Диссертация (1136807), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Согласно социологу, телопредстает важным фактором включения в социальное взаимодействие иформирование социальной идентичности: «для индивида чрезвычайно важно,что именно его внешность постоянно сообщает о его социальнойидентичности всем, с кем он пересекается».139 Телесные проявленияиндивида, от внешнего вида до жестикуляции, являются основой длявыстраивания коммуникации с ним со стороны других участниковинтеракции, служат базисом для формирования впечатления окружающих,как о его статусной принадлежности, так и о его «нормальности»,способности определять ситуацию и свое место в ней. Во-первых, манерывести себя определенным образом, жесты и телодвижения являютсянеотъемлемой частью социального стиля, демонстрирующего окружающимопределенную статусную позицию.140 Через манеру вести себя индивидысоздают образ своего Я, предназначенный в первую очередь для других, но,тем не менее, придающий индивидам уверенность в собственной значимости138Shilling C.
The Body and Social Theory. Second Edition. London: SAGE Publications Ltd, 2003. P.174.Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Главы 3-6. / Перевод М.Добряковой//Социологическийфорум,2001[Эл.ресурс]Режимдоступа:ecsocman.hse.ru/data/425/175/1218/goffman_final.doc (дата обращения 31.03.2014) C. 30.140Гофман Э. Символы классового статуса / Перевод В.
Николаева // Логос, 2003. 4-5 (39). С.49.33139и ценности.141Во-вторых, внешность индивида (его одежда, прическа,макияж) представляет собой некую экипировку идентичности («identity kit»),в то время как её лишение в ряде санкционирующих институтов (таких кактюрьма,психиатрическаялечебница,армияидр.)приводятксимволическому «осквернению» самости индивида и страху перед угрозойцелостности собственной идентичности.142Итак, внешность выступает как один из факторов категоризации,осуществляемой людьми по отношению друг к другу, а нарушениецелостностителаителесныедефектымогутстатьосновойдлястигматизации индивидов, т.е.
их определения в качестве постыдного(«discredited»). Стремясь выставить себя в лучшем свете и избежатьстигматизации, индивид может прибегать не только к сознательномууправлению собственной телесностью – жестами, выражением эмоций налице, но и осуществлять различные манипуляции со своим телом,преобразовывать его путем обращения к пластической хирургии, занятиямспортом, диетам и другим средствам.143 Внешность и телесное поведениеслужат для оценки «благонадежности» индивида.
Те, чей внешний вид иповедениевсилуразличныхпричиннесоответствуютпринятымконвенциям, могут быть подвергнуты стигматизации, а в некоторых случаяхи заключению, в частности, в клиники, которые, ограничивая телесностьпациентовилишаяихстандартногонабораинструментовдлявоспроизводства идентичности на уровне тела (одежды, косметики и т.п.),препятствуютвосстановлениюсоответствиямеждудвумяаспектамисоциальной идентичности – виртуальным (то, какие характеристики141Гофман Э.
Природа почтительности и умения вести себя. //Ритуал взаимодействия. Очерки поведениялицом к лицу / Перевод с англ. С.С. Степанова и Л.В. Трубицыной. М.: Смысл. 2009. С.99.142Goffman E. On the Characteristics of Total Institutions //Asylums: Essays on the Social Situation of MentalPatients and Other Inmates. New Brunswick: Aldine Transaction. 2007. P.16-28.143Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Главы 3-6 / Перевод М.Добряковой//Социологическийфорум,2001[Эл.ресурс]Режимдоступа:ecsocman.hse.ru/data/425/175/1218/goffman_final.doc (дата обращения 31.03.2014) C. 8.34приписываются индивиду) и истинным (черты, которыми человек обладает вдействительности).144Таким образом, внешность значима для индивида с точки зрения егосоциальной идентичности и восприятия другими людьми в процессевзаимодействия.
При этом индивиды корректируют телесность с цельювыставить себя в лучшем свете, подтвердить или опровергнуть своюпринадлежность к тому или иному социальному слою. Вещная и предметнаясреда обладает высокой значимостью для огранки идентичности.145 Однакотеоретики высокого модерна отметили, что в современных обществахчастота обращения к разнообразным средствам преобразования телесностипостепенно увеличивается. Значимость тела для представления себя выходитза рамки микропорядка взаимодействия и постулируется современнойпотребительской культурой. Именно на современном этапе социальногоразвития наука сделала доступной способы радикального преобразования итрансформации телесности (вплоть до смены пола).
К тому же, обществапозднего модерна отличаются сосуществованием различных телесныхканонов, в отличие от традиционных обществ и племен, в которыхмодификации тела унифицированы в рамках одного сообщества и статуснойструктуры и служат способом символической классификации в рамках тогоили иного миропонимания и космологии.Почему же телесность и ее изменение представляют собой важнуючасть жизни индивидов в современном мире? Среди ключевых факторовсоциологи называют такие явления общества высокого модерна какпроцессыиндивидуализации,увеличениерисковврезультатеиндустриального и технологического развития, секуляризация и исключениеприродных и космических процессов из жизни современного горожанина.Так, процессы индивидуализации, приводят к постепенной трансформации144Гофман И.
Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Главы 3-6 / Перевод М.Добряковой//Социологическийфорум,2001[Эл.ресурс]Режимдоступа:ecsocman.hse.ru/data/425/175/1218/goffman_final.doc (дата обращения 31.03.2014). C.2.145Иконникова Н.К. Человек в мире вещей: проблема присвоения вещной среды // Вопросы социальнойтеории. 2010. Т.
IV. С.346.35традиционных социальных форм (гендерных ролей, класса, социальногостатуса, семьи и др.) и новым реалиям, требующим от индивидоврасширения горизонтов планирования и выстраивания жизненных стратегий(к их числу относятся пенсионные законодательства, образовательныегранты, страхование жизни и др.). Всё это способствует смене «нормальной»биографии на избирательную, «сделай-сам-биографию» («do-it-yourselfbiography»),146 в результате чего перед индивидом открывается перспективарефлексивного самонаблюдения, самораскрытия и изобретения себя.147 Ипоскольку телесность, как мы уже отметили, является важной частьюсоциальной идентичности человека, управление внешним видом становитсяэлементомпостроениябиографииисамоопределенияпередлицомразличных сценариев жизненного пути.Современная озабоченность контролем над собственной жизненнойстратегией,самостьюителомвыступаетрезультатомразрушениятрадиционных ритуалов перехода («rites de passage»), которые четкоразделяли фазы жизни, рождения и смерти как элементы природного,космического порядка, в то время как страх бессмысленности собственногобытия возник в результате процессов секуляризации и деморализациисоциальной жизни.148 В такой ситуации фокус индивидуального вниманияперемещается на выбор стиля жизни и, соответственно, телесности какнеотъемлемой части этого решения и последнего материала, которыйпредлагает иллюзию контроля ситуации.149 В обществе высокого модерна«тело представляет собой метафору; это природа в тех пределах, которыемогут быть приспособлены и трансформированы в соответствии с осознанновыбранными нами дизайнами».150146Beck U., Beck-Gernsheim E.
Individualization: Institutionalized Individualism and its Social and PoliticalConsequences. London: SAGE Publications Ltd.2002. P.3147Ibid. P.18-19.148Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge: Polity Press 1991. P.201.149Shilling C. The Body and Social Theory. Second Edition. London: SAGE Publications Ltd, 2003. P.188150Crawford R. Cultural Influences on Prevention and the Emergence of a New Health Consciousness // TakingCare: Understanding and Encouraging Self-Protective Behavior / ed. by N.D. Weinstein. Cambridge: CambridgeUniversity Press.
1987. P.106. В своих работах Роберт Кроуфорд предлагает концепцию «нового пониманияздоровья» («new health consciousness») для обозначения появления в публичном дискурсе западных стран36ПовыражениюЭнтониГидденса,телопредставляетсобойнеотъемлемую часть рефлексивного проекта самости – изобретения себя, в товремя как самоидентичность индивида в настоящее время выступаетрефлексивнымдостижением,результатомопределеннойжизненнойстратегии и политики.151 Под влиянием социальных трансформаций высокогомодерна, физиологическая заданность телесности стирается, уступая местосознательной работе над телом и его преобразованию: «тело, как и самость,становятсяобластьювзаимодействия,приведениявсоответствие(appropriation), переопределения (reappropriation), связывающей рефлексивноорганизованные процессы и систематически упорядоченное экспертноезнание».152 В результате тело и идентичность индивида подвергаютсявзаимообусловленной корректировке в соответствии с тем или иным стилемжизни, культивацией того или иного телесного режима как сознательноговыбора.153 Широкое распространение диет, публикаций по здоровомупитанию, рост обращений к пластической хирургии и включений врегулярныефизическиетренировкивтакомслучаеиллюстрируютвозрастающую значимость тела для индивида и его идентичности,изобретения себя и сознательного построения биографии в развитых странах.Вусловияхмножественных рисков инеопределенностителесностьстановится, с одной стороны, последним «сырым материалом», находящимсяво власти человека, с другой, «последним прибежищем» для построенияидентичности.154 При этом проектный подход к телесности исходит изпредставления о последней как о пластичном материале: «тело есть всеголишь сумма параметров и функциональных способностей, которые можноакцента на значимости самосохранительного поведения и переносе ответственности за здоровье синститутов здравоохранения на индивида.
Становление обществ высокого модерна и проектного подхода ктелесности, укорененного, по мнению социолога, в протестантской этике дисциплины и самоконтроля,является одним из факторов появления нового понимания здоровья, помимо экономических и политическихфакторов. Для обозначения тенденции к морализации здорового образа жизни и негативной оценкедействий тех, кто не соответствует навязываемому образу здорового гражданина, Кроуфорд предлагаетиспользовать термин «хелсизм».151Giddens A. Modernity and Self-Identity.
Cambridge: Polity Press 1991. P.215.152Ibid. P.218153Ibid. P.7.154Shilling C. The Body and Social Theory. Second Edition. London: SAGE Publications Ltd, 2003. P. 15837настраивать, использовать в определенном режиме, а затем подвергатьрегулярному тестированию и доработке».155Итак, для многих индивидов в развитых странах тело становитсяпроектом,подразумевающим,чтовнешнийвид,формаиразмерпредставляются открытыми для сознательного преобразования, и в то жевремя сообщают окружающим об идентичности человека. Как отмечаетШиллинг, ярким примером проектного подхода к телесности являетсяозабоченностьздоровымобразомжизни.Негативныепоследствияиндустриализации порождают глобальные риски для здоровья, в то время какоснованная на них социальная политика и реклама в развитых странахувещевают индивидов взять ответственность за собственное здоровье путемвключения в различные практики заботы о теле.156 По мнению Михеля,данные тенденции означают беспрецедентное расширение медицинскогоконтроля в современной западной культуре.157Тем не менее, распространившийся в развитых странах проектныйподход к телу оказывается под сомнением.