Диссертация (1137636), страница 39
Текст из файла (страница 39)
По крайне409Койре А. Гипотеза и эксперимент у Ньютона… С. 179.Там же.411Там же. С. 180.412Там же. С. 181.413См. Там же. С. 182.410180саркастическому замечанию Койре, для Ньютона «плохие» гипотезы – это всегда теории других. Его собственные теории, даже если они гипотетичны, следует считать истинными положениями, законами природы414. Таким образом,«допускать существование пустоты, атомов и немеханических сил не значитизмышлять гипотезы, в то время как постулировать заполненность пространства, вихри и сохранение количества движения означает, наоборот, оказаться повинным в применении этого метода»415.Впрочем, по мнению Койре, ньютоновское отстранение от гипотез в любомслучае не следует воспринимать как позитивистский отказ от поиска причинявлений.
Ньютон, как подчеркивает Койре, не хочет ограничиваться лишь поиском формальных взаимосвязей. Настоящая физика (или натуральная философия) всегда направлена на исследование наиболее общих и фундаментальныхсвойств мира. Но заключение о природе вещей и явлений – в частности, о природе всемирного тяготения, о котором шла речь в упомянутом послесловии ковторому изданию Начал – не следует делать слишком поспешно, на основанииаприорных предположений.
Ньютон признает, что все тела притягиваются, ноуказывает, что природа этого притяжения ему не известна. На самом деле, онаеще не известна – и никто не сказал, что вопрос о причине всемирной гравитации не сможет быть заново поставлен со временем. Отказ от поспешного вывода о природе силы тяготения не означает того, что эта природа не должна бытьисследуема и не будет исследована в будущем. Таким образом, в глазах КойреНьютон не может быть признан чистым позитивистом, для которого научныйпоиск сводится лишь к установлению эмпирических закономерностей.Более того, Койре полагал, что Ньютон – что бы он ни утверждал на публике– на самом деле верил в реальность тех сил и взаимодействий, которые он описывал: «Несмотря на отказ – временный или даже окончательный – от поискамеханизма, производящего притяжение, а также несмотря на отрицание физи414415См.
Koyré A. La physique et la métaphysique chez Newton… Leçon 1. P. 4.Койре А. Гипотеза и эксперимент у Ньютона… С. 193.181ческой реальности действия на расстоянии, Ньютон тем не менее считал притяжение реальной – трансфизической – силой, на которой основана «математическая сила» его конструкции»416. Еще более ярким знаком реализма Ньютонаявляется его представления об абсолютном пространстве, которое совершенногипотетично и ненаблюдаемо, которое обладает необъяснимой природой и выступает как проводник божественного присутствия в мире, но тем не менее играет ключевую роль в ньютоновской физике.Кроме этого, Койре подчеркивает, что физика Ньютона вовсе не свободна отвнеэмпирических положений, как может показаться позитивистски настроенному читателю.
Примером этому, по мнению Койре, служит знаменитое введение к третьей части ньютоновских Начал, озаглавленное Regulae philosophandi,«правила философствования». В нем Ньютон излагает серию правил, которыележат в основе его исследований физического мира. Их можно было бы назватьметодологическими, поскольку в них формулируются некоторые принципы,позволяющие делать выводы из опытов и наблюдений. Но это методологическое руководство подразумевает определенное устройство мира, которое лежитв основе экспериментального подхода и позволяет делать умозаключения обобщих свойствах тел и явлений на основании ограниченного ряда наблюденийи опытов. И эти правила, как отмечает Койре, сами не основаны на опыте.Первое правило, сформулированное Ньютоном, гласит, что «не должно принимать в природе иных причин сверх тех, которые истинны и достаточны дляобъяснения явлений»417.
С одной стороны, в этой формулировке нет прямогоутверждения ни о внутренней структуре мира, ни о сути тех причин, что стоятза явлениями. Оно может быть высказано и реалистом, считающим, что за многообразием чувственного мира скрывается невидимая структура, которая обладает особой реальностью, и номиналистом, для которого наука – это лишь способ упорядочить мир явлений, в котором каждый элемент обладает416Койре А. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий // А.
Койре.Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 23.417Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 2008. С.182свойственной лишь ему индивидуальностью. Но для Ньютона это правило служит выражением принципа простоты природы, согласно которому «было бынапрасным совершать многим то, что может быть сделано меньшим»418. Заметим – «совершать», а не «упорядочивать в мысли».Следующее правило уточняет, что в натуральной философии «должно приписывать те же причины проявлениям природы того же рода»419.
Именно этосоображение позволяет уменьшить число предполагаемых причин: если телападают, будь это на экваторе или на полюсе, логично будет предположить, чтопричина падения тел одна и та же. Здесь, помимо простого соответствия здравому смыслу, утверждается принцип единообразия природы. Койре отмечает,что данное правило предполагает также, что причины, о которых идет речь –это причины математические. В ином случае – если речь идет о реальных физических причинах, действующих в реальных физических условиях, – пришлосьбы согласиться с схоластиками, по мнению которых одна и та же причина может привести к различным следствиям, если этому сопутствуют различные обстоятельства (так огонь может растопить воск, но сжечь дерево)420.Следующие два правила определяют возможность и границы индуктивногоумозаключения. В первом из них говорится, что «такие свойства тел, которыене могут быть ни усиляемы, ни ослабляемы, и которые оказываются присущими всем телам, над которыми возможно производить испытания, должны бытьпочитаемы за свойства всех тел вообще»421.
С одной стороны, отмечает Койре,в этом тексте явно присутствует отсылка к опыту: обобщению подвергаются некакие-то абстрактные качества, а те, которые реально наблюдаются. Ньютон непытается вывести сущностные свойства материи из умозрительных соображений, как это делал Декарт. Но если Декарт признавал неотъемлемыми свойствами материи лишь протяженность и подвижность, то Ньютон предлагает более418Там же.Там же.420Koyré A.
La physique et la métaphysique chez Newton… Leçon 1. P. 10.421Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 2008. С.419183широкий список: для него материя обладает протяженностью, твердостью, непроницаемостью, подвижностью и инерцией. Койре замечает: «Неважно, чтоНьютон говорит нам, что это делается на основании опыта, поскольку несомненно, что невозможно в опыте обнаружить те качества тел, что не могут бытьни усиляемы, ни ослабляемы»422. Точнее будет сказать, что невозможно на основании одного лишь опыта быть уверенными, что те качества, которые свойственны известным нам телам, присущи всем телам без исключения.
По мнению Койре, лишь необходимость обосновать корпускулярную модель строениявещества подталкивает Ньютона к выбору тех качеств, которые он приписываетфизическим телам. Декарт не нуждается в том, чтобы материя была твердой:для него она пластична и бесконечно делима. А Ньютону требуется, чтобы последние элементы материи были абсолютно тверды, непроницаемы и неделимы. И эта онтология, хоть и не заложена напрямую в методологическом принципе, провозглашаемом Ньютоном, тем не менее находит свое отражение вконечном результате.Таким образом, Ньютон, по мнению Койре, далек от того, чтобы строитьсвои теории на основе лишь экспериментальных данных, как этого хотели быпозитивисты: знание, имеющее универсальную значимость, добывается из эксперимента при помощи некоторых методологических правил и онтологическихпредпосылок, которые предшествуют научному опыту и делают экспериментальную науку возможной.III.4.2 Ньютоновский синтезВопрос о том, какой идеал научного исследования воплощается в трудахНьютона – это вопрос не праздный.
Важность его определяется тем особым местом, которое занимает Ньютон не только в истории науки, но и в истории новоевропейского мышления как такового. Фактически, еще до того, как Кун ввелв оборот концепцию «парадигмы», Койре признает ньютоновскую модель на422Koyré A. La physique et la métaphysique chez Newton… Leçon 1. P. 10.184учного исследования задающей тон и направление дальнейшему развитиюклассического естествознания, т.е.
по сути своей парадигмальной. ПоэтомуКойре очень важно показать, что ньютоновская физика не создавалась в отрывеот философских дискуссий, что теоретическим, концептуальным предпосылкамкосмологического, теологического и онтологического характера в ней отводится достаточно значительное место. Что не экспериментальный метод, а теоретические представления о природе мира, материи и движения составляют основное содержание ньютоновского наследия.Работу по созданию целостной физической теории, способной объяснить механические явления и дать обоснование космологическим гипотезам, Койре называет «ньютоновским синтезом».
Создание это «синтеза» – заслуга не толькоНьютона, это длительный процесс, начавшийся уже со времен Кеплера и Галилея423, в котором ньютоновская теория стала кульминацией и завершением: «…на базе галилеевской физики и ее картезианской интерпретации выстраиваетсянаука, которую мы знаем… выстраивается значительный и обширный синтезXVII века, который был завершен Ньютоном»424. Смысл этого синтеза заключается в соединении разнородных философских традиций и концепций, которыеобразуют совместно новый теоретических каркас и новую онтологию материального мира, которая кладется в основу физической теории и делает многиефизические положения (такие как закон инерции) простыми, естественными иочевидными.Согласно традиционной интерпретации «ньютоновского синтеза», в работахНьютона галилеево-картезианский математизм соединяется с эмпиризмом английской традиции, происходящему от Фрэнсиса Бэкона.
Койре не отрицает, чтов современной науке практическому взаимодействию с объектом исследования423См. Koyré A. Orientation et projets de recherches // A. Koyré. Etudes d’histoire de la penséescientifique. Paris, 1966. P. 3.424Koyré A. Apport scientifique de la Renaissance // A. Koyré. Цит. изд. P. 47. Примечательноиспользование в этом отрывке термина «синтез». Мы полагаем, что подобный терминологический узус был принят Койре не без влияния идей Анри Берра об историческом синтезе.185придается особое значение, что многие важные открытия были сделаны опытным путем.