Диссертация (1139510), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Легочный рисунок не изменен. Корнилегких структурные. Диафрагма расположена обычно. Плевральные синусы свободные.Сердце и аорта в пределах возрастных изменений. Консультация терапевта, заключение:по внутренним органам без патологии. Консультация окулиста, заключение: ангиопатия,частичная атрофия ДЗН справа. Анализ отделяемого из вагины: лейкоциты –6-8 в полезрения, эпител. клетки – много, микрофлора – палочки много. Консультация гинеколога,заключение: кольпит, генитальный герпес. Консультация невролога, заключение:остеохондроз позвоночника с протрузиями дисков минимального размера на уровне С3С4, С4-С5.
в неврологической статусе очаговой патологии не выявлено, данных за наличиекорешкового синдрома нет.Психический статус: больная медленно входит в кабинет, обеими рукамидержится за шею. Одета небрежно, неаккуратно причесана, на лице болезненноевыражение. Речь монотонная, монологом. Говорит что «трудно говорить», «болит горло».В течение всей беседы продолжает держаться за шею. Считает, что заболела около 2-х летназад, когда после подъема тяжелого таза с водой возникли сильные боли в позвоночнике.Обращалась к мануальным терапевтам, но считает, что «после их лечения стало толькохуже». Обращалась к различным специалистам, целителям, обследовалась, но те «толькоухудшали все». Последний месяц чувствует себя «совсем плохо», мало ест – «трудноглотать», беспокойно спит. Фон настроения снижен. Просит повторить ей всеисследования, но тут же предупреждает, что не разрешит дотрагиваться до шеи.Данные психологического обследования: на первый план при обследованиивыступает личностная дисгармоничность больной: сочетание демонстративности,ипохондричности с необычным интравентированным складом восприятия иэмоционального реагирования, с выраженной склонностью к перепадам настроения.Данные психометрических шкал: MADRS – 31; HADS тревога - 12; HADSдепрессия - 14; MMSE - 28.Получала терапию амитриптилином 100 мг в сутки, галоперидолом 2,5 мг в сутки.В первые дни в отделении больная настойчиво искала встречи с врачом, жаловаласьна неприятные ощущения в горле, спине, говорила, что «все болит».
Постоянновозвращалась к этой теме. Спрашивала врача, что можно сделать, чтобы исправитьположение, тут же говорит, что ничего не поможет. Большую часть времени лежала впостели, вставала только для того, чтобы встретиться с врачом, ни с кем не общалась, малоела, спала с пробуждениями. На фоне терапии больная стала более спокойна, менееназойлива с просьбами провести обследования. Стала говорить, что иногда можетотвлечься и даже забывает о своих болях. Нормализовался ночной сон, улучшился79аппетит.
На фоне терапии появились явления нейролепсии: больная жаловалась на,неусидчивость, беспокойство в ногах, слюнотечение. Добавлен циклодол 2 мг в сутки.Нейролептические проявления редуцировались. По-прежнему была малоактивна,малообщительна, залеживалась в постели. На фоне увеличения дозировок амитрптилинадо 100 мг в сутки состояние больной улучшилось, больная отмечала улучшениенастроения, стала более подвижной, общительной.
Выровнялся фон настроения,нормализовались ночной сон и аппетит. Гораздо реже высказывала жалобы на неприятныеощущения, говорила, что удается забыть о своих ощущениях, «почти не мешают жить».Высказывала желание вернуться на работу. Была выписана домой с улучшением.Рекомендован прием поддерживающей терапии амбулаторно.Заключение: Ипохондрическое расстройство на органически неполноценнойпочве. F45.2. синдром ипохондрической депрессии.Анализ клинического случая.Заболевание развилось у женщины, у родителей которой наблюдалась акцентуацияпатохарактерологических черт – ригидность, жксплозивность у отца, тревожность,мнительность у матери.
Личность больной преморбидно характеризовалась сочетаниемумеренно выраженных черт ригидности, демонстративности, шизоидности., психическиминфантилизмом, склонностью к ипохондрической фиксации. С подросткового возрастаотмечаютсяатипичныеаффективныеколебаниясубклиническогоуровня,характеризующиеся изменением активности с невыраженностью собственно тимическогокомпонента. Начиная со студенческих лет у больной сезонные обострения эрозивногогастритами, что многими авторами рассматривается как склонность к психосоматическомуреагированию. В 27 лет у больной впервые возникли трефожно-фробические реакции сявлениями навязчивой ипохондрии. Следующее ухудшение в 31 год на фонепсихотравмирующей ситуации – генитального герпеса и измены мужа у больной вновьвозникли тревожно-фобические расстройства в сочетании с ипохондрической депрессией.В структуре ипохондрических реакций отмечалась истерическая симптоматика,избегающее поведение.
Следует отметить большую выраженность и продолжительностьипохондрических нарушений по сравнению с первым эпизодом. Настоящее ухудшение ввозрасте 36 лет, когда на фоне соматического неблагополучия вновь развиласьдепрессивно-ипохондрическая симптоматика с выраженными тревогой, чувствомбезнадежности, астенией, снижением физической активности, конверсионнымирасстройствами.
Тревожные опасения и ипохондрические фобии вначале были тесносвязаны с актуальным соматическим состоянием. В дальнейшем их тяжесть нарастала,причем большую роль в этом сыграли как предрасполагающие особенности личностибольной (склонность к ипохондрической фиксации), так и фактор ятрогении. Остаточныеявления орг. пор гол мозга перинатального периода, (в настоящий момент подтверждаемыеданными ЭЭГ, МРТ и психолог исссл.), расцениваемые как почва, определяют некотороесвоеобразие клинической картины с повышенной утомляемостью, истощаемостью.Клиническая иллюстрация 3Больная Б, 35 лет, временно не работает.Из анамнеза (со слов больной, ее родственников, по данным медицинскойдокументации): отец больной по характеру был общительным, спокойным, добрым,80заботливым.
Работал на рынке, занимался обменом валюты. Умер в возрасте 61 года отосложнений перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения. Мать больной,63 года. По характеру тревожная, эмоциональная. Работает на рынке продавцом. Со словбольной, мать страдала депрессией в течение 5 лет, в течение которых нигде не работала,все время лежала дома, часто плакала, была тревожной, «всего боялась», считала, что ей«сделали порчу», обращалась к «целителям», наблюдалась у психиатра с диагнозом«смешанное тревожное расстройство» (по данным выписки из ГКУЗ «Республиканскийпсихоневрологичекий и наркологический диспансер»).
Сестра больной, 36 лет, замужем,имеет 4 детей. Домохозяйка. По характеру спокойная, заботливая. Брат больной, 32 лет,женат, имеет 2 детей. Работает в полиции. По характеру упрямый, вспыльчивый. Братбольной, 31 год, женат, детей нет. Занимается предпринимательской деятельностью. Похарактеру сдержанный, рассудительный.Больная уроженка Владикавказа, родилась вторым по счету ребенком в семье.Беременность и роды у матери протекали без осложнений.
Раннее развитие безособенностей, в детский сад не ходила, воспитываласьдома бабкой. Больнаярассказывает, что «была любимицей отца», он ее баловал, никогда не ругал. В детстве«своего добивалась хитростью и слезами». В возрасте 6 лет пошла в школу. Интереса кучебе не испытывала, училась преимущественно на удовлетворительные оценки.Отношения со сверстниками поддерживала формальные, близких друзей среди них небыло, со слов больной, «сама никогда не стремилась к общению с ними, хорошо было иодной».
В 1992г. (больной 15 лет) в связи со вспыхнувшим вооруженным конфликтом вСеверной Осетии, больная с матерью, братьями и сестрой покинули Владикавказ, уехав вИнгушетию к родственникам. Отец остался смотреть за домом. В тот период у больнойрезко снизилось настроение, постоянно плакала, боялась, что отца могут убить.Продолжала обучение в школе, часто пропускала занятия, не хотела выполнять домашниезадания. В 1994 году, когда обстановка в Северной Осетии несколько стабилизировалась,вернулись домой. После чего у больной нормализовалось настроение, помогала матери похозяйству, окончила школу.