Диссертация (1136625), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Передприменением парадоксальной интенции пациенту показывают, что его страхне соответствует реальности. Но даже несмотря на то, что страх неадекватен,с ним невозможно справиться усилием воли. Парадоксальная интенциянаправлена на то, чтобы разорвать порочный круг страха ожидания. Дляэтого пациента, парадоксальным образом, побуждают искренне пожелатьвозникновения именно того, чего он боится.
И «если подвести пациента ктому, чтобы он прекратил избегать проявления симптомов, не пыталсяпобороть их и даже старался усилить их, то симптомы исчезают и более непреследуют его» [Франкл, 2000а, с. 141].91Посредствомпарадоксальнойинтенциипациентобъективируетпредмет своего страха и самостоятельно пытается управлять страхоможидания. Намеренное желание симптома и страх его возникновения припарадоксальной интенции обыгрываются в юмористической манере. Этоусиливает самодистанцирование и дезавуирует значимость симптома.Парадоксальная интенция, с одной стороны, имеет цель мобилизацииспособности пациента как духовной личности к самодистанцированию. Сдругой стороны, она основывается на тезисе М. Шелера о том, что чувства(или телесные симптомы) не могут быть произведены намеренно: для того,чтобы возникло то или иное чувство, необходим его интенциональныйреферент – предметное содержание, вызывающее это чувство (или, в случаетелесного симптома, реальное нарушение телесного субстрата).
А если такоесодержание отсутствует, то и чувство не возникает. В свою очередьпреднамеренноестремлениеккакому-либочувствупрепятствуетвозникновению этого чувства.Парадоксальная интенция и дерефлексия не исключают друг друга, онимогут применяться для решения одной и той же проблемы. В то время какпарадоксальная интенция используется на несколько секунд, когда страх илинавязчивость подступают и делают парадоксальную интенцию необходимой,дерефлексия может осуществляться в течение длительного времени, так как вней речь идет об обращении к делу или к партнеру, то есть о направленностина конкретный смысл личного существования.
Дерефлексия также можетвыступать условием для применения парадоксальной интенции: человектолько тогда будет готов противостоять симптомам, когда знает смысл этихсвоих усилий.Особая сфера применения логотерапии – помощь пациенту в том,чтобы он смог справиться со страданием, которого нельзя избежать. В.Франкл называл эту сферу деятельности логотерапевта «медицинскимслужением». Оно имеет целью помощь человеку в принятии страдания и вукреплении способности это страдание выдержать благодаря нахождению в92нем смысла.
Медицинское служение бывает особенно необходимым вслучаях, когда человек страдает от неизлечимого заболевания, необратимойпотериОтношение к страданию представляет собой часть жизненнойфилософии человека. «Многие люди, – пишет В. Франкл, – впадают вотчаяние из-за того, что они не готовы к страданиям, – а к страданиям они неготовы потому, что в нашем обществе царит культ работоспособности испособности наслаждаться жизнью» [Франкл, 2009, с. 77].
Логотерапевтпомогает пациенту осознать и принять тот факт, что страдание –неотъемлемая часть жизни, что человек не может прожить на земле, нестрадая. Затем терапевт направляет пациента на поиск смысла, который могбы быть найден в его страдании. «В любой болезни есть свой “смысл”, нотолько подлинный смысл болезни таится не в самом факте заболевания,который пытаются истолковать психосоматики, а в том, как человекпереносит болезнь. Болезнь обретает смысл лишь благодаря тому, что самстрадалец, homo patience, принимая свою судьбу как данность, раскрываетсмысл неизбежных страданий» [там же, с.
79]. Благодаря применениюлоготерапии в работе со страданием происходит актуализация ценностиотношения: пациент как духовная личность занимает позицию по отношениюк страданию, находя в нем смысл.Медицинское служение как помощь в обретении смысла в страданиипредставляет собой «пограничную область» между психотерапией ирелигией. Возникает вопрос о том, чем медицинское служение отличается отдеятельности священника. В.
Франкл видит принципиальное различие ихцелевых установок: «Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии–спасениедуши»[Франкл,1990,с.334].Религияоказываетпсихогигиеническое и даже психотерапевтическое воздействие благодарятому, что дает человеку возможность обрести духовную опору втрансцендентном.Каналогичномурезультату93можетпривестиипсихотерапия, если пациент в процессе лечения придет к осознанию своейвытесненной религиозности.Однако психотерапия в общем и логотерапия в частности никоимобразом не должны подталкивать пациента к вере, считает австрийскиймыслитель.
Логотерапия может быть применена к любому пациенту,независимо то того, религиозен он или нет, ее может практиковать любойтерапевт, не зависимо от того, является ли он сам верующим. Поэтому «длялоготерапевта религия – это не основа логотерапии, а лишь предметизучения, одна из многих реалий человеческой жизни, которые попадают вполе его зрения» [Франкл, 2009, с. 81]. Логотерапии следует, полагает В.Франкл,оставатьсявимманентном,нонезакрыватьдверьвтрансцендентное.Подведем основные итоги рассмотрения того, как идея личностиреализуется в практике логотерапии как «медицины личности».1.
В основе логотерапии – психотерапии, ориентированной наисцеление посредством поиска смысла – лежит представление о личностикак духовной сущности человека и о бытии личности, мотивированномпоиском смысла.2. Цель логотерапии стоит в том, чтобы восстановить и укрепить бытиепациента свободной и ответственной личностью и помочь сфокусироватьсяна осмысленной жизненной задаче, которая перед ним стоит.3.Логотерапияпрактикуетсявформедиалогаравноправныхличностей, благодаря которому проясняются жизненные установки пациента,приводящие к невротическим нарушениям.
Основой успеха процессалоготерапии является личностная, или экзистенциальная встреча междутерапевтом и пациентом, а не применение тех или иных методов и техник.4. Долгосрочный результат логотерапии обеспечивается благодаря«экзистенциальнойперестройке»духовнойсферы–измененияммировоззренческих установках и системе жизненных отношений пациента.94в5. В логотерапии разработаны две оригинальные психотерапевтическиетехники:парадоксальнаяактуализируетиинтенцииразвиваетидерефлексия.способностьпациентаПерваякактехникаличностиксамодистанцированию, вторая техника основана на развитии способностиличности к самотрансценденции.6.
Логотерапия имеет три основные сферы применения: терапияноогеных неврозов, где она выступает как специфический вид терапии,направленный на устранение непосредственных причин расстройств; терапияпсихогенныхневрозовкакнеспецифическийвидпсихотерапии,направленный на восстановление и укрепление духовной силы личности;«медицинское служение», понимаемое как помощь человеку как личности внахождении смысла страдания, которого нельзя избежать.1.4 Духовная личность: от философского кпсихологическому дискурсуРеконструируя концепцию В. Франкла, мы стремились показать, чтоонапроникнутаперсоналистическимипредставлениямиМ.Шелера.Перейдем к сравнительно-сопоставительному анализу основных положенийидеи личности в учениях двух авторов. Вначале рассмотрим те положения, вкоторых достаточно очевидна преемственность между психологическимвоплощением идеи личности у В.
Франкла и философским источником –работами М. Шелера.1. В. Франкл следует представлениям М. Шелера о личности какчистой динамике, потенции, силе. Как таковая, личность не имеетсубстанции и существует только в действии, только ситуативно и в видеконкретного духовного акта. Иными словами, духовный акт, или духовнаядеятельность, является конститутивной для самого существования личности,а не просто полагается ее свойством или атрибутом. Личность как духовнаясила становится «осязаема», «ощущаема» человеком в процессе духовных95актов постижения сущностей, мышления в идеях, восприятия ценностей,переживания высших эмоций, принятия решений, волевой активности,направленной на самотрансцендентное воплощение смысла.2.
Духовные акты, осуществляемые личностью, переживаются словнобы исходящими из одного центра, поэтому личность можно такжевоспринимать как инициатора и источник духовной активности человека,как инстанцию, регулирующую духовные акты, или, пишет М. Шелер, как«упорядоченное строение актов» [Шелер, 1988, с. 61]. Личность какдинамический агент духовных актов не является субстанцией и не можетбытьобъективирована–какпишетВ.Франкл,ссылаясьнадревнеиндийские Веды: «То, что видит, не может быть увиденным» [Frankl,2000b, p.
37].3. Дуализм человеческого бытия, о котором М. Шелер пишет как опротивоположности духа и чувственного порыва, противоположностиличности как «сверхвитального принципа» и психофизического организма, вконцепции В. Франкла выступает как «психоноэтический антагонизм»между «духовной экзистенцией» и «психофизической фактичностью».Подчеркиваемая М. Шелером способность личности «сказать “нет”» –противостоятьимпульсамтелесныхпотребностей,эмоционально-аффективным реакциям и соблазнам сиюминутных желаний, у В. Франклапредставлена как «сила упрямства духа».4.Интенциональностьдуховнойличности,еенеустранимаясоотнесенность с ценностями, которую М.
Шелер обобщенно называет«открытостьмиру»,вконцепцииВ.Франклаописываетсякак«самотрансценденция» и, в аспекте мотивации, как «стремление к смыслу».5. Выделение личностного начала во внутреннем мире человекапроисходит,пишетМ.Шелер,благодаряспособностиопредмечивать телесные и психические состоянияличности«во внутреннемвосприятии и наблюдении» [Шелер, 1988, с. 61].