; HADSдепрессия - 19; MMSE - 27.Получала терапию флувоксамином 250 мг/сут, галоперидолом 5 мг/сут.На фоне проводимой терапии у больной нормализовался ночной сон, фоннастроения оставался несколько сниженным.
Больная отмечала, что «стала спокойнее»,снизилась тревога. Сохранялись жалобы на «плохое настроение». При этом, излагаяанамнестические данные, больная шутила, улыбалась. Во время общения с другимибольными оживлялась, громко разговаривала, жестикулировала, смеялась. Постепенносостояние улучшалось, стала уезжать в лечебные отпуска. Дома занималась домашнимиделами, ухаживала за детьми. В беседах с врачом говорила, что «настроение стало заметнолучше, «вернулась радость, любовь в детям».
Была выписана домой в удовлетворительномсостоянии. Рекомендован прием поддерживающей терапии амбулаторно.Заключение: рекуррентное депрессивное расстройство, текущий депрессивныйэпизод тяжелой степени. F33.2. Депрессивно-деперсонализационный синдром.Анализ клинического случая. Заболевание развилось у больной с отягощеннойнаследственностью – мать больной страдала депрессией. Преморбидный фон больнойотмечает гармоничное развитие личности.
В возрасте 15 лет наблюдается эпизоддепрессивных переживаний, ситуационно обусловленных (переезд в новый дом, страх зажизнь отца), купировавшийся самостоятельно. Следующий депрессивный эпизод ввозрасте 32 лет, после родов, с развитием тревожно-депрессивного синдрома. На высотесостояния наблюдался эпизод тревожной ажитации, купированный медикаментозно.Данное состояние продолжалось около 2-х лет с незначительными колебаниями.
После83вторых родов состояние продолжало ухудшаться, появилась выраженная апатоадинамическая симптоматика, ангедония, доходящая на высоте до деперсонализационныхпроявлений. На фоне проводимой психофармакотерапии удалось добиться клиническойремиссии. Однако после отмены терапии вновь развивается депрессивный эпизод стоскливо-апатическим аффектом, утратой способности чувствовать, с ощущениемсобственной измененности, выраженными нарушениями сна.3.2 Факторы, влияющие на психопатологическую структурудепрессивных расстройствБыл проведен анализ влияния различных клинико-анамнестическиххарактеристик на тяжесть депрессии (Таблица 9).