Диссертация (1136305), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Kindle Edition. p. 197132сомнение сам факт существования этих различий500. Центральной идеейМейровица становится то, что именно аудиовизуальные медиа сыгралиключевую роль в размытии границы между этими ценностными наборами«женственности» и «маскулинности».
Однако будет некорректно отнестиМейровица к жестким технологическим детерминистам, так как его позициязаключается в том, что у любого социального движения есть совокупностьпричин, которыми нельзя пренебречь.Собственно, участие аудиовизуальных медиа в процессе пересмотрагендерных ролей состоит в том, что оно «соединяет традиционноразделенные информационные системы гендера, размывает разделительнуюлинию между публичным и приватным поведением каждого из полов, атакже понижает значение физической сегрегации как детерминанты половойсегрегации»501.Инымисловами,благодаряаудиовизуальныммедиакультурные коды, представления, относящиеся к женской или мужскойгендерной роли и происходящие в приватном пространстве, попадают впространство публичное.
Благодаря этому представители разных половзнакомятся с миром противоположного пола ближе, чем в предшествующиеэпохи. Мейровиц пишет, что вопрос Фрейда «Чего хочет женщина?»свойственен обществу, в котором миры женщины и мужчины разделены,загадочны друг для друга502. Сегодня гендерные исследования представляютсобой обширное поле исследований, в рамках которого среди прочегопоказано, что далеко не все свойства личности обуславливаются половойпринадлежностью, поэтому данный вопрос, конечно, не снимается, новидоизменяется, становится сложнее и многообразнее.Помимо этого аудиовизуальные медиа, по Мейровицу, позволяютженщинам ощутить единство с группой таких же женщин, чего не быловозможно ранее, когда женщина в публичном пространстве присутствовала500Там же. p. 199Там же.
Стр. 201502Там же. Стр. 204501133только в качестве объекта. Как пишет С. Де Бовуар, даже светская женщина,совершавшая «визиты», то есть выходившая за пределы дома в публичноепространство, была объективирована: «Женщина, отдающая себя во властьжестких мужских объятий — доставляет ли это ей удовольствие или, что ещехуже, не доставляет, — на самом деле «обнимает» только собственное тело…<…> женщина отождествляет себя со всеми сокровищами мира»503.Ощущение же единства с группой в свою очередь дает возможность перейтик борьбе за права группы. Таким образом, через репрезентацию образаобычной женщины аудиовизуальные медиа способствуют тому, что обычныеженщины начинают поддерживать движение, изначально сформированноелидерами.Резюмируя сказанное о Мейровице и его подходе, необходимоотметить, что его концепция «обобщенного где угодно» может бытьиспользована для изучения субкультур, формирования субкультурнойидентичности, ее трансформаций и репрезентаций в медиасреде.
Также мыполагаем, что его идею «обобщенного где угодно» можно применять нетолько для изучения других локальных мест в пространстве, но и во времени.Например, идеализация СССР, о которой будет сказано в третьей главе, вомногом представляет собой конструирование представления о другомвременикако«месте»,гдесегодняшниеориентирыличностиподдерживаются504.ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫВ данной главе мы реконструировали из работ Маклюэна разныхпериодов модель социокультурной динамики и обозначили роль медиа в ней.Мы предлагаем использовать понятие культурного паттерна медиа (понятиепаттерна встречается в работах Маклюэна, но не имеет строгого503Бовуар С. Второй пол. – М.: Прогресс, 1997. Стр. 600Новикова А.А., Чумакова В.
П. Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитацияпредставлений о прошлом // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 61-67.504134определения, поэтому мы даем такое определение: паттерн – это устойчиваяформа, в соответствии с которой организуются представления, стереотипы,конструкты), который может принимать одно из двух противоположныхзначений, а также промежуточные. Первый, выявленный нами паттерн – этопредставление о степени гомогенности пространства. Он чаще всегоописывает иерархию идентичностей в культуре – грубо говоря, что важнее:принадлежность «сословию» или «субкультуре». Медиасреде, в которойконструируется представление об акустическом пространстве, свойственнопредставление о гетерогенном социальном мире, то есть о таком, которыйделится на группы исходя из партикулярных, ситуативных критериев(например, племя, клан, тусовка, субкультура).
Визуальному пространствуже соответствует представление о гомогенном социальном мире, то естьтаком, которое делится на группы исходя из универсальных для всехкритериев (например, пол, возраст, профессия, сословие, класс, уровеньобразования, дохода и пр.). Второй паттерн – это представление о степеницентрализованностипространства.Ончащевсегопроявляетсявотношении к власти, к политическому центру. Акустическому пространствусоответствует представление о разнородных, не связанных друг с другомгруппах элементов, у которых нет единого центра, лидера, тогда каквизуальномупространству–представлениеострогомподчинениипериферии центру, наличии главного вождя и т.д.
Третий паттерн –представление о внутренних границах пространства. Он связан с процессомидентификации: закрепляется ли за личностью строго набор идентичностейили они могут легко, ситуативно меняться. Акустическому пространствусвойственно представление о социальном мире, в котором нет четкозакрепленных внутренних границ, тогда как визуальному – свойственнопредставлениеочеткопроведенныхграницахвнутри.Четвертыйвыявленный паттерн – представление о внешних границах. Он связан суровнем ксенофобии, с отношением к чужакам.
Медиасреде, в которойконструируется акустическое пространство, свойственна закрытость, то есть135высокие внешние границы, а медиасреде, в которой конструируетсявизуальное пространство, - наоборот, открытость внешних границ. Маклюэнинтерпретирует идею «открытых» и «закрытых» обществ, сравниваязакрытость по отношению к чужакам племенного строя и сформированные в«галактике Гутенберга» принципы свободы слова, уважения чужого мнения,человеческой индивидуальности.
Наконец, пятый паттерн – направлениядвижения в пространстве. Он характеризует взаимоотношения личности ивремени в культуре и основывается на первых исследованиях антропологов,которые указывают на то, что визуальное пространство линейно, аакустическое нелинейно, циклично.МодельМаклюэнапредлагаетрассматриватьсоциокультурнуюдинамику циклически, а не как смену формаций.
Переход от одного типапространства к другому составляет цикл социокультурной динамики поМаклюэну. При этом существуют промежуточные состояния, так какописанные бинарные оппозиции – идеальные типы, в реальной жизникультуры все более сложно.Переход от одного состояния к другому осуществляется в соответствиис «законами медиа», как их назвал Маклюэн. Это универсальныеинструменты для анализа роли медиа в социокультурной динамике, спомощью которых можно выявить, какие практики медиа образуют «фон», акакие «фигуру», а через это, какое значение названных выше паттерновподдерживается, а какое ослабляется. Эти четыре закона: закон расширения,отвечающий за механизм воспроизводства текущего представления; законустаревания, отвечающий за механизм вытеснения текущего представления;закон возвращения, отвечающий за механизм возобновления устаревшегопредставления; закон реверсии, отвечающий за одноименный механизм –обращения представления в противоположность.Акустическое пространство, по Маклюэну, формируется во времяперехода от палеолита к неолиту, затем возникновение письменностизапускает процесс перехода к визуальному, но именно изобретение136фонетического алфавита предопределяет апогей его развития в связи сраспространением книгопечатания.
Позже «с признанием в 1905 годуискривленногораспалась»505.пространстваМедиасреда20галактикавекаГутенбергахарактеризуетсяофициальномозаичностью,фрагментарностью,Опираясь на типологию научной рациональности В.С.Степина, анализспецифики медиаэкологии, проведенный Л.Стрейтом, а также каноническихтекстов о ней ученика Маклюэна и ее первого представителя, Постмана, мыпоказываем,чтомедиаэкология–типичныйпредставительпостнеклассической рациональности, для которой характерно рассматривать«объекты исследования в качестве саморазвивающихся систем»506.Н.Постман предлагает типологию культур: общества, использующиетехнику как инструмент; технократии и технополии.
В первом типе обществатехника подчиняется ценностям и нормам, служит поддержанию мифов,традиций, порядков. В технократии – культуре большинства развитых странсегодня - техника начинает представлять угрозу традиционной культуре,которая вынуждена адаптироваться и бороться, но все равно имеет местобыть. Технополия же это «тоталитарная технократия», в ней нетальтернативы, и сама культура как бы уже не существует в целостном виде.Если обобщить представления Постмана о технополии, представленные вразных работах, то можно сказать, что в таком обществе развиваетсяпроблема информационной перегрузки, которая ведет к потере целостностикартины мира, а также становится невозможным серьезный публичныйдискурс, все сводится к развлечению, превращается в шоу.Дж.Мейровиц вводит понятие «обобщенного где угодно» («generalizedelsewhere») для описания конструирования представлений о «значимыхдругих местах» (по аналогии с «обобщенным другим» Г.Мида) благодаря505Маклюэн М.
Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М.: Академический проект,2005. Стр. 371506Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия,наука, культура. СПб.: Издательский дом «Мiръ»,2009. С.249 – 295 стр. 16137Интернету и мобильным технологиям. Мы полагаем, что эту идею можноэкстраполировать и на «другие времена», представление о значимостикоторых конструируется с помощью медиа, а также использовать дляизучения субкультурных идентичностей и их репрезентации в медиасреде.138ГЛАВА 3. КУЛЬТУРНЫЕ ПАТТЕРНЫ МЕДИА В КОНЦЕПЦИИМ.МАКЛЮЭНА: ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯВ данной, заключительной, главе нашей работы будет показано, чтоконцепция социокультурной динамики Маклюэна может быть использованане только для изучения западной культуры, но и для изучения культурыроссийской.
Это обусловлено универсальностью его подхода и тем, чтоосновное наследие Маклюэна представляет собой инструмент, которыйможет применяться для изучения социокультурной динамики, а непроведенный им анализ конкретных культур. Хоть зачастую Маклюэнтрактуется как ученый, который провел анализ массовой культуры XX века, аего концепция используется именно для характеристики культуры тоговремени507, современные исследователи (Е.Ламберти508, Р.Онуфрийчук509,П.Левинсон510, Р.Логан511 и другие) показывают, что наследие Маклюэнапрежде всего состоит в том инструменте, который он предложил дляизучения медиа в социокультурной динамике. Развитие исследованийИнтернета, вызвавшее «ренессанс Маклюэна»512, также подтверждает то, чтоего концепция социокультурной динамики применима для изученияширокого круга объектов.Обозначенные выше исследователи, тем не менее, занимаютсявопросами западной культуры, тогда как мы хотим показать, что концепцияМаклюэна применима и для анализа российской культуры.