Диссертация (1137656), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Пользуясь данной аналогией, можно объяснитьспецифику процессов, протекающих в сознании человека, страдающегодиссоциативным расстройством идентичности. Продолжая параллель свыборами, можно сказать, что различные fictive-selves настолькосильны, что не могут выбрать одну личность, репрезентирующую все«государство» сознания; ситуация напоминает ситуацию постоянныхперевыборов, когда отдельные элементы (различные личности) неготовы признать результаты «выборов». Соответственно, у пациентовразный представитель сознания берет верх в разное время; «временнопобедивший»представительконтролируетповедениечеловека,«предполагая его действия своими действиями, опыт – своим опытом,воспоминания – своими воспоминаниями»295.
Эта же аналогия объясняетхарактерную для расстройства амнезию: личность, которая временнопобедила, стремится переписать личную историю (так же, какпобедившая политическая сила переписывает историю государства).Деннетпредлагаетдажевозможныйвариантреализацииэтойметафоры296 в терминах нейрофизиологии, указывая на то, что«события, очень напоминающие выборы, происходят в мозге постоянно– каждый раз, когда связанные паттерны активности соперничают законтроль над одной и той же системой»297, например, когдасталкиваются два различных визуальных образа.294Ibid. P. 59.Ibid. P.
46.296Эти предположения служат лишь иллюстративным материалом, так как эксплицитнаязадача работы Деннета и Хамфри – показать логическую возможность расстройства.297Ibid. P. 44.295144Вданномслучаеконцептуализацияличностиоказываетсяодинаковой вне зависимости от наличия или отсутствия расстройства.«В вопросе «Я» внутри нас, нет точно установленной границы междунормальными людьми, такими как мы, и больными»298. Диссоциативноерасстройствоидентичности«парадигмальный» случай,–этослучай,гдевнекоторомвсетечерты,смыслекоторыепроявляются, в логике данной модели, для каждого человека,оказываютсярасстройствовыраженынаиболееоказываетсяявно.Внекоторомиллюстрацией,смыслепозволяющейпродемонстрировать модель Деннета, обозначить ее различия страдиционным пониманием личности. Но можно ли сказать, чторасстройство имеет для данной модели исключительно иллюстративныйхарактер, всего лишь «иллюстрирует определенные утверждения осознании»299? Утверждать так было бы не совсем верно, посколькумодель Деннета и Хамфри в первую очередь позволяет непротиворечивоописать ситуацию человека, страдающего такого рода расстройством.Это накладывает на создаваемую модель личности определенныеограничения и, таким образом, влияет на пределы того, что и как онаможет описывать.
Таким образом, в данном случае мы можемнаблюдать пример взаимного влияния концептуализации личности иконцептуализации заболевания.4.2 Концептуализация шизофрении: проблема уровней Я (self)Шизофрения – один из самых запутанных концептов,существующих в психиатрической науке, и в то же время, наверное,самый привлекательный объект для философского анализа в сферепсихической болезни.
По мнению М. Гелдера и соавторов, «средиосновных психиатрических синдромов шизофрения – самый трудный298Graham G. Recent Work in Philosophical Psychopathology // American PhilosophicalQuarterly. 2002. No. 2 (39). P. 109-134. P. 120.299Hacking I. Rewriting the Soul. Multiple Personality and the Sciences of Memory. P. 222.145для определения и описания»300.
М. Экройд говорит о «недостаткеобщегоязыка»301дляразговораошизофренииидляеедиагностирования. Как и в случае с диссоциативным расстройствомидентичности, концептуализация шизофрении требует осуществленияопределенных ходов и принятия определенных предпосылок; поэтомувыбор той или иной модели понимания этого расстройства снеобходимостью повлечет за собой решение других проблем, в томчисле и более общего характера.Прежде всего, стоит прояснить, в чем состоит «смутность» этогопонятия. Невозможно однозначно сказать – как и в случае с рядомдругих психических заболеваний – в каком качестве существовало эторасстройство до того, как оно вошло в официальную медицинскуюнозологию.
Ж. Гаррабе, начиная свою книгу «История шизофрении» сописания симптомов, которыми характеризовалось состояние герояромана Бальзака, и указывая, что они могли бы быть однозначноистолкованы как проявления шизофрении, утверждает, что «открытьболезнь не означает на самом деле только идентифицировать некотороеколичество симптомов (которые, впрочем, другие наблюдатели ужемогли заметить) и объединить их в связное целое, в структуру, но такжепредложить теорию, объясняющую ее генез, теорию, находящуюся всоответствии с научными знаниями и философией данного времени»302.С его точки зрения, с одной стороны, существуют определенныесимптомы, которые свидетельствуют о шизофрении вне зависимости отгосподствующей в данную эпоху медицинской модели, с другой – не300Gelder M, Harrison P, Cowen P.
Shorter Oxford Textbook of Psychiatry. Oxford, New York:Oxford University Press, 2006.301Akroyd M. J. You can’t spell schizophrenia without an ‘I’: how does the Early Intervention inPsychosis approach relate to the concept of schizophrenia as an ipseity disturbance? // EarlyIntervention in Psychiatry. 2013. No. 7 (3). P. 238-246. P. 239.302Гаррабе Ж. История шизофрении. М., СПб.: М., СПб.: Санкт-Петербургский научноисследовательский Психоневрологический Институт им. В.
М. Бехтерева, 1999. С. 15.146факт, что можно это делать с определенной долей достоверности,учитывая всю неопределенность понятия «шизофрения».Сам термин «шизофрения» был введен Блейлером в 1908 году; вомногом это понятие являлось модификацией предложенного в 1980-х гг.Э.
Крепелином понятия dementia praecox; помимо того, сходноезаболевание было немногим раньше описано в работах В. Х.Кандинского и С. С. Корсакова (Кандинский называл болезньидеофренией, Корсаков – дизнойей).Представления о шизофрениименялись на протяжении XX века неоднократно: этим словомобозначалось и состояние, вызывающее необратимые процессы ворганизме,и«психолого-феноменологическиописываемыймирпереживаний – целый мир странного бытия души»303.
Кроме того, небыло четкого мнения по поводу того, чем является шизофрения –единым заболеванием или названием для группы расстройств. Вчастности, в DSM-III вместо шизофрении была обозначена группа«шизофренических расстройств».Современная классификация содержит группу, которая носитназвание«шизофренияидругиепсихотическиерасстройства»,включающую, помимо собственно шизофрении, шизоаффективноерасстройство, бредовое расстройство и т.д.
Шизофрения, согласно«Руководству по диагностике и статистике психических расстройств»,характеризуется как расстройство, продолжающееся не менее шестимесяцев, притом что не менее месяца проявляются такие симптомы, какбред,галлюцинации,кататоническоерасстройствоповедение,речи,негативныегебефреническоесимптомы.Кромеилитого,выделяются подтипы (параноидная, гебефреническая, кататоническая,303Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог.
Опыт сравнительного патографического анализа спривлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. СПб.: «Академический проект», 1999. С.225.147неуточненная, остаточная). Несмотря на представление о шизофрениикак о единой болезни, указывается, что «ключевые черты шизофрении –это смесь характерных знаков и симптомов»304.Помимо этого, дополнительная «смутность» представлений ошизофрениисвязанасзаболевания.Проблемупроблемойдлякультурнойопределенияобусловленностиедвалинелюбогопсихического расстройства представляет то, что «в некоторых культурахсчитается вполне нормальным такое поведение, которое у нас вбольшинствеслучаеввызываетнаступлениепсихиатрическойситуации»305. Но в случае шизофрении, «само существо которой состоиткак бы в отклонении от разумности»306, вопрос о норме и патологии и ихкультурной обусловленности имеет ключевое значение.Концептуализацияшизофрениизачастуюбыласвязанасвопросами о субъекте, мышлении, единстве личности и пр.
Перваясвязная концепции шизофрении Э. Блейлера по своему содержаниювполне могла бы быть названа философской, поскольку в нейописывался особый тип мышления, для которого было характерно«преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходомиз внешнего мира»307. «Концепция шизофрении Блейлера привела его коткрытию психической реальности. Аутистическое мышление создаетновый, фантастический мир, который для шизофреников так же реален,как и другой»308. Практически все философские концепции психическойболезни в XX веке оперировали примерами шизофрении.
Можно304DSM-IV-TR. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of MentalDisorders. P. 298305Косилова Е. В. Психиатрия: опыт философского анализа. С. 116.306Там же. С. 115.307Блейлер Э. Аутистическое мышление.308Гаррабе Ж. История шизофрении. С. 99.148вспомнить теорию «двойного послания» (double bind)309 Г. Бейтсона, гдешизофренияисследуетсячерезанализтиповкоммуникативныхсообщений: шизофреник, по Бейтсону, ошибается в «приписыванииправильнойкоммуникационноймодальностисообщению»310.Практически все представители феноменологической психиатрии иэкзистенциального анализа обращались к опыту шизофреников, пытаясьобратиться к трансформациям, происходящим в их внутреннем мире.Для Р. Д. Лэйнга и ряда других представителей антипсихиатриишизофрения представлялась в качестве стратегии выражения своихвнутренних переживаний, отличающейся от общепринятых и вызваннойневозможностью соответствовать стандартным моделям внешнегоповедения, «успешная попытка избежать приспосабливания»311.