Диссертация (1136439), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Имикритиковался«путинизм» как«сочетание управляемой демократии с коррумпированным капитализмом»,авторитарные тенденции в правлении тогдашнего президента, особеннопроявляющиеся в информационной политике, в военной политике, войне вЧечне, но в то же время утверждалось, что их вполне устраивают тенемногочисленные, но все-таки значимые шаги, которые сделаны властью вэкономическойсфере.АнатолийЧубайс,наиболееблагожелательнонастроенный в отношении президента и «Единой России» человек вруководстве СПС, после ареста Михаила Ходорковского 25 октября 200384Мастеров А.
Какой путь выберет КПРФ: вперед или в никуда? // Коммунист. 2004. №7. – С.13.Явлинский Г.Демократия в России / Экономика России: наследство и возможности /Г.Явлинский. – М.: ЭПИцентр, 1995. – С.128 – 129.8569года взял на себя роль выразителя консолидированной отрицательнойпозициироссийскогобизнеса.ОбвинительныйприговорМихаилуХодорковскому по уголовному делу компании ЮКОС породил первуювнутриэлитную оппозицию в рассматриваемом десятилетии. Причину фиаскоСПС на выборах 2003 года некоторые склонны видеть в нечеткомдистанцировании от Кремля.Поддержка режима и олицетворявшего его лидера нанесла ещебольший репутационный урон демократам, что видно на примере партии«Яблоко», с 1998 года позиционировавшей себя структурной лояльнойоппозицией существующему в России режиму (высшим проявлениемоппозиционности фракции стало её голосование за импичмент главегосударства Президенту Ельцину в мае 1999 г.).
Организационный кризис«Яблока» в 2000 – 2003 гг. (партию покидали видные активисты, финансовыеи информационные спонсоры) дополнился кризисом стратегии – руководствопартии попыталось сменить курс, сделав ставку на лояльность правящейгруппе В.Путина. В новой стратегии попытались совместить несовместимыевещи – поддержку лично Путина и отдельных аспектов его политики,главным образом международной после 11 сентября, и критику «путинизма»как системы «управляемой демократии».Официальная оппозиция пыталась интегрироваться в систему, нобыла ей не нужна, потому что в путинской вертикали место для нее непредусмотрено.
В 2001 году профессор ВШЭ А.Ю. Мельвиль отмечает впозитивном политическом сальдо нового режима необычный (послемартовских парламентских выборов) расклад сил в ГД: «впервые там нетреальной оппозиции президенту, что, естественным образом, дает емубеспрецедентный политический ресурс и достаточно широкий спектрполитического выбора»86.
В системе с партией-гегемоном исключительное86Мельвиль А. Ю. Проблемы политической трансформации и модернизации России = Theproblems of political transformation and modernization of Russia: [Сб.] /Под ред. А.Ю.70положение единственной правящей партии, как правило, закреплено назаконодательном уровне, наличие нелояльной политической оппозиции здесьтакже исключено – об отсутствии конкурентной политической среды в своемтруде говорит Джованни Сартори87. Вместе с тем ее начали вытеснять изкоммуникационного пространства: первая прямая линия президента Путина снаселением состоялась 24 декабря 2001 года с премодерацией вопросовроссиян и транслировалась центральным ТВ и радио.
Несмотря на появлениедекоративной традиции общения с народом в прямом эфире, исчезла такаяформа коммуникации, как диалог власти с обществом, являющийсявысокоэффективным и малобюджетным способом подготовки политическогорешения и достижения его эффективности88. А с ним – и информационныекампании в СМИ, общественные дискуссии, прямые теле- и радиоэфиры поактуальным проблемам, требующим принятия решений.В период второго президентского срока 2004 – 2008 гг.
ВладимираПутина государство, законодательно закрепив новый, усложненный порядокрегистрации политических партий, фактически вытолкнуло неформальнуюобщественную активность в теневую сферу. Это создало проблемы самомуже государству, лишившемуся возможности для ведения диалога ссобственными гражданами, проведения совместных действий, направленныхна решение социально-политических проблем.Ни для кого не является открытием то, что политическая оппозицияпризнается большинством исследователей как неотъемлемый атрибутдемократии, повышающий эффективность политической системы, в томчисле за счёт обновления самой власти и общества. И если на рубеже XXIстолетия еще вставал вопрос о тесном сотрудничестве и взаимодействиимежду властью и оппозицией, об обретении оппозицией более весомых иМельвиля[д.филос.н., проф.]. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001.
(Научные доклады / Моск.обществ. науч. фонд ; 136). – С.13.87Сартори Д. Партии и партийная система. – Кембридж, 1976. – С.128.88Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.:Интерпракс, 1995. – С.9871эффективных рычагов влияния на власть, участии в разработке новойпарадигмы развития России, то после выборов законодательного и высшегоисполнительного органов власти 2003–2004 годов наметились явныетенденции вытеснения оппозиции из политического пространства общества иснижения ее роли в развитии политического процесса.В начале 2004 года группой общественных деятелей и политиковРоссии под председательством чемпиона мира по шахматам ГарриКаспарова, находившегося в оппозиции к президенту РФ Владимиру Путину,был учреждён «Комитет 2008».
Основной целью Комитет считал проведениев 2008 году свободных и демократических президентских выборов, однако,организация просуществовала всего год – до создания КаспаровымОбъединенного гражданского фронта (ОГФ). В июле 2006 года ГарриКаспаров стал одним из организаторов оппозиционного форума «ДругаяРоссия», приуроченного к саммиту G8 в Санкт-Петербурге. Помощникпрезидента России Игорь Шувалов заявил накануне форума, что участие внем официальных лиц из стран Запада будет расценено Кремлем какнедружественный жест.
Участниками конференции стали бывший премьерминистр России и лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов,депутат Сергей Глазьев, лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов ируководитель движения «Трудовая Россия» Виктор Анпилов, посолВеликобритании в России Тони Брентон и заместитель государственногосекретаря США Дэниэл Фрид. Представители «Яблока» и СПС не сталипринимать участие в форуме, а Михаил Делягин за участие в «ДругойРоссии» был исключен из фракции «Родина». По мнению экспертов,конференция «Другая Россия» стала смотром сил наиболее радикальныхоппонентов власти и, возможно, стартом их предвыборной кампании.
Авторработы «Партии и многопартийность в современной России» М.В. Барановописывает так называемую «проблему 2008» – отсутствие сколько-нибудь72подходящего и сильного кандидата от оппозиции на пост президента страныв этих выборах89.Под эгидой коалиции «Другая Россия», возглавлявшей секторнепарламентской оппозиции, с 2006 года проводились «Марши несогласных»- шествия на улицах крупных городов страны. Эти акции протеста проходилипри участии культурных деятелей (в Санкт-Петербурге – при участии лидерагруппы «ДДТ» Юрия Шевчука и фронтмена рок-группы «Телевизор»Михаила Борзыкина), независимых журналистов, членов правозащитныхорганизаций, представителей движений «Голос Беслана» и «За правачеловека». Несмотря на понимание официальных властей, что Запад непризнаетвыборыдемократическими,есливгосударстве не будетфункционировать оппозиция и что пресечение несанкционированныхмитинговможетактивизироватьоппозиционныесилы,«Маршинесогласных» вызывали противодействие во властных кругах, которыенакладывали запреты на их проведение и осуществляли разгон участников спомощью ОМОНа.
В силу замалчивания протестных акций центральнымиСМИ общественный резонанс был невелик.Возглавляемая Эдуардом Лимоновым и Гарри Каспаровым коалиция«Другая Россия» (2006 – 2010 гг.) пыталась с помощью частичнонелегальных методов – несанкционированные митинги и провоцированиеорганов МВД – изменить существовавший в стране политический режим.Провозгласив лозунг «Россия без Путина», члены коалиции резкообозначили своего политического оппонента, к которому имели немалопретензий.
Основной задачей «Другой России» оставалась мобилизациянедовольных решениями правительства масс, организация разовых акцийпротеста,обсуждениеединогопланадействийисозданиеобщейидеологической платформы.89Баранов М.В. Партии и многопартийность в современной России: возникновение, основныетенденции развития. – М.: МГОУ, 2011. – С. 504.73В 2006 году Авангард красной молодежи (АКМ), изначальнопозиционировавший себя как молодежная организация, во главе срекордсменом по административным арестам – Сергеем Удальцовым – снялвозрастные ограничения для поступления в ряды движения.
АКМ, имевшийбольшевистскую направленность, поддерживал идеологию марксизмаленинизма. В 2007 году после признания Национал-большевистской партииорганизацией экстремистской направленности, был введен запрет еедеятельности на территории РФ. Это произошло, несмотря на коренноеизменение идеологического курса НБП (провозглашавшей в период с 1993 по2004 гг. радикально националистическую направленность), в сторонулиберализма и социал-демократических идей, что даже послужило причинойвнутрипартийного раскола и создания Национал-Большевистского Фронта.Забегая вперед, следует заметить, что отказ в официальной регистрации вкачестве политической партии в истории НБП 2000-х годов случится ипозднее – уже в 2012 году.В парламентской среде в тот период получил развитие феноменсоздания партий-клонов, целью которых было не столько противостояниевласти, сколько критика и оттягивание электората у ближайших соседей пополитическому спектру («Родина», «Справедливая Россия»).
В конце первогодесятилетия 2000-х на политической сцене роль клонов была отдана двумпартиям: «Справедливой России», расположившейся слева и оттесняющейсторонников у «КПРФ», и клону правой политической структуры,сформированной в 2008 году путем слияния «СПС», «Демократическойпартии России» и «Гражданской силы» – «Правому делу»90. М.В.Баранов90«Правое дело» спойлером в открытую называет демократическая партия «Яблоко», с которой«Правое дело» «бьется» за электорат. У «Правого дела» отсутствует генеральная линия, аполитические взгляды лидеров партии меняется по ходу действия пьесы: так, например, когдаМихаил Прохоров баллотировался в президенты в 2012 году, он выступал за введение виз междуРоссией и Средней Азией («Только за прошлый год было официально признано, что в Москвеработает 1 миллион 800 тысяч нелегальных мигрантов.