Диссертация (1139292), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Еще одним необходимым условием управленияпрограммой коалиции является объем коалиционного соглашения, которое220Arco Timmermans. Standing Apart and Sitting Together: Enforcing Coalition Agreements in multiparty systems// European Journal of Political Research, 2006. Vol. 45. P. 264.221См. Одинцова М.И. Экономика права.
М., ГУ-ВШЭ, 2007. С. 273.127должно быть как можно шире и подробнее. Под объемом в данном случаепонимаетсянаборпроблемивопросовсоциально-экономического,общественно-политического и духовно-культурного характера, которыенамереныразрешитьсуществования.коалиционноевопросов,участникиВо-первых,соглашение,каквчастичемтемправящейкоалицииподробнееименьшепрограммныхвпериоддетальнееостаетсяеесоставленонеурегулированныхположений,такивчастивзаимоотношений между участниками коалиции. И если представить себекоалицию и само коалиционное соглашение как определенную систему, толюбая подобная система будет функционировать эффективнее, если заданокак можно больше параметров, по которым она должна функционировать.
Вкачестве параметров в данном случае выступают программные положениякоалиционногосоглашения.Подпрограммнымиположениямикоалиционного соглашения необходимо понимать конкретные меры, которыепредлагаетсяосуществитьэкономической,вразличныхполитической,сферахсоциальной,жизниобщества–культурной,правовой,икоторые, по мнению партий-участниц коалиции, будут способствоватьразвитию общества и государства. По-другому их можно назвать основамигосударственной политики.Во-вторых, большой объем соглашения предполагает и большиевозможности «торговли» и обмена выгодами между партиями-участницами.В частности, в обмен на поддержку какой-либо инициативы, выдвинутойпартнерами по коалиции, партия может внести свою инициативу, получитьместо для своего представителя в правительстве и т.д.
Таким образом,соблюдение положений коалиционного соглашения позволяет политическимпартиям, входящим в состав коалиции, получать выгоды, связанные сучастием в управлении государством – донесение своих идей до общества ипревращение этих идей в государственную волю.Председателькоалицииможетправительстваиспользоватьврамкахразличныеуправленияметодыдляпрограммойисполнения128коалиционного соглашения, в том числе неформальные договоренности инормы.
Например, в одном из случаев в Нидерландах в 1994 годупредседатель правительства установил правило бюджетной дисциплины,согласно которому если расходы бюджета по каким-либо параметрампревышали установленные нормы, то это превышение компенсировалось изсредств, выделяемых на содержание самих министерств. Исполнение этогоправилаконтролировалоськакпредседателемправительства,такиминистром финансов 222. Таким образом, если в силу неисполнения либоненадлежащего исполнения основ государственной политики, закрепленныхв программе коалиции, возник бы бюджетный дефицит, то министрыпонесли бы своего рода финансовую ответственность.
Перераспределениесредств, выделяемых на содержание министерств, для покрытия бюджетногодефицита, неизбежно скажется на уровне заработной платы министров.Подобные неформальные политические договоренности, конечно, могутпретендовать на роль норм, но насколько они устойчивы? Рассмотрим всетот же пример с правилом «договоры должны соблюдаться». Безусловно, чтоэта юридическая норма, обеспеченная принудительной силой государства.Как обеспечить выполнение этой нормы в политических отношениях? Вданном случае отношения «контрагентов» строятся на взаимном доверии искорее на моральном обязательстве. Не случайно Н.И. Сидоренко замечает,что требования морали в политической деятельности реализуются на основесамосознания или под воздействием общественного мнения.
В условияхполитического плюрализма и демократического общества тесная связь нормморали, права и политики обеспечивает, при всем различии политическихнормативных представлений разных групп людей, действенность главныхпринциповполитическойдеятельности,помогающихустановлениюконсенсуса между политическими силами, выражающегося в подчинениичастных222политическихинтересовСм. Arco Timmermans. Op. cit. P. 274-279.целямсохраненияобществаи129государства 223. Одновременно А.
Тиммерманс замечает, что одним изглавных инструментов исполнения коалиционных соглашений являетсяраспределениеполитическихвыгодмеждупартиями-участницамисоглашения224.Существуетипроблемаоблеченияполитическихрешенийвюридическую форму. Например, политическая элита принимает решение,согласно которому определенные политические силы не должны допускатьсяк представительству в парламенте. Это политическое решение может бытьоформлено в виде конкретных законодательных актов.
Конечно, это скореенегативный пример, но он показывает, что право, по сути, может выступать вкачестве инструмента легитимации политических решений. Другой пример:модельпроцессапринятиярешений,которойпользуютсявнутриполитической партии, может быть трансформирована в механизм назаконодательном уровне.
Скажем, процесс выдвижения кандидатов навыборах в парламент страны происходит не на съезде всех членовполитической партии, а на общем собрании глав отделений партии вадминистративно-территориальных единицах государства (в данном случаеприводится абстрактный пример, речь не идет о России).
В свою очередь,главы отделений партии прибывают на общее собрание со спискамикандидатов, сформированных на собраниях отделений. Законодательныетребования к выдвижению списков кандидатов на выборах в парламентотсутствуют, а партия мотивирует такой порядок принятия решенийэкономией средств на организацию съезда всех ее членов. Завоевав навыборах большинство в парламенте, партия вносит законодательнуюинициативу о внесении изменений в законодательство с целью закреплениямодели принятия решения о выдвижении кандидатов на выборах впарламент, которую она использует, в качестве общей правовой нормы. Но223224См.
Сидоренко Н.И. Указ. соч. С. 246-247.См. Arco Timmermans. Op. cit. P. 276.130будет ли эта модель политической нормой? Вопрос о существовании«чистых» политических норм все же следует оставить открытым.По мнению Д. Крецмера, практически в любой профессии существуютобщие правила и нормы поведения, которые должны соблюдаться всемичленами данной профессиональной группы, а вот в политике различныеполитическиепартиипреследуютразличныецели,укаждойсвояидеология 225. Однако существуют общие правила и нормы, которым обязаныследовать политические партии, закрепленные в законодательных актах,касающихся политических партий. Кроме того, существуют единыеевропейские стандарты при проведении выборов226, стандарты регулированияправового положения политических партий 227, затрагивающие, помимопрочего, и вопросы внутреннего устройства политической партии, порядкапринятия решений, внутрипартийной демократии.
Таким образом, нельзяутверждать,чтодляполитическихпартийнесуществуетединыхюридических стандартов поведения. С другой стороны, Д. Крецмер прав втом, что разнообразие моделей поведения партий в политике не может бытьохвачено правовым регулированием.Из приведенного анализа следует, что основными инструментамиисполнения коалиционных соглашений являются договоренности междуполитическими партиями, которые, в свою очередь, базируются на техполитических выгодах, которые они получают от участия в коалиции.Представляется, что среди подобных выгод можно назвать участие впринятии решений, влияющих на развитие общества и государства,продвижение идей, отстаиваемых политическими партиями, в обществе вкачестве определенных установок, исходящих от правящей группы, а такжеповышение уровня электоральной поддержки благодаря тому, что положенияСм.
David Krezmer. Op. cit. P. 429.См. Свод рекомендуемых норм при проведении выборов / Руководящие принципы и пояснительныйдоклад. Приняты Венецианской комиссией на 52-й сессии (Венеция, 18-19 октября 2002). CDL-AD (2002)23.227См. Guidelines on Political Party Regulation by ODIHR/OSCE and Venice Commission. Adopted by the VeniceCommission at its 84th Plenary Session (Venice, 15-16 October 2010).225226131программ политических партий получают свое воплощение в виде решенийвысших органов законодательной и исполнительной власти. Наконец, ещеодним инструментом исполнения коалиционных соглашений являютсярепутационные издержки. Если одна или несколько партий не исполнитдостигнутыемеждуучастницамикоалиционногосоглашениядоговоренности, то в дальнейшем она может потерять доверие как своихпартнеров по коалиции, так и избирателей.Тем не менее, исторический опыт показывает, что со временем принакоплении определенного позитивного политического «капитала» (такможно характеризовать успешные реформы, поддержанные большинствомнаселения страны) одной или несколькими политическими партиями этипартии будут стремиться к ликвидации коалиции с целью полученияабсолютного большинства в законодательном органе страны и (или)формирования правительства.
Важную роль здесь играет и факторфактического неравенства между партиями, упоминавшийся в первой главе.Например, в 1972-1974 годах в Канаде существовала неофициальнаяпарламентскаякоалиция(письменноекоалиционноесоглашениенезаключалось) Либеральной партии и Новой демократической партии (далее –НДП).Взаимоотношениямеждуучастникамиданнойкоалициихарактеризовались следующими особенностями: Новая демократическаяпартия, не входившая в правительство, оказывала сильное, порой решающеевлияние на правительственную повестку дня и выбор приоритетоввнутренней политики. Однако практическое воплощение приоритетов,определение конкретных темпов и масштабов политико-административныхинициатив она была вынуждена передоверять либералам, которые, опираясьнаинститутыфедеральнойвласти,подвергалипредложенияновыхдемократов корректировке и обкатке с учетом мнения чиновничества,парламентариев, бизнеса228.См. Данилов С.Ю.