Диссертация (1138983), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Этим объясняется, в первую очередь,отменанормыовозможностисубъектовРоссийскойФедерацииустанавливать квоты представительства для малочисленных народов взаконодательных(представительных)органахгосударственнойвластисубъектов Российской Федерации260. Главный аргумент противников квот –нарушение принципа равноправия всех перед законом и судом инедопустимость дискриминации (ст.19 Конституции РФ).Между тем, квотированное представительство активно используется втрудовом законодательстве261, а также предусмотрено Федеральным закономот 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества вРоссийской Федерации»262, что свидетельствует о принятии российскимправом механизма квотирования.
Подобные нормы в дальнейшем могут бытьвосприняты и при регулировании «аборигенных» отношений.Персоналистские начала организации и деятельности объединенийкоренных народов предполагают исследование правовых требований,предъявляемыхкруководителямуказанныхобъединений.ПервымСм.: Sillanpaa L. Ibid. P 64-80.См.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РоссийскойФедерации в связи с принятие федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.
2004. № 35. Ст.3607261На основе квот формируются, в частности, единые представительные органы для ведения коллективныхпереговоров, комиссии по трудовым спорам. См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря2001 г № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч.1). Ст. 3262СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.259260127критериемформированиякритерийкадровойиобъединенийкоренныхпрофессиональнойнародовпригодностиявляетсяучастниковаборигенных объединений. Международные и внутригосударственныеуспехи движения коренных народов не случайно связываются с высокимпрофессионализмом и компетентностью активистов, отстаивавших права иинтересы своих народов.УпомянутоеземельныхвышепритязанийканадскоеинуитовсоглашениетерриторииобудовлетворенииНунавутобязываеттерриториальные власти формировать комитеты соуправления лицами,компетентными в тех областях, в которых действуют эти комитеты.Объединения коренных народов, в свою очередь, обязаны обеспечиватьпредставительство в комитетах соуправления интересы тех слоев коренногонаселения, которые в большей степени заинтересованы в деятельностисовещательных институтов, а также обязательное участие в деятельностиорганов соуправления экспертов и специалистов.Вторым критерием, предъявляемым участникам и руководителямобъединенийкоренныхнародов,являетсянезависимостьчленовобъединений от государственной власти, отсутствие конфликта интересов.Подобное требование носит, скорее, на правовой, а морально-этическийхарактер и вытекает из публично-правовой, представительской природыобъединений коренных народов.
Однако соответствующее регулированиеможет устанавливаться и корпоративными актами. Так, ассоциация инуитовКанады требует от директоров и сотрудников организации предоставлятьвсю информацию о наличие иных прямых и косвенных интересов, которыемогут затронуть деятельность ассоциации.В России существует давняя и во всех отношениях порочная практика«подавления» самостоятельности и независимости лиц, представляющихмалочисленные народы. С.Н. Харючи, описывая советский этап освоенияСевера,указываетнасуществовавшуюноминальностьпозиций128привлеченных во власть коренных жителей263.
В настоящее время лидерыаборигенногодвижения,какправило,совмещаютпредставительствоинтересов коренного населения с государственной службой, занимают иныегосударственныедолжности,состоятвруководящихорганахиныхполитических структур.Объединениякоренныхнародовпосвоейприродеявляютсяпубличными органами аборигенного самоуправления и власти.
Указанныеобъединения довольно часто вынуждены «противостоять» государственнойвласти и контролировать ее. Соединение функций контроля власти и ееосуществления порождает не только сложные морально-этические проблемы,но также влечет некоторые правовые последствия. Так, Федеральный законот 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственно гражданской службеРоссийскойФедерации»264содержитрядзапретовгосударственнымслужащим (ст.17), в частности:- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц вгосударственном органе, в котором он замещает должность гражданскойслужбы- допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числевсредствахгосударственныхмассовойорганов,информации,ихвотношениируководителей,деятельностивключаярешениявышестоящего государственного органа либо государственного органа, вкотором гражданский служащий замещает должность гражданской службы,если это не входит в его должностные обязанности;- использовать должностные полномочия в интересах политическихпартий, других общественных объединений, религиозных объединений ииных организаций, а также публично выражать отношение к указаннымСм.: Харючи С.Н.
Исторические предпосылки и современные тенденции развития коренныхмалочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. / в кн. Современноесостояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего ВостокаРоссийской Федерации. Совет Федерации. М., 2012. С.33-44.264См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.263129объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если этоне входит в его должностные обязанности.АналогичныенормысодержатсявФедеральномзаконеомуниципальной службе265.
Существуют также нормы внутрипартийнойдисциплины266 для лиц, состоящих в политических партиях.Обозначенные запреты сводят на нет главный аргумент противниковзапретасовмещениягосударственнойдолжностейслужбой–ваборигенныхвозможность«заходитьорганизацияхвскабинеты»,непосредственно решать проблемы аборигенных сообществ, не прибегая кправовым процедурам. Привлечение лиц из числа коренных малочисленныхнародов на государственную и муниципальную службу, безусловно, можетбыть оправдано в местах компактного проживания народов Севера, однако,лишь в умеренных пределах267, не подрывая при этом основ независимостидеятельности общественных объединений. Оптимальным, на наш взгляд,было бы привлечение в руководящие органы общественных объединенийкоренных народов бывших служащих и политиков, имеющих опытуправления и взаимодействия с органами власти.К руководителям объединений законодательными и их внутреннимиактами могут устанавливаться репутационный ценз и ценз оседлости.
Так,ассоциация инуитов Канады не предполагает возможность замещениедолжности директора для банкротов, а члены совета директоров норвежской«Финнмарк эстейт» обязаны быть резидентами территории Финнмарк.Стоит также отметить, что ни «аборигенное» законодательство, нивнутренние акты объединений коренных народов не содержат какие-либодополнительные требования, предъявляемые к возрасту участников, а такжек знанию языков.См.: Федеральный закон от 2 марта 2003 г.
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152266Так, Устав политической партии «Единая Россия» обязывает своих членов лично выполнять и активноспособствовать претворению в жизнь решений центральных органов партии // Единая Россия –[Электронный ресурс] – URL: http://er.ru/party/rules/#5 (по состоянию на 31.08.2015)267См.: Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве.
М., 2010. С. 348-349265130Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:государственную регистрацию этнических объединений, наравне сконституционным закреплением статуса отдельных объединений, можнорассматривать в качестве государственного признания правоспособности иправомочностидеятельностиобъединенийкакпублично-правовыхобразований;особые требования к формированию общественных объединенийкоренных народоварктических государстворганизационных,социальныхисводятся кзакреплениюперсоналистскихфакторов.Предусматривается возможность формирования объединений, как на основевыборов (прямого представительства), так и на основе делегирования(косвенного представительства), при этом полномочия членов аборигенныхобъединений и их руководителей ограничиваются определенным сроком.Социальные начала формирования объединений призваны обеспечитьпредставительствоиучетинтересовразличныхтерриториальных,этнических, гендерных, возрастных и профессиональных групп коренныхнародов посредством квотированного механизма.
Персоналистский факторпредполагает соответствие участников и должностных лиц объединенийкоренныхнародовопределеннымтребованиям:профессиональнойпригодности и компетентности, независимости от государственных органов,безупречной репутации и проживания на территориях традиционногорасселения данных народов.131Параграф 3. Полномочия общественных объединений коренныхнародов арктических государств как форма реализации права данныхнародов на самоопределениеПублично-правовая природа и функции общественных объединенийкоренных народов реализуется через их полномочия, которые условно можноразбитьнадвегруппы:императивные(внутриорганизационные)иконсультативные (направленные во вне).
















