Диссертация (1137656), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Бредовые высказывания, безусловно, принимаются в251Портер Р. Взгляд пациента. История медицины «снизу» // Болезнь и здоровье. Новыеподходы к истории медицины. СПб: Издательство Европейского университета в СанктПетербурге, Алетейя, 2008. С. 41-73.252Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания // Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания.Райская птичка.
О важном. Львов: Инициатива, 2005. С. 21-158. С. 121.119расчетприклассическомрассматриваютсякакнечто,психиатрическомсодержаниечегоописании,неможетнобытьподвергнуто осмыслению. Трансформации телесного опыта являютсясущностной характеристикой ряда психических расстройств, однакосами эти трансформации никак не описываются и не осмысляются,анализируется лишь связанное с ними поведение.
Задача философии вэтом случае состоит в том, чтобы найти пути возможного осмысленияэтих областей.Безусловно, ключевым условием является возможность говоритьоб этих областях в дискурсивной плоскости; кроме того, это«выражение» заболевания не должно совпадать с языком врача, так какязыкврачаужепредполагаетопределеннуюимплицитнуюинтерпретацию. Поэтому крайне значимы для «философии психиатрии»самоописания больных. Такие самоописания представляют собой как бы«нулевойязык»,которыйможетподвергатьсядальнейшиминтерпретациям и толкованиям. В частности, в качестве возможныхспособовинтерпретацииуказанспособпониманиябредовыхвысказываний через анализ проявляющихся в них «базовых установок»,ателесногоопыта–черезанализсиспользованиемметодовдисциплинарногофеноменологического аппарата.Такимобразом,задачапоискавзаимодействия в таких исследованиях решается за счет того, что врамках одной дисциплины находятся области, которые она определяет,но оставляет за границами интерпретации, а другая дисциплинапредлагает модели для осмысления содержания этих областей.
Рольфилософиивданномслучаедвояка.Во-первых,«философияпсихиатрии» проблематизирует традиционные установки психиатрии,указывая на возможность исследования новых областей. Кроме того,120философия предлагает и способы осмысления содержания этих сфер: врассмотренных выше случаях – анализ «базовых установок» человека ианализ его телесного воплощения. В этих случаях интерпретируетсяцелостный способ человеческого существования, который, безусловно,может быть предметом философского осмысления.
Стоит отметить, чторешение первой задачи (выявление новых областей, доступныхдискурсивномуанализуиинтерпретации)позволяеттакжеанализировать эти новые области средствами других дисциплин.Кроме того, данные исследования не только расширяют областьтого, что может быть изучено, но и изменяют некоторые традиционныеположения.То есть,исследованиявцелом«философиисохраняяпсихиатрии»связьспсихиатрией,проблематизируютееотдельные установки. В частности, анализ бредовых высказыванийставит под вопрос базовое положение об «абсолютной убежденности», скоторой больной принимает бредовые идеи. В классической психиатриинеспособность пациента занять «критическую» позицию по отношениюк своим убеждениям – ключевая характеристика бредовых идей, один изкритериев их выделения.
Этот же постулат устанавливает границувозможному пониманию содержания бредовых идей. Сделав жепопыткупроинтерпретироватьсистемубредовыхубеждений,исследования «философии психиатрии» ставят под сомнение этоположение и, таким образом, встает вопрос об изменении критериев,которые позволили бы определять бредовые суждения. Альтернативныеметоды определения бреда (в частности, исследование «базовыхустановок», о которых пишет Сасс), позволяют, во-первых, отказаться откритерия, который выглядит спорным, а во-вторых, предложить такуюмодель, в которой бредовые содержания могут быть осмыслены ипроинтерпретированы исходя из системы значений пациента.121При анализе расстройств «телесного воплощения» сомнениюподвергаютсяповеденческиекритериизаболевания.Новый«феноменологический» язык описания позволяет более точно описатьпроисходящее с пациентом.
Классическое описание (в частности,критериирасстройствсогласноDSM)оставлялозарамкамирассмотрения происходящие трансформации телесного опыта, которые,по большому счету, и составляли суть расстройств. Достаточно бедноеописание и сложность разграничения со схожими заболеваниями былиотчасти вызваны именно этим. Новая объяснительная модель позволяетдать более развернутое описание расстройства (описав происходящиеизменения телесного опыта), а также разграничить разные типырасстройств.Вчастностиипациенты,страдающиетелеснымдисморфическим расстройством, и пациенты, страдающие обсессивнокомпульсивными расстройствами, могут быть одержимы по поводусостояния своего тела или какой-либо его части. Тем не менее, принимаямодель,предложеннуюМоррис,оченьлегкоразграничитьэтирасстройства: в случае обсессивно-компульсивного расстройства опытбольного относится к пониманию тела как физического объекта, Körper,а в случае дисморфического расстройства – к телу-для-другого.
Точнотакже несложно провести различие с ипохондрическим расстройством:оно связано с восприятием своего тела в качестве физиологическогообъекта, а не с оценкой тела со стороны других. Таким образом, приотказе от акцента на поведенческие характеристики открываетсявозможность для изменения и уточнения критериев расстройства.Однако, разумеется, задача «философии психиатрии» состоит нетолько в модификации отдельных критериев расстройств. Большоезначение имеет также сама возможность исследовать области, которыетрадиционно рассматриваются в психиатрии лишенными каких бы то ни122было смыслов, доступных толкованию.дискурсипатологическиерассматривалиськаксферы,Для психиатрии бредовыйтрансформациигдеможнотелесногонаблюдатьопытасимптомы,свидетельствующие о наличии того или иного заболевания, но не какфеномены,обладающиесодержанием,котороеможетбытьсамостоятельно исследовано и понято.
Соответственно, для того чтобыэти сферы могли быть осмыслены, в том числе, в рамках исследований«философиипсихиатрии»,нужнопереопределятьихстатусипредложить новые средства их описания – такие, которые позволили бы«переводить» данные этих сфер на такой язык, который был быдоступен для обработки и интерпретации различных дисциплин, что иосуществляется в данных исследованиях.Поэтому роль философии в данных исследованиях заключается втом, чтобы находить в довольно масштабной и неоднородной области(психическая болезнь, психически больной как целостные феномены)новыесферы,которыемогутбытьобъектомосмысленнойинтерпретации, и в том, чтобы вписывать эти области в общий контекстисследованийпсихическойболезни,фиксируяиосмысляяпроисходящие при этом изменения.123124Глава 4.
Влияние исследований психопатологии на философиюВпредыдущейглавебылрассмотренодинизаспектоввзаимодействия философии и психиатрии - воздействие философии наформирование знания о психических болезнях, а также происходящаявследствиеэтоготрансформациянекоторыхположенийпсихиатрической науки, которая приводит к коррекции объясненияотдельныхрасстройств.Даннаяглавабудетпосвященапротивоположному вопросу – возможному влиянию исследованийпсихическихрасстройствнаотдельныеконцептыикатегориифилософской мысли.
Для оценки модели междисциплинарности,реализуемой в конкретных исследованиях, важно понимать, приводит линовая информация, полученная в ходе работы на стыке дисциплин, тоесть при решении вопросов, релевантных и для философии, и дляпсихиатрии, к формированию в каждой из дисциплин нового знания,значение которого выходит за рамки вопросов, поднимаемых вмеждисциплинарных исследований. В предшествующей главе былозафиксировано наличие такого знания в психиатрии. Основная задачаданной главы – продемонстрировать, что исследования психическихзаболеваний приводят к разработке положений, продуктивных дляфилософской дискуссии за рамками дискурса о психической болезни.Дополнительнаязадачаэтой главы- реконструировать методывоздействия исследований психических расстройств на философию.В этой главе будет проанализирован основной способ влиянияисследованийпсихопатологиинафилософию.Исследованияопределенных психических заболеваний предполагают не толькосозданиемодели самого расстройства,но иконцептуализациюнекоторых понятий, многие из которых традиционно рассматриваются всвязи с чисто философской проблематикой.
Философское осмысление125отдельных психических расстройств затрагивает такие базовые вопросыкак статус и возможное понимание субъекта, психофизическуюпроблему и т. д. Тот материал, который предоставляют подобныеисследования, может повлечь за собой пересмотр традиционныхпредставлений об этих феноменах или, по крайней мере, предоставитьбазу для их альтернативного описания. Таким образом, в рамках самихисследований происходит трансформация или переконцептуализацияфилософскихкатегорий,распространеназакотораярамкиэтойвдальнейшемузкойможетпроблематикибытьизученияпсихических расстройств.