Диссертация (1136807), страница 10
Текст из файла (страница 10)
В основе этого процесса — развитие техниктела и движений человека, именно благодаря им процесс стал возможен,169Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / пер. с фр. А.Б.Гофмана. М.:КДУ, 2011. С.304.170Там же. С.308.171Там же. С.311.42благодаря им он никогда не завершается».172 Помимо указания насоциальнуюприродуклассификацию,техниктела,фиксировавшуюМоссгендерныеразработалиивозрастныепервуюразличия,эффективность и способы передачи техник, а также техники, которыесопровождают индивида в различные периоды его жизни (см.
таблицу 1).Так, например, среди гендерных различий в использовании тела социологвыделял способы сжатия кулака – фемининный большим пальцем внутрь имаскулинный большим пальцем наружу. Позднее Айрис Мэрион Янгобратилась к выражению «бросать как девчонка» с целью подробноразобрать, действительно ли существуют некие различия между способамиброска у мужчин и женщин. Как отмечает американская исследовательница,мужчины, совершая бросок, используют все свое тело, в то время какженщины остаются относительно неподвижными, используя лишь руку.Объясняя эти различия, Янг отсылает к специфике социализации мальчикови девочек и утверждает, что именно в результате воспитания девочкам нехватает веры в собственное тело, способность выполнить цель, а также болеевыраженный страх пораниться.173С одной стороны, в концепции техник тела Мосса прослеживаетсявлияние дюркгеймианской традиции в отношении взаимосвязи социальногои индивидуального.
С другой стороны, французский социолог и социальныйантрополог значительно расширяет дюркгеймианский подход к человеку какксуществу«двойственному»индивидуальноеисоциальное,duplex»)174,(«homoипостулируетсочетающему«тройственность»человеческого существования.175 В концепции техник тела социальные фактыпредстаюттеснопсихологическими:172взаимосвязаннымибудучисфактамисоциальнымибиологическимифактами,техникиителаКруткин В.Л. Техники тела и движения человека // Журнал социологии и социальной антропологии, 2014.№2(73).
С.178173Young I. M. Female Body Experience: “Throwing Like a Girl” and Other Essays. Oxford and New York: OxfordUniversity Press. 2005. P.33-34.174Дюркгейм Э. Дуализм человеческой природы и его социальные условия // Социологическое обозрение.2013. №2 (12). С.143.175Гофман А.Б. Социальная антропология Марселя Мосса // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды посоциальной антропологии / пер. с фр. А.Б.Гофмана. М.: КДУ, 2011.
С.16.43неотъемлемо включают в себя как биологический компонент в качествепредварительного условия, так и психологические состояния, связанные стелесно воплощенным знанием и пониманием. При этом, техники можнорассматриватьикак«коллективныепредставления»,практико-ориентированные и воплощенные знания и навыки.176Тем не менее, в теории Мосса внимание уделяется главным образомструктурным и культурным факторам, влияющим на способы использованиятела, в то время как активная позиция индивида по отношению к освоениютехник и их рефлексивному отбору не является главным предметом анализа.Как отмечает британский социолог Ник Кроссли, социальный характертехник тела для Мосса заключается в их групповой специфичности, в товремя как не менее важно проследить и то, каким образом исполнениеопределенных техник корректируется индивидом в соответствии с той илиинойсоциальнойситуацией.177Помимоэтого,Моссподробнонеостанавливается на каналах передачи, а также на опыте научения и освоениятехник.178Основываясьнафеноменологическомподходеинаследиифранцузского философа Мориса Мерло-Понти, Кроссли предлагает понятие«рефлексивные техники тела» для описания таких техник, «чье главноеназначение состоит в обратной работе над телом, с целью его модификации,ухода (maintain) и тематизации в определенном ключе».179 В отличие отконцепции Мосса, подчеркивающей объектность тела, данный подходстремится к объяснению телесных практик, принимая во вниманиевоспринимающегосубъекта,переживающеготелокаксвое180и,следовательно, подвергающего его изменениям в соответствии с чувством176Crossley N.
Mapping reflexive body techniques: On body modification and maintenance // Body & Society. 2005.11(1). P.8.177Crossley N. Reflexive embodiment in contemporary society. Berkshire: Open University Press. 2006. P.104.178Shilling C. Sociology and the body: Classical traditions and new agendas // Embodying Sociology.
Retrospect,Progress and Prospects / ed. by C. Shilling. Oxford: Blackwell, 2007.P.13.179Crossley N. Mapping reflexive body techniques: On body modification and maintenance // Body & Society. 2005.11(1). P .9.180Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.
Л. Фокина. СПб.:Ювента; Наука, 1999. C.135.44самости. Понятие «рефлексивных техник тела» отчасти перекликается спонятием «телесной работы», предложенной Лоик Ваканом применительнок изучению становления боксеров, для обозначения «напряженной и тонкоупорядоченной манипуляции организмом» с целью запечатлеть в телеснойсхеме определенный набор движений, позиций, эмоциональных состоянийдля достижения успеха в бою.181Концепция Кроссли является ответом на социальные изменения ивсплеск сознательных обращений индивидов в развитых странах к способампреобразования внешности – пластической хирургии, косметическимпроцедурам, татуированию, шрамированию и т.д. Социолог отмечает, чтопонятие рефлексивных техник тела подходит как для описания способовиспользования тела (техник, исполняемых им самим), так и техник вотношении тела – его преобразования в соответствии с тем или инымканоном.182 Среди достоинств этой концепции – фокус на телесновоплощенныхкомпетенцияхиусилиях,предпринимаемыхдляпреобразования внешности.
Помимо этого, данная теория не сводит техникик механическому поведению, принимая во внимание осознанность действий.Более того, она является удобной для операционализации и проведения каккачественных, так и количественных эмпирических исследований на основеразработанных типов техник.183 Однако данный подход, на наш взгляд,сфокусирован в первую очередь на способах работы над телом, в то времякак степень собственно рефлексивности включения в телесные практикиотходит на второй план. Это представляет проблему для оценкисознательности обращений к самым разнообразным методам преобразованиятела, тем более что многие из них (такие как татуирование) являютсянеотъемлемой частью групповой принадлежности и могут практиковаться врезультате социального давления. Таким образом, использование данного181Вакан Л. Бойцы за работой: телесный капитал и телесный труд профессиональных боксеров // Логос,2013.
№5(95). С.74.182Crossley N. Mapping reflexive body techniques: On body modification and maintenance // Body & Society. 2005.11(1). P.10.183Ibid. P.11.45понятия в меньшей степени продуктивно для оценки собственно мотивовработы над телом.Тем не менее, Кроссли предлагает всесторонне разработаннуюклассификацию техник, которая включает в себя такие основания, какколичество вовлеченных агентов, регулярность воспроизводства техник,отношение к другим техникам тела, символическое значение (см. таблицу 1).Наибольшийинтересдляпоследующегоанализапредставляетклассификация по уровню распространенности в обществе.
Основываясь нанерепрезентативном опросе и кластерном анализе для иллюстрацииконцепции, социолог выделяет три группы техник. «Ядро» («core zone») всехтехник составляютв статистическом смысле «нормальные» телесныепрактики – распространенные у большей части общества. Они являютсянеотъемлемым компонентом конструирования самости, однако в то же времяи непроблематизируемым элементом повседневности (в частности, к нимотносятся различные гигиенические процедуры и манеры вести себя) ивходят в состав базовых социальных ожиданий. Следовательно, принесоблюденииэтихпреимущественнопрактик,связанныесвозможнысоциальныенеформальныминормамисанкции,группы.184Исторически, виды такого рода телесных практик варьировались, а одним изключевых факторов влияния на их трансформацию выступало развитиеиндустрии гигиены, медицинского знания и различных профессиональныхкультур.
Довольно много ярких примеров подобных непроблематизируемыхтехник и их исторических трансформаций мы можем найти в области манервести себя. Например, Норберт Элиас проследил изменение социальныхнорм публичного сплевывания от обычая плевать под стол в феодальныхобществах,черезмонархических,киспользованиеспециальнойудерживаниюслюноотделенияплевательницыввсовременныхпарламентарных социумах. Это привело социолога к мысли о том, что184Crossley N. Reflexive embodiment in contemporary society.
Berkshire: Open University Press. 2006. P. 124.46сплевывание является не биологической потребностью, а социальнойтрадицией.185За «ядром» следует «промежуточная» зона, техники которойфиксируют ключевые категориальные деления в обществе, главным образом,гендерные и классовые различия. С одной стороны, техники данной зоны вбольшей степени отражают внутригрупповые нормы, существующие врамках одного общества, с другой стороны, они включают в себя и большуюстепень рефлексивности – пространства для личного выбора, например, вотношении бритья и украшения тела.186 К этому типу техник можно отнестии характерные способы обращения с телом в различных профессиональныхкультурах.