Диссертация (1136490), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Неоинституционализм, фиксируяопределеннуюустойчивостьинститутовквозможнымизменениямиограниченную рациональность индивида [Simon, 1982], сосредотачивает своевнимание на результатах публичной политики. В рамках данного подходаинститут рассматривается не с позиций анализа формальных структур, а с точкизрения оказываемого им эффекта на внешнюю среду, который выражается вупорядочиваниивзаимодействияполитическихакторовиформированииопределенных моделей их поведения. Мы используем классическое (в рамкахнеоинституционализма) определение политического института, предложенноеДж.
Марчем и Й. Ольсенем, под которым они понимают «относительноустойчивыйнаборорганизационныхпрактикиправилвзаимодействия,воплощенный в структурах значимости и ресурсов и обладающий определеннойустойчивостью к смене индивидов и изменению их предпочтений, а также кменяющимся внешним условиям» [March, Olsen, 2006, p.
3].В поле зрения неоинституционалистов попадают все институты, которыеструктурируют взаимоотношения политических акторов и формируют способывыражения их интересов. В контексте отношений «центр – регион» это означает,что формальные структуры в рамках федеративных отношений имеют значениетогда, когда выполняют функцию регулятора взаимодействия элитных группфедерального и регионального уровня.
В свою очередь, элитные стратегии31вынуждены встраиваться в существующую институциональную среду, что влияетна структуру федеральных и региональных интересов и каналы их продвижения.В этой связи мы предлагаем рассматривать отношения между центром ирегионами на основе анализа федеративных практик, под которыми мы понимаемвзаимодействие федеральных и региональных элитных группв рамкахопределенного набора институтов по определенному предмету федеративныхотношений.Рассмотрение легалистского, структурно-социального и рациональногоподходов позволило выявить ключевые факторы, которые необходимо учитыватьпри изучении федеративных отношений. С учетом этого анализ федеративнойпрактики должен включать в себя ответы на следующие вопросы. Во-первых, какизменение институциональной среды влияет на стратегии политической элиты: вкакой степени трансформация формальных структур влечет за собой пересмотрстратегий и интересов политической элиты (институциональный фактор).
Приэтом если такая взаимосвязь себя проявляет, важно определить – каким образомэто отражается на составе политических элитных групп и трансформации ихстратегических приоритетов. Во-вторых, как интересы и стратегии политическойэлиты влияют на формирование и функционирование институтов федерации(рациональный фактор)? И, в-третьих, каким образом практика взаимодействияфедеральнойирегиональнойэлитыотражаетсянафункциональныххарактеристиках политических институтов как регуляторов общественныхотношений (функциональный фактор).Такимобразом,федеративнаяпрактикапредполагаетопределенныйинституциональный комплекс, который регулирует взаимодействие элитныхгрупп федерального и регионального уровня по определенному предметуфедеративных отношений, в процессе своего воспроизводства оказывает влияниена стратегии акторов и сам испытывает влияние (на своей институциональнойструктуре) элитных предпочтений.
В то же время принципиальное значениеимеют функциональные свойства федеративной практики, а именно те социальнополитические функции, которые реализует ее институциональный комплекс.32Мы выделяем в рамках федеративной практики многоуровневую структуру,котораявыражаетсяВертикальноевееизмерениевертикальномотражаетигоризонтальномнепосредственноизмерениях.федеративнуюсоставляющую практики – характер разграничения полномочий между уровнямивласти и иерархию институтов в политической системе. Если говорить огоризонтальном измерении, то здесь на первый план выходят взаимосвязь ивзаимозависимость различных институтов между собой как на федеральномуровне, так и на региональном.
Именно особенность и принципы взаимосвязейинститутов в горизонтальном измерении во многом определяют границыфедеративной практики. С этой точки зрения отдельные федеративные практикимогут отличаться большим взаимодействием политических акторов по сравнениюс другими. При этом всегда важно учитывать формальный и неформальныйхарактертакихвзаимодействий.Понашемумнению,эффективностьвоспроизводства той или иной федеративной практики измеряется посредствоманализа функциональной стороны ее институционального комплекса с точкизрения удовлетворения потребностей общества.Основываясь на данных параметрах, мы предлагаем матрицу, котораяпозволяет вычленить элементы федеративной практики:Таблица 1.
Матрица федеративной практики.ФакторИнституциональныйРациональныйФункциональныйДоминантафактораИнститутыВертикальноеизмерение фактораопределяет:Правила игрыГоризонтальноеизмерение фактораопределяет:ИнституциональныеграницыВыгодыМасштаб стратегииУдовлетворениеполитическихпотребностейУдовлетворениесоциальныхпотребностейСтратегииэлитыСоциальнополитическиефункцииТаким образом, процесс утверждения и воспроизводства конкретнойфедеративной практики предполагает устойчивое взаимодействие политическихакторовпоопределенномупредмету33федеративныхотношенийкаквгоризонтальном, так и в вертикальном измерении.
С обозначенных нами позицийсистема отношений «центр – регион» представляет собой совокупностьотдельных федеративных практик. В свою очередь, эффективность даннойсистемыв целом определяется совокупной функциональной эффективностьювоспроизводимых в рамках нее федеративных практик.Предлагаемая нами теоретическая модель позволяет учитывать взаимосвязиразличных институтов, участвующих в федеративных отношениях, особенностивзаимодействий, свойственные тому или иному обществу, а также результатытакого взаимодействия для политической системы и общества в целом. Крометого, данный подход позволяет провести анализ отдельных сторон федеративныхотношений, для которых характерен тот или иной институциональный комплекс.1.2.
Институт политических партий в системе отношений «центр –регион».В политической науке не сформировалось единого подхода к определениюполитических партий. Дж. Сартори называет партией «любую политическуюгруппу, которая участвует в выборах и способна проводить своих кандидатов вгосударственные органы» [Sartori, 1976, p. 64]. Ж.-Л. Кермонн определяет партиикак «организованные политические силы, объединяющие граждан однойполитической тенденции для мобилизации мнения по определенному количествуцелей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти надостижение этих требований» [Шмачкова, 1991]. Дж.
Ла Паламбара и Дж.Андерсонподпартиейпонимают«политическуюгруппу,обладающуюофициальным статусом и формальной организацией, которая связывает центр спериферией и способна провести посредством выборов (свободных илинесвободных) своих кандидатов на государственные должности» [La Palambara,Anderson, 1992, p. 394].Так или иначе, отличительным свойством партииявляется ее участие в электоральном соревновании, которое способно обеспечитьполитическим акторам, входящим в состав партии, доступ к властным ресурсам.34Политические партии, конкурирующие между собой на выборах с цельюзавоевания властных позиций, формируют партийную систему.В этой связи одной из ключевых ролей партий в демократическойполитической системе является легитимация власти и обеспечение ее ротации.Несмотря на то, что сам институт выборов предполагает элемент конкуренции,практика современных государств, в том числе федеративных, показывает, чтоконкуренция партий в выборных процессах может быть как высокой, так иограниченной.Таким образом, партии являются важнейшим социально-политическиминститутом, который посредством той или иной партийно-политической системызадаетпараметрывзаимодействияполитическихактороввпроцессеформирования и функционирования властных органов.
С теоретических позицийнеоинституционализма мы определяем институт партий как набор относительноустойчивых практик взаимодействия, который, с одной стороны, оказываетвлияние (задает «правила игры») на интересы и стратегии политических акторов,с другой стороны, сам испытывает на себе (своей формальной структуре) влияниеих предпочтений.С целью рассмотрения места и роли института партий в системе отношений«центр – регион» мы, основываясь на сформулированной в параграфе 1.1теоретической модели, выделяем партийную федеративную практику, подкоторой понимаем взаимодействие региональной и федеральной политическойэлиты в рамках института партий, где предметом федеративных отношенийявляется использование властных и иных ресурсов партий.
Показателемэффективности функционирования партийной федеративной практики являетсяреализация институтом партий своих социально-политических функций в разрезецентрально-регионального взаимодействия. Чтобы определить место партий всистеме отношений «центр – регион», требуется провести анализ партийнойфедеративной практики с учетом институционального, рационального ифункционального факторов в их вертикальном и горизонтальном измерении.35Институциональный фактор.В своем вертикальном измерении институциональный фактор выражается вформировании той или иной партийной системы, которая по своему содержаниюявляется способом взаимодействия различных партий в борьбе за власть. Еефункционирование в условиях федерации имеет определенные особенности.Партийные системы с относительно высокой конкуренцией между партиямиотличает существенная политическая автономия региональных отделений отцентрального аппарата общенациональных партий и в то же время достаточноналаженные связи между ними.
Особенность федеративной партийной системытакже проявляется в соотношении партийного спектра национального ирегионального уровней. Как правило, границы различий партийных спектровдвух уровней невелики. В первую очередь, это обусловлено характером участияпартий в избирательном процессе. Успех партии на федеральном уровнелогичным образом способствует ее успеху на региональном уровне. И наоборот,неудачные выборы в регионе в целом сказываются на совокупном потенциалеобщенациональной партии. Таким образом, победа партии на федеральныхвыборах во многом обеспечивается ее успехом на местном и региональныхуровнях.Горизонтальное измерение партийной федеративной практики выражаетсяво взаимосвязи и взаимозависимости политических партий от других институтовполитической системы.