Диссертация (1139510), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Консультация ЛОР:двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость. Сухой ринит (следствиеспецифической терапии). Аудиограмма: двусторонняя нейросенсорная тугоухостьПсихический статус: больная самостоятельно входит в кабинет. Правильноназывает свои паспортные данные, текущую дату, название клиники. Выглядит тревожной,постоянно меняет позу, сжимает руки. Интонации, мимика, жестикуляция однообразные, соттенком манерности.
Высказывает жалобы на снижение настроения, повышеннуюутомляемость, снижение аппетита, невозможность на чем-либо сконцентрироваться.Жалобы сопровождает смехом, легко становится плаксивой, иногда раздражительной. Навопросы отвечает подробно, не всегда по существу, отвлекается, спонтанно меняет темубеседы. При расспросе отвечает, что «давно нет способности радоваться, от этого и мужушел», «отношусь ко всему спокойно». Суицидальные мысли отрицает неуверенно.
Намомент осмотра обманов восприятия не выявлено. Соглашается на госпитализацию.Данные психометрических шкал: MADRS – 33; HADS тревога - 13; HADSдепрессия - 14; MMSE - 29.Получала терапию амитриптилином до 125 мг/сут, кветиапином до 137,5 мг/сут.Первые дни в отделении к общению с другими больными не стремилась, большуючасть времени проводила в одиночестве, читала книги. Фон настроения был снижен,выглядела подавленной.
В беседах с лечащим врачом на вопросы отвечала неохотно, последлительного обдумывания. Высказывала жалобы на ночной сон с частымипробуждениями, отсутствие аппетита, снижение настроения, общую слабость,повышенную утомляемость. Рассказывала, что «уже давно разучилась радоваться»,считала, себя «плохой матерью, которая ничего хорошего не может дать своим детям»,винила себя в разводе с мужем, говорила: «Я не умею радоваться, дарить тепло близкимлюдям, никому не нужна такая жена и мать». При этом начинала плакать, но быстроуспокаивалась.
Причиной своего состояния считала «накопившуюся усталость» и«отсутствие гормона радости». На фоне проводимой терапии состояние больнойзначительно улучшилось: нормализовался ночной сон и аппетит, стал ровным фоннастроения. Свободное время общалась с другими больными, играла в настольные игры,читала книги, в дневное время ходила на прогулки в сопровождении брата. Во время беседс лечащим врачом рассказывала, что «чувствует себя значительно лучше, бодрее», охотноделилась планами на будущее. Возвращаясь из лечебных отпусков, больная рассказывала,что много времени проводила с детьми, с удовольствием занималась повседневнымиделами - уборкой квартиры, приготовлением пищи, ходила в магазины, покупала продукты73питания, с интересом выбирала новую одежду для себя и детей, много времени гуляла,встречалась с друзьями.
Была выписана с улучшением с рекомендациями приемаподдерживающей терапии под наблюдением врача-психиатра ПНД по месту жительства.Заключение: рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжлойстепени. F33.20. Апатический депрессивный синдром.Анализ клинического случая. Заболевание развилось у женщины изнаследственно отягощенной семьи (мать и сестра больной страдали колебанияминастроения). В пубертатном периоде у больной наблюдаются незначительныеаффективные колебания, проявляющиеся преимущественно снижением активности,общительности, сужением круга интересов. Первый депрессивный эпизод у больнойнаблюдается после второй беременности на фоне явной психогении (болезнь дочери,конфликт сына в саду, трудности в уходе за ребенком).
Клиническая картинадепрессивных переживаний характеризовалась симптомами анергии, ангедонии,нарушения сна и аппетита. Тяжесть депрессии была невысока, снижение настроениязначительно не влияло на способность больной справляться с повседневными делами,заботе о детях, и через некоторое время самостоятельно купировалось. Последующие двадепрессивных эпизода также развивалисьпосле беременности на фонепсихотравмирующих ситуаций (осложнения беременности, преждевременные роды,разъезд с сыном и переезд в новый дом).
Однако с каждым последующим эпизодомтяжесть депрессивных переживаний увеличивается, сроки ремиссий сокращаются.Клиническая картина депрессивных фаз довольно стереотипна – превалируют симптомыапатии, анергии, снижения физической активности, жалобы на отсутствие радости,бесчувствие. Руминация на фоне депрессивного настроения приводит к формированиюсверценных идей, что, несмотря на отсутствие глубокого депрессивного аффекта в видетревоги или тоски, провоцирует развитие у больной суицидальных мыслей и тенденций.Предпринятая суицидальная попытка говорит о значительной тяжести переживаемойдепрессии.
Таким образом, больная страдает рекуррентной депрессией с характернымифазами с преобладанием апатических и идеаторных расстройств, с постепеннымутяжелением приступов и укорочением ремиссии. Учитывая наличие психогеннойпровокации последних эпизодов, хороший и быстрый ответ на терапию, при условииудержания пациентки в рамках постоянного наблюдения и приема поддерживающейтерапии, сохраняется возможность длительной ремиссии.Клиническая иллюстрация 2Больная П, 37 лет, временно не работает.Анамнез (со слов больной и ее родственников): родственники больной кпсихиатрам не обращались.
Отец больной журналист по профессии, работает главнымредактором газеты в родном городе. По характеру активный, жесткий, уверенный в себе,вспыльчивый. В семье «деспот», любит, чтобы все было, как он сказал, не терпитвозражений. Особой теплоты в отношениях с дочерью не проявлял, часто мог накричать,незаслуженно бранил ее.
Мать больной всю жизнь проработала паспортисткой впаспортном столе. Тихая, покладистая, старается ни в чем не перечить мужу, тревожная. Сдочерьми ласковая, нежная, внимательная. Больная была ее любимицей, всяческибаловала ее. Несколько лет назад переехала жить на дачу, объясняя это тем, что устала от74деспотизма мужа. В беседе с лечащим врачом на многие вопросы о дочери отвечает, чтоне знает, не помнит. Сестра больной – 31 год, по специальности психолог. Не замужем,проживает вместе с отцом. По характеру активная, общительная, с сестрой всегда былидружны. Бабушка по линии матери тихая, молчаливая, суеверная.
Любила обращаться кнародным целителям, знахаркам, гадалкам, часто брала с собой при посещениях больную.Муж, военнослужащий, по характеру мягкий, добрый, покладистый, но может инакричать. Знает больную с детского сада, учились в одном классе. На многие вопросы ожене в беседе с лечащим врачом отвечает, что не знает, не может объяснить.Больная родилась от нормально протекавшей беременности. В родах былдлительный безводный промежуток (более 12 часов), новорожденная закричала не сразу.Реанимационные мероприятия не проводились. В физическом и интеллектуальномразвитии от сверстников не отставала.
Из детских инфекций перенесла ветряную оспу, безосложнений. В дошкольном возрасте больная по характеру была подвижным,общительным ребенком. Любила играть во дворе с другими детьми, предпочитала смальчишками, была в компании заводилой, вместе с тем была робка, стеснительна свзрослыми. Посещала детский сад, легко находила контакт с другими детьми. Любимойигрой была игра «в школу», ходила с портфелем, рассаживала детей поимпровизированным партам, задавала им задания. Любила животных. Прикармливала наулице собак, приводила их во двор, за что соседи на нее сердились, т.к. во дворесобиралось большое количество бездомных собак. Собирала пауков, жуков, приносиладомой, держала их в стеклянной банке, кормила, подолгу наблюдала за ними, потомотпускала. Дома любила играть в куклы, переодевала их, разговаривала с ними, при чемтакое увлечение оставалось до 15 лет, а потом стало неинтересно. Воспитанием больнойзанимались в основном мать и бабка по линии матери.
Отца больная побаивалась,старалась не перечить ему, выполнить все его требования. С раннего детства отличаласьаккуратностью, любовью к порядку, чистоте. В семье больной было принято каждомуиметь свою личную посуду, на кухне каждый имел свое место. Эту привычку больнаяпотом сохранила в течение жизни.С раннего детства и потом в течение всей жизни у больной отмечались эпизодыснохождения и сноговорения.
К врачам не обращались. С детства не любила много бытьна солнце, чувствовала себя плохо, поташнивало, болела голова.В школу пошла в 7 лет, училась хорошо на 5 и 4. предпочитала гуманитарныенауки, любимые предметы русский, литература, язык. Труднее давались точные предметы.Отличалась от одноклассников усердием в учебе, усидчивостью, всегда стараласьсамостоятельно выполнить задание, даже по «трудным» предметам, никогда не списывала.В классе была достаточно общительна, всегда было много друзей, в основном мальчики, 12 близкие подруги.
В школе занималась общественной деятельностью, была редакторомстенгазеты, оформляла школьные альбомы. С ранних классов увлекалась чтением, любилаприключенческую литературу, в старших классах русскую классическую литературу,особого предпочтения какому-либо автору не отдавала. Много размышляла опрочитанном, о ценностях жизни – чести, совести, героизме, любви, счастье, потомфантазировала, представляла себя на месте героев книги. Любила обсуждать прочитанноес другими детьми, за что ее считали в классе странной, но при этом хорошо к нейотносились.
По словам мужа, который был знаком с ней с детского сада, была «душевная,тонко чувствующая, ранимая, порядочная». То задумчивая, то общительная. Характеризует75больную, как обычно тихую, спокойна. То активная, чаще в мае, то грустная, мрачная,неразговорчивая. Щепетильная, аккуратная, любит, чтобы «все было до блеска», чтобы«все стояло на своем месте». Может устроить ссору, если беспорядок, иногда дажестановится возбужденной, кричит, бросает, ломает вещи. Всегда была мнительной, послецарапины полдня ноет, потом долго вспоминает.Менструации с 11 лет, установились сразу, регулярные, безболезненные. По словамбольной, с это возраста до 15 лет несколько раз регистрировались приступы потерисознания.