Диссетация (1137676), страница 54
Текст из файла (страница 54)
Structure et fonction de l'armée. P. 211-213."...réalite... qui menace aujourd'hui l'existence humaine", Bataille G.,Caillois R. Confréries, ordres, sociétés secrètes,églises. P. 224.645"Sans le sacré, la totalité de la plénitude de l'être échappe à l'homme... mais le sacré, s'il prend forme de guerre, lemenace d'anéantissement total", Bataille G. La guerre et la philosophie du sacré // ŒC. T. 12. P. 57.644222Что он предлагает противопоставить войне теперь, окончательно отказавшисьот идеи революции и политического действия? Определенного рода насилие,которое называет то жертвоприношением, то, более систематически, трагедией;позволим себе еще раз привести следующую цитату:В настоящий момент я со всей силой настаиваю на том, что мне и раньше приходилосьотмечать, – на оппозиции между, с одной стороны, религиозным миром, миром трагедии ивнутренних конфликтов, а с другой – миром войны, глубоко враждебным духу трагедии ипостоянно направляющим агрессивность вовне, переносящем конфликты вовне646.И далее читаем:Не думаю, что вооруженной империи можно противопоставить что-либо, кроме другойимперии, а между тем, помимо вооруженной, не существует никакой другой империи, кромеимперии трагедии647.Сущностное различие между этими двумя мирами, империями или «градами»опять же заключается в направленности насилия, которое может быть обращенолибо вовне (на другого в форме войны), либо вовнутрь (на себя в форме жертвы).Этим двум принципам соответствует и два различных типа человека: это«вооруженный громила», который «...правит посредством внешнего насилия»648,и «человек трагедии»: он «...смотрит в лицо яростным силам [forces violentes]...
носам утверждает ту самую реальность, которая не оставляет ему другого выхода,кроме преступления»649. Этот концептуальный план можно представить себесхематически в виде континуума мир-сообщество-человек, в котором насилиепролагает траекторию тем или иным кардинально меняющим ситуацию образом:646См. сноску № 451."À l'empire des armes je ne crois pas qu'il possible d'opposer autre chose qu'un autre empire: or il n'existe pas en dehorsde celui des armes d'autre empire, que celui de la tradédie", Bataille G.,Caillois R. Confréries, ordres, sociétés secrètes,églises.
P. 224.648"...qui dirige avec violence au-dehors", Ibid. P. 225.649"...voit les forces violentes... mais il affirme cette réalité qui ne lui a pas laissé d'autre issue que le crime", Ibid.647223в первом случае энергия движется слева направо, во втором же – справа налево;подлинное сообщество служит синтезом между двумя крайними элементами. Под«...влиятельной, новой и совершенно необычной религиозной организацией»,оформление которой «могло бы тем не менее рассматриваться уже сейчас какзалог будущих побед ЧЕЛОВЕКА над оружием»650 философ очевидным образомимеет в виду Ацефал с его проектом человеческого жертвоприношения.Нынешнему военному кризису он противопоставляет чистую религиозность,возрожденное сакральное, которое для него оказывается связано прежде всего сособенной позицией пред лицом смерти.Сам принцип использования понятия войны в журнале «Ацефал» напоминаетуже упомянутое нами противоречие дискурса Контратаки: Батай пишет «война»,но едва ли имеет в виду то же, что все вокруг.
Мишель Сюриа полагает, что в еготекстах проявляется некая завороженность вероятностью, близостью и самойидеей конфликта651, однако мы позволим себе с этим не согласиться: речь идет нео реальной, а о духовной войне, своего рода войне против войны, том самомжертвенном насилии, империи трагедии и духовной власти, которыми грезилтогда философ. В уже цитированном нами выше манифесте тайного общества,«Священномзаговоре»онпишет:«Объявленноенамиестьвойна»652.Двусмысленность этой и всех последовавших за ней формулировок следуетпринять всерьез. С одной стороны, речь идет об противостоянии двухкосмических принципов, о самом характере отношения человеческих существ ссамими собой и универсумом, с другой – здесь очевидным образом присутствуети провокативное «заигрывание» с актуальной политической ситуацией.
Еслираньше Батай двусмысленно осуждал войну, то теперь он так же двусмысленноприветствует ее в качестве ценности, со временем доходя практически до экстаза.В пятом номере, который Батай доделывал уже в одиночестве, этой темепосвященодватекста–«Угроза войны» и650«Гераклитова медитация»"...une organisation religieuse, virulente, neuve et incongrue des piéds à la tête... pourrait cependent être regardée dèsmaintenant comme le gage des victoires ultérieures de l'HOMME contre ses armes!" Ibid. P. 228.651Surya M. Georges Bataille, la mort à l'œuvre. P.
328-329.652Bataille G. La conjuration sacrée. P. 443.224(заключительная часть «Практики радости перед лицом смерти» – статьи,содержание которой серьезно отличается от одноименного доклада от 6 июнятого же года в Коллеже). В первом тексте он пишет, например, следующее:Сражение [combat] есть то же, что и жизнь. Ценность человека измеряется в его агрессивнойсиле [...] Война не может быть сведена к выражению и средству для развития какой-либоидеологии, даже милитаристской: напротив, идеологии сводятся к способам сражаться. Войнаво всех отношениях превосходит те «слова», которые, противореча одни другим, произносятсяпо ее поводу653.Для ведения этой странной, противостоящей милитаризму войны опять жепредлагается создать «...Церковь, которая должна принять и пожелать сражения, вкотором она утвердит собственное существование»654. Само название текставыглядит двусмысленным: это и угроза со стороны фашистов, и угроза им состороны самого философа, выходящего на тропу войны.
Специфику егопредставления о «войне» проясняет текст следующий за ним медитации, вкоторой война представляется как некий перманентный процесс, происходящий всамом субъекте и соединяющий его с бушующим универсумом. Выше мы ужецитировали его полностью, но все же приведем несколько строк:Я САМ ЕСТЬ ВОЙНА.
Я представляю собою движение и волнение множества людей,возможности которого безграничны: это движение и это волнение не могут быть усмиреныничем, кроме как войной [...] Я представляю собою дар бесконечного страдания, крови иотверстых тел [...] Землю, заброшенную в пространство, подобно зашедшейся криком женщинес объятой пламенем головой655.653"Le combat est la même chose aue la vie. La valeur d'un homme dépend de sa force agreffive [...] La guerre ne peut pasêtre réduite à une expression et au moyen de développement de quelque idéologie, même belliciste: au contraire lesidéologies sont réduites au rôle de moyen de combet.
Une guerre dépasse de toutes parts les "paroles" qui sont prononcéescontradictoirement à son occasion", Bataille G. La menace de guerre // Acéphale. 1939. Vol. 5. P. 9-10.654"...une telle Ėglise devrait accepter et même désirer le combat dans lequel elle affirmerait son existence", Ibid.
P. 550.655См. сноску № 367.225Грубоватое, но по сути дословное воспроизведение этой же самой идеи можнонайти уже в «Небесной сини»: «Впрочем, даже если бы из-за этого разразиласьвойна, она соответствовала бы тому, что у меня творилось в башке»656.Мотивутишения, успокоения мировых волнений войной позволяет сблизить ее, конечно,с мировым пожаром у Гераклита, которому посвящено это заклинание, но также ис эротической образностью батаевских текстов конца 20-х гг.: цикл явлениявойны сравним здесь с оргазмом, экстазом, разрядкой напряжения, за которойнеизбежно следует мир, новое накопление и так без конца. Война происходитодновременно и в субъекте, и во всем мире, но если этот первый сможет как быизжить ее изнутри себя в форме жертвоприношения, она может и пройти мимо.Эта духовная война против самого себя и своего эго призвана утишитьнастоящую войну, – а она разразится не далее, как через три месяца.5.2.
Война как внешний конфликт и внутренний опытСентябрь 1939 г., однако же, не становится для Батая переломным моментом.Несмотря на то, что пятого числа он начинает вести дневник, которому сужденобудет стать «Виновным», и относится к такому совпадению достаточно суеверно– т.е. не считает его таковым, – его восприятие происходящего и своей роли в немостается прежним657. В конечном счете, до оккупации Франции (лето 1940 г.)пройдет еще немало времени, и все события пока что происходят где-то вдалеке.13 ноября в письме Роже Кайуа французский мыслитель пишет:Вы попеняли мне тем, что я слишком погряз в действительности. Между тем я всегда был отнее крайне далек.
Какие бы события теперь не последовали, мне кажется, что по этому поводуможно в принципе сделать всего два замечания: нужно использовать их для демонстрации того,до чего же убогой делает человеческую долю отсутствие духовной власти; и еще нужно656"D'ailleurs, même si la guerre en était sortie, elle aurait répondu à ce que j'avais dans la tête", Bataille G. Le Bleu duciel. P. 410.657См.: Bataille G.
Le сoupable. P. 245.226попытаться понять, благоприятствуют события рождению или развитию этой духовной властиили же нет, ибо она могла бы на них повлиять – хотя бы и весьма сдержанным образом658.Неделю спустя, 21 ноября 1939 г., он принимает участие в организованнойМарселем Море дискуссии о войне, рассматривая ее при этом как прямоепродолжение деятельности Коллежа659.