otzyv_nuchnogo_rukovoditelya (1137669)
Текст из файла
отзыв научного руководителя кандидата философских наук, доцента Кнорре Бориса Кирилловича о работе соискателя ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 — История философии Зыгмонта Алексея Игоревича, представившего к защите диссертацию на тему «Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая» На сегодняшний день проблема насилия является одним из самых актуальных феноменов для исследований. Как явление, по ходу исторического процесса, насилие становится более сретушированным, но в то же время более сложным явлением.
Неслучайно эта проблема регулярно оказывается главной темой множества конференций по дисциплинам гуманитарного и общественно-научного цикла (включая междисциплинарные), где она рассматривается как точечно, в рамках какой-либо конкретной дисциплины, так и комплексно, многоаспектно, как фундаментальное экзистенциальное явление. Соответственно по-прежнему актуальным остается его рассмотрение в историко-философском контексте„каковой очень развернуто представлен в философии Жоржа Батая. Несмотря на свою значимость для понимания мировоззренческих и антропологических проблем, идеи Батая недостаточно еще известны и разработаны в российской гуманитарной науке. Кроме того, творчество Батая рассматривалось в большей степени филологически, с анализом лингвистических особенностей' мысли французского мыслителя, как это делал Сергей Зенкин, хотя и он ориентировал свой анализ на выявление именно философского содержания в творчестве Батая.
Но нужно признать, что несмотря на разработанное батаеведение за рубежом, исследование концепта насилия в контексте дискуссий о сакральном Жоржа Батая имеет значение и для зарубежной науки. Среди работ западных ученых также практически нет комплексных исследований, которые бы ставили бы задачу проследить генеалогию и эволюцию идей Батая целиком, особенно если брать работы, выполненные в рамках английской школы батаеведения.
Свое исследование диссертант построил хронологически и тематически. То есть по ходу анализа автор прослеживает эволюцию концепта «насилия» в творчестве Батая, показывает, какими смыслами французский мыслитель наделял насилие в своих разных работах, как довоенных, так и послевоенных. Но при этом диссертант постоянно возвращается к вопросу о соотнесении батаевского понимания насилия с пониманием концепта «сакрального», упоминавшегося Батаем также в разных контекстах и прочтениях по ходу эволюции его мысли. Делается попытка анализа синхронного развития идей Батая„касающихся насилия и сакрального, там где это возможно.
А.И. Зыгмонт рассматривает Батая, с одной стороны, учитывая уже известные факты влияния на него предшественников и современных философов, с другой, — расставляя дополнительные акценты, объясняющие последовательность и логику этого влияния. В частности, во введении, когда диссертант начинает с того, что говорит о влиянии Гегеля на Батая через Кожева, то сразу обращает внимание на неготовность Батая принять представление Гегеля о духе как гомогенном в силу того, что Батай принимал влияние французской социологии, устанавливавшей отношение сакрального и профанного как гетерогенные. В рамках выясняющей аргументации отсылки к Гегелю у диссертанта идут в 4-й главе, когда он анализирует наличие или опровержение гегелевских идей у Батая при его разработке понятий «негативности», «сакрального», непроизводительной траты, «безработной негативности» и в целом идеи «круговорота», возвращающего человека в акте жертвоприношения «в ту тотальность существования, из которой он вышел» (4.4.
«Сакральное насилие н язык», стр, 207). То есть Батая по прочтении диссертации становится очень сложно назвать гегельянцем, хотя определенные способы мышления, диалектическое рассмотрение, сказывающееся в приверженности мысли Батая бинарным оппозициям, показывают, что гегельянство продолжало оказывать на Батая влияние в течение всего его творческого пути. Более цельным, исходя из диссертации предстает приверженность Батая школе французской «сакральной социологии», если можно так сказать. В особенности в З-й главе диссертант подробно рассматривает влияние, оказанное на Батая французскпми мыслителями и его деятельность в рамках кружка Суварина и Коллежа социологии.
Вопросы, которые Батай рассматривал в сотрудничестве с французскими коллегами, представляются имманентно присущими творчеству французского философа, в частности, таковой является сама идея десубъективации. В исследовании показывается, что эта идея на протяжении развития творческой мысли Батая оказывается сквозной и по-своему стержневой. Ради ее реализации Батай даже в какой-то момент был готов к созданию своего рода особой «религии», о чем в диссертации говорится в разделе «3.2. Общество "Ацефал": насилие в теории и на практике» 1стр.114). Вообще если учитывать актуальность для первой половине ХХ века проблемы отчуждения, отьединенности, обособления человека на фоне индустриализации, то становится очевидным, что экзистенциальные интуиции Батая встраивают философа в контекст достаточно широкой и глобальной мировоззренческой традиции. Разработка концептов со-общества и со-причастности выдает и Батае приверженца диалогизма (в особенности это видно в связи с идеями, высказанными во время его участия в кружке Суварина и Коллеже социологии).
Подтверждение этому можно увидеть и в рассуждении автора диссертации, когда он полемизирует с С,Фокиным, говоря, что при всем дуализме Батая мир для него предстает сглподь не дуалистичным. А.И. Зыгмонт совершенно справедливо указывает на ~усмысленность любого предмета для Батая, «например, цветка или солнца, которые вкшочают в себя прекрасное и уродливое, возвышенное и низменное, однако обыкновенно обращаются к человеку лишь одной из своих сторон». (см. раздел 2.1. «Низкий материализм»: синтез возвышенного и низменного). При этом диссертант не отрицает сам по себе факт дуализма Батая, обращая внимание лишь на то, что определенное время Батай смотрел на мир монистически, воспринимая в единстве гео- и солярные и метафорические концепты, а его дуалистический поворот относится уже с поздними 30-ми гг., и оказался выражен, согласно исследованшо, в особом солярно-центричном мировосприятии Батая. Доказательству и иллюстрации этого тезиса (не единственного, но наряду с другими) в диссертации посвящена отдельная глава «Солнце в ранних текстах Батая (1920-е-1930-е гг.): от образа к концепту», где говорится, что когда Батай становится дуалистом, он противопоставляет солнце и землю «как растрату и накопление, как утвержденную в смерти жизнь и жалкое ее подобие, солидное и спокойное» (раздел 1.2.
«Икар и Ван Гог: солярная мифология и теория жертвоприношения», стр. 48). Ценность диссертации также в том, что автор анализирует не только собственно философские работы Батая, но и этнографические и антропологические. С одной стороны, он обращается к тем работам Батая, на основе который последний разрабатывал свое понимание сакрального, с другой стороны, диссертант обращается к работам этнографов и антропологов, давая объяснение батаевским рецепциям их идей в процессе формирования конструкта «сакральное». Так, в частности, он обращается к «Очерку о природе и функциях жертвоприношения» 1Обера и Мосол, из которого Батай взял понятие сообщения (соппппп1са6оп1 (стр.46, пар. 1.2.). Интересно, что оно использовалось антропологами для характеристики смысла обряда жертвоприношения как установления контакта между профанным и сакральным мирами для освящения жертвователя, в то время как у Батая этот термин стал использоваться с гораздо более широким и комплексным смыслом в его «сакральной социологии», о чем пишется подробно в 3-й главе «Насилие в перспективе сакрального сообщества (1934-1939 гг.)».
В подтверждение (и отчасти в дополнение) к тому, что сам диссертант характеризует «накоплением конкретного материала в рамках более общей постановки вопроса о связи насгиия с религиозной сферой» (стр. 14) можно сказать, что в диссертации приведен богатый этнографический материал в сопровождении самостоятельного анализа автора диссертации, где рассматриваются основные компоненты того, что можно назвать яфзгласофней сакрального» и «философией жертвоприношения». Диссертант не только п1засяеживает батаевскую философскую рефлексию относительно этнологического понятия жертвы, но и объясняет, как эта центрированная на этнологии в определенный момент жизни Батая рефлексия ведет к оформлению идеи десубъективации, размыкания единичного во всеобщее, на то, что также называется «мистическим рассеянием» субъекта.
Автору диссертации удалось показать, что у Батая, в особенности, в эпоху его участия в кружке Суварина, хотя отнюдь не только, наблюдается достаточно явный протест против отчуждения, и этот протест коррелирует с протестом против утилитарного капиталистического общества„взвешивающего вещи по степени их полезности. То есть размыкающее насилие таким образом становится сакрализирующей силой не только в условиях религиозных обрядов, но оно вырывает человека через своеобразную сакрализацию из плена утилитаризма и нормированности индустриальной эпохи. Не случайно автор говорит, что Батай мог бы в целом природный порядок объявить сакральным.
Сакральные ценности для Батая воспринимаются как «ценности аффективные, которые не служат ничему, кроме себя самих» (стр. 11б), Заметим, что хотя в работах Батая, апеллирующих к этнографии, поднимаются вопросы, связанные с архаическими обществами„этн отсылки у Батая актуальны для понимания общества современного„так как Батай то задается вопросом о существовании аналогов языческих капищ в современных западных обществах, то размышляет о соотнесении насилия первобытного человека и жестокости современного ему расчетливого технического общества.
Характеристики
Тип файла PDF
PDF-формат наиболее широко используется для просмотра любого типа файлов на любом устройстве. В него можно сохранить документ, таблицы, презентацию, текст, чертежи, вычисления, графики и всё остальное, что можно показать на экране любого устройства. Именно его лучше всего использовать для печати.
Например, если Вам нужно распечатать чертёж из автокада, Вы сохраните чертёж на флешку, но будет ли автокад в пункте печати? А если будет, то нужная версия с нужными библиотеками? Именно для этого и нужен формат PDF - в нём точно будет показано верно вне зависимости от того, в какой программе создали PDF-файл и есть ли нужная программа для его просмотра.