Диссертация (1137636), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Даже изучая самые странные и непонятные для современного человека типы мысли, как,например, духовные и научные установки Парацельса, Койре подчеркивал, чтоон не признает «ни множественности форм мышления, ни эволюции логики»107.105Там же. P. 467.Там же.107Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994. С.122.
Прим. 7.10652Историческая изменчивость затрагивает иные уровни мышления – начиная сонтологических принципов и постулатов, каким является унаследованный намиот Аристотеля принцип индивидуации вещи в пространстве и времени, заканчивая системой ценностных установок и содержанием общепринятого и разделяемого всеми знания о мире и о человеке108.Мы видим, что Койре в споре об исторической неизменности структур мышления занимает промежуточную компромиссную позицию, оставаясь, тем неменее, верен основному тезису Эмиля Мейерсона о неизменности основныхпринципов человеческого мышления. Таким образом, мы может утверждать,что Койре не только на словах был последователем Э.
Мейерсона, но что егоэпистемологические концепции несут на себе отпечаток идей Мейерсона.I.1.5 Койре историк наукиОстановимся теперь кратно на основных этапах деятельности Койре как историка науки. Как мы уже говорили, его историко-научные исследования былиначаты в конце 20-ых годов. Этот первый этап исследований Койре, в ходе которого он изучал зарождение гелиоцентрической астрономии и истоки классической физики, завершился перед Второй Мировой войной публикацией 3 томов Исследований о Галилее109. Этот труд, являясь первым в ряду его работ поистории науки, остается по-видимому одним из самых важных, так как в немуже содержатся все основные тезисы, характеризующие позднейшую историконаучную деятельность Койре. В первую очередь, это утверждение о том, чтонаучная теория более фундаментальна, чем эксперимент, поскольку наука рождается не только из более тщательного наблюдения и классификации данных,но из изменения точки зрения на вещи. А также тезис о том, что современная108Об этом см.
также его рецензию на немецкое издание книги Люсьена Леви-Брюля Душапримитивных: Koyré A. Compte rendu de Lucien Lévy-Bruhl Die Seele der Primitiven // DeutscheLiteraturzeitung. 1930. V. 48. P. 2294–3000.109Koyré A. Etudes Galiléennes. 3 vol. Paris, 1939. Эта работа была выпущена единым изданием в 1966 году. Мы пользуемся ее перепечаткой 2001 года.53наука в своем зарождении нуждается прежде всего в новой онтологии, в новомспособе восприятия пространства, движения и всей Вселенной.Занятия Галилеем сблизили Койре с другими учеными, изучавшими историюнауки, особенно с группой, объединившейся вокруг отделения истории наукиЦентра синтеза Анри Берра и Института истории науки и техники АбеляРея110.
Это были центры, где формировалась новая научная дисциплина – общаяистория науки – претендовавшая на изучение истории научной мысли как таковой, во всей ее полноте, не ограничиваясь только неизбежно частным изучением рождения и развития отдельных наук. Во Франции исследования в этом направлении формировались постепенно уже два или три десятилетия и былиизначально связаны с именами Пьера Дюэма и Поля Таннери. Пьетро Редондиподчеркивает, что история науки, хотя и была относительно новой научнойдисциплиной, с первой половины XX века уже имела во Франции все атрибутыпрофессиональной зрелости: учебные кафедры, исследовательские институты,специализированные журналы111.
Среди ученых, работавших в этой области,кроме уже упомянутых Мейерсона и Абеля Рея, Брюнсвика и Бутру, следуеттакже назвать Элену Мецже, Люсьена Февра, Альдо Мьели и приехавшего вПариж несколько позже Гастона Башляра. Вместе с ними Койре стал одной изглавных фигур того течения мысли, которое потом станет известно под именемфранцузской исторической эпистемологии.Вторая Мировая война нарушила привычный ход научной и преподавательской работы. В 1940 году Койре вынужден практически бежать из оккупированной Франции. Он направляется на восток и, проехав через Дамаск и Бейрут,снова проводит несколько месяцев в Каире112. После долгого морского путеше110111Подробнее о них см. Chimisso C.
Writing the History of the Mind. Aldershot, 2008.Redondi P. Preface // Redondi P. (éd.). Alexandre Koyré. De la mystique à la science… P. IX –X.112Redondi P. (éd.). Alexandre Koyré. De la mystique à la science… P. 59: «В октябре 1940 годаКойре, чтобы покинуть Францию, получает направление в Университет Дамаска. По прибытии в Бейрут он едет в Каир, где вступает в Египетский национальный комитет СвободнойФранции. После каирского визита генерала де Голля, в июле 1941 года Койре отправляется в54ствия через Гавайи и Сан Франциско Койре и его жена Дора добираются в 1941году до Нью-Йорка.
Там при непосредственном участии Койре организуетсяфранцузское образовательное учреждение Свободная Школа Высших Исследований, объединяющая многих франкоязычных ученых и преподавателей, бежавших из Европы113. Койре читает курсы по истории философии114, активноучаствует в руководстве Школы и в издании ее научного журнала Ренессанс, атакже пишет множество рецензий и статей на актуальные политические темы115. Кроме этого, он завязывает контакты с американскими историками науки, что послужило основой для будущего послевоенного сотрудничества с американскими университетами и научными центрами.Сразу после освобождения Парижа Койре возвращается во Францию и возобновляет преподавание истории религиозной мысли в EPHE.
Однако большевсего его интересует история возникновения современной науки в XVI-XVIIвеках. Его исторические исследования находят широкое признание: начиная сконца 40-х годов и вплоть до своей смерти в 1964 году Койре публикует множество статей в специализированных журналах и тематических сборниках116,регулярно участвует в коллоквиумах и конгрессах историков науки. Среди наиболее значительных публикации Койре послевоенного периода – исследованиеСоединенные Штаты ... в качестве ассоциированного профессора Новой Школы СоциальныхИсследований (New School for Social Research). Оставив позади Индию и Тихий океан, сопровождаемый женой, он впервые вступает на американскую землю в Сан-Франциско, и затем прибывает в Нью-Йорк».113Среди них были Маритен, Леви-Стросс, Гурвич, Миркин-Гецевич, Виньо, Валь, Якобсони многие другие. Касательно истории основания Школы и роли, которую играл в этом Койре, см.
Zambelli P. Filosofia e politica nell'esilio: Alexandre Koyré, Jacques Maritain e l'EcoleLibre a New York (1941 – 1945) // Giornale critico della filosofia italiana. 1998. № P. 73 – 112.114О некоторых из них сообщает Редонди. Например: «Век разума: от Бэкона да Вольтера»(1943 – 44), «Основные проблемы метафизики» (1944 – 45) и др. В парижском архиве Койренаходится некоторая часть неопубликованных рукописей к этим курсам.115Наиболее значительные из «политических» текстов: «Пятая колонна» (Renaissance.
Vol. II– III. 1944-45. P. 136 – 153); «Размышления о лжи» (Renaissance. Vol. I. 1943. P. 95 – 111); «ДеГолль» (Social research. Vol. IX. 1942. P. 530 – 541); рецензии на книгу H. Rosinski, TheGerman Army (Renaissance. Vol. II – III. 1944-45. P. 520 – 528), на книгу G. Ferrero, Pouvoir(Renaissance. Vol. I. 1943. P. 659 – 666) и др.116В 1947 году во Франции начинает выходить Revue d’histoire des sciences, c которым Койреактивно сотрудничает. В Соединенных Штатах он печатается прежде всего в журнале истории науки Isis.55процесса изучения свободного падения в XVII веке (A documentary history of theproblem of fall from Kepler to Newton, 1955), обзор истории революции в астрономии от Коперника до Борелли (La révolution astronomique: Copernic, Kepler,Borelli, 1961), серия работ, посвященных Ньютону, объединенных позднее всборник Newtonian Studies (1965), но главным образом книга От замкнутогомира к бесконечной Вселенной (1957), которая принесла ему международную имеждисциплинарную славу117.Его заслуги получают и институциональное признание.
В 1954 году, помимокафедры истории новоевропейских религиозных течений в V секции Высшейпрактической школы, он получает должность директора исследований по кафедре истории науки в рамках новообразованной VI секции экономических исоциальных исследований118. В 1955 году Койре избирается непременным секретарем Международной академии истории науки119. Он был также генеральным секретарем Международного института философии в Париже, членомАмериканской академии наук и искусств, президентом французской группы историков науки, директором Секции истории науки Международного центрасинтеза120. В 1958 году он основывает и возглавляет парижский Центр исследований истории науки и техники, ныне носящий его имя (Centre AlexandreKoyré).
В 1951 году за свои научные достижения он получил приз Бину117Прочие его статьи и доклады были позднее собраны в одном томе: Koyré A. Etudesd’histoire de la pensée scientifique. Paris, 1966. Существует аналогичный сборник текстов, касающихся главным образом истории философии: Koyré A. Etudes d’histoire de la penséephilosophique.
Paris, 1961.118В 1975 году это подразделение EPHE было преобразовано в Высшую школу социальныхисследований (EHESS), на базе которой существует в настоящее время Центр АлександраКойре.119Эта Академия, задуманная Альдо Мьели, была образована во время VI Конгресса исторических наук в Осло осенью 1928 года. Вскоре она превратилась в признанное международноесообщество историков науки. К сожалению, до конца жизни основатель Академии АльдоМьели испытывал сильнейшую неприязнь к Койре (он считал, что его работы очерняют образ великого Галилея), поэтому Койре был избран членом Академии только после смертиМьели, в 1950 году.