Диссертация (1136305), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Каналов много всегда ищешь, вот когдастаринный фильм - все включаем, вот. Вот недавно было "Место встречиизменить нельзя" - сколько раз смотрели в своей жизни, все время смотримэти фильмы. Ну, вот так вот. Сейчас в телевизоре, хорошего ничего нет.(Информант №15)То есть никаких четких критериев для определения «старинного кино»у нас нет, но зато есть набор клише, которые информанты связывают именнос этим кино, что дает возможность говорить об общих паттернах вконструировании социального пространства этих фильмов.
В статье«Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитацияпредставлений556опрошлом»556мысопоставиликлише,присущиеНовикова А.А., Чумакова В. П. Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитацияпредставлений о прошлом // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 61-67.174«старинному кино» и современному (западным боевикам и российскимсериалам) в представлении наших информантов и пришли к выводу, что одноиз различий основано на разном конструировании пространства и движения внем в этих разных текстах (в семиотическом смысле слова). Российскиесериалы и западные боевики трудно вспоминать, осознавать, «старинноекино» же в силу своей размеренности легче для понимания. Клише того, чтоинформанты считают современным (повторим, это именно обыденноевосприятие, а не искусствоведческий анализ), предполагают линейностьразворачивания рассказа о мире, то есть повествует о том, что отклоняется отпривычного течения жизни, тогда как «старинное» в представленииинформантов, скорее, циклично, то есть повествует о должном, заведенномпорядке.
Это соответствует разделению Лотмана на линейный и циклическийтипы текста, что в свою очередь сопоставимо с «визуальным» и«акустическим» пространствами Маклюэна, как мы показала в первой главе.Поэтому когда спутниковое телевидение позволяет погрузиться в просмотрименно «старинного кино», многие информанты это делают.
Безусловно, какмы писали в названной статье557, присутствуют другие типы потреблениякино, но сейчас мы говорим о том общем, что мы обнаружили уинформантов. Другие типы требуют отдельного исследования.Еслисоветскоекиновпониманииинформантовназывается«старинным», то советская музыка – порой именуется «классической», чтотакже указывает на восприятие СССР как некоего «золотого века»:- Все-таки какая музыка Вам нравится? - Мне классическая музыка,надо. Советская, та самая, там Ненашева, Зыкина… Я ведь старый, какхрыч. (Информант №16)Признавая современные телевизионные новости, сериалы и боевикиполными жестокости, многие информанты ищут образцы правильной жизнив «старинном кино».
Так постепенно из образа СССР выхолащивается его557Там же.175реально-историческоенаполнение,ивоспоминания(пустьтожеконструируемые – это отдельная сфера исследований) заменяются полностьюмедийными репрезентациями. Исследование показывает, что порой даже теинформанты, которые не застали или застали очень небольшой периодисторического СССР, относятся к нему так же, как и люди старшеговозраста, которые жили в советское время в сознательном возрасте.Медийные репрезентации СССР – клише, уже оторванные от архетипа, ипотому существующие в настоящем информантов. Можно говорить о том,что СССР становится не «прошлым», не «историей», но параллельносуществующейвиртуальнойреальностью,ккоторойинформантыобращаются как к «идеалу».
Можно предположить, что это характерно нетолько для сельских жителей, но и для более широкой группы людей, чемобъясняется общий поворот к «советскому» в современной России,проявляющийся во всевозможных медийных продуктах.§6. Паттерн жесткости внутренних границКонструирование внутренних границ связано с тем, какой размерприобретает семейная группа (где проходят границы вокруг семьи,отделяющиеееотостальногомира),важнымлистановитсядляидентификации профессиональная принадлежность (строятся ли границы наосновании принадлежности к той илии ной профессии) и т.д.. Дж.Мейровиц,предполагает, что медиасреда эпохи постмодерна отдаляет челнов семьи другот друга и способствует формированию субкультур, в которых объединяютсялюди из разных локальных мест.
В наших экспедициях это было одной изгипотез – что «новые» медиа влияют на формирование виртуальных групп, вкоторых входят сельские жители. Однако как гипотеза о субкультурах онакатегорически опроверглась. Информанты – ни молодые, ни старшеговозраста, за редкими исключениями, не ищут виртуального общения снезнакомыми людьми по интересам и не нуждаются в нем. Даже если ихинтересует какая-то субкультурная тематика, они не обсуждают ее ни с кем,176как например, следующая информантка, которая рассказала, что ееинтересует такая субкультурная тема как фентези о вампирах:- А вы общаетесь только со знакомыми? Или с теми, кого вреальности не знаете? - Только со знакомыми.
- <…> А здесь вот в деревне увас есть какие-то друзья, которые любят фэнтези, вампиров, «Закрытуюшколу»? - Не спрашивала. - Вы с друзьями другое обсуждаете? - Да, всякуюодежду. (Информант №17)Вместо этого мы пришли к выводу, что «новые» медиа позволяютсформировать новую виртуальную группу на основании не вторичных, апервичных групп, то есть внутренние границы становятся мягче, но не вовсех случаях, а в случае, если объединяется большая семья. В этой связипаттерн конструирования пространства, а именно границ внутри него, на нашвзгляд, оказывается релевантным для анализа эмпирических данных.- Вы просите внуков что-то найти в интернете? - Да.
У менябратишка, в Ленинграде живут. Санкт-Петербург уже. И в Ташкентзвоним через интернет, Ленинград, Казань, и даже в деревню, братишкучерез интернет, разговариваем. - Это по скайпу? - Да. (Информант №15)«Новые» медиа позволяют воссоединиться дальним родственникам,которые потеряли друг с другом связь в прежние времена.Несмотрянаразвитиефункционаласовременныхмобильныхтелефонов, среди их пользователей сохраняется группа людей, котораярассматривает его исключительно как способ осуществления звонков, и неболее того. С этой точки зрения, по Маклюэну, мобильный телефонрасширяет возможности телефона стационарного, выполняя ту же функциюразговора на расстоянии, только уже без привязки к строго фиксированномуместу.Среди информантов, которые говорят, что не пользуются ничем вмобильном телефоне, кроме функции звонка, преобладают люди старшеговозраста.
Зачастую покупка мобильного телефона стала результатом не ихрешения, а решения их детей и внуков, которые подарили им телефон.177Мобильный телефон во взаимоотношениях между поколениями на селестановится своего рода символом заботы, внимания.Р: Я его, бывает, на десять дней почти выключаю. Я от него устаю. Ясчитаю, как-то жили мы без этого. Я считаю, что можно от него изаболеть что ли. У нас же они не настоящие, дешевые какие-нибудь. И: Адля чего вы его покупали? Или вам подарили? И: У меня дети его покупали.Дочка. Чтобы они могли со мной связаться.
Мне он-таки не нужен.(Информант №18)Точно так же, как пожилому человеку, мобильный телефон покупаетсямаленькому ребенку. Несмотря на то, что некоторые информантынедовольны использованием гаджетов в раннем возрасте, эта критика связанас развлекательными функциями558, нежели с функцией контроля надместонахождением. Таким образом, самые младшие и самые старшие членысемьи оказываются чаще всего среди тех, для кого мобильный телефон – эторасширение функционала обычного стационарного телефона.Что касается использования SMS, то одна из самых распространенныхцелей использования – это поздравления родных и близких, друзей и коллегсо всевозможными праздниками, тогда как утилитарная функция SMS, тоесть отправка сообщений по работе, используется гораздо реже, так какопределяется в большей степени профессиональной спецификой.- А что вы писали обычно? - С днем рождения поздравить там надо, иеще там.
И: А почему не звонили, а писали? - А я и писал, и звонил. Ну естьтакие, знаешь, найдешь поздравление такое хорошее. - В стихах? - Где-тосодрал, ну да. - А где? - Да с Интернета берут там знакомые, а я у них. - Тоесть вы пользуетесь Интернетом? - Я - нет. (Информант №21)Занятыевобластилогистики,продаж,индивидуальногопредпринимательства информанты чаще практикуют это, однако те, чья558Интересное наблюдение сделали мы о том, что сельские мамы не всегда критикуют, а, случается,одобряют компьютерные игры и игры в мобильном телефоне, рассматривая их как обучающий продукт дляребенка, который позволит ему лучше адаптироваться в городскую среду в будущем за счет лучшего знаниякомпьютерных технологий или, например, истории, как в случае с игрой «World of Tanks».178работа не связана с коммуникацией с другими людьми на расстоянии,зачастую отрицают использование SMS вовсе.
Например, молодой работникшиномонтажа так критически высмеивает эту практику:- Ну а смысл смски писать? Я вот к соседу подошел, поговорил, о чеммне надо. А то: «Сосед, привееет, чем маешься?». А он мне ответил: «А яничо, привет». А я ему: «Слышь, а у тебя есть ключик на 12?». А он: «А тебекакой — накидной или рожковый?». «Мне рожковый». «Ну приди вполседьмого». «Хорошо, я тебе напишу». Мне проще сходить, в звонокпозвенеть и сказать: «Ты дома, дай ключ».
Перспективно, да? (Информант№20)Если набрать в поисковой строке Google запрос «поздравление sms», тоон выдает 486000 результатов559. Удивительно, но первая страница выдачисостоит из сайтов, на которых представлены исключительно поздравления встихотворной форме. Вероятно, здесь есть связь с культурой тостов,поздравлений в бумажных открытках даже более, чем с теми формами,которые поздравления принимали в телеграммах. Поражают и комментариивладельцев сайтов к размещаемому контенту.