Диссертация (1136276), страница 63
Текст из файла (страница 63)
Тем самым былаподчеркнута важность партисипаторной демократии (демократии участия),требующей от политической элиты затрат времени, интеллекта, энергии ипредполагающей обоснование властями своих решений и их проектов,имеющих высокую социальную значимость, перед населением, их широкоеобсуждение, во всяком случае - с особо затрагиваемыми ими сегментамиобщества, а также учет мнения общественности при их принятии.Политическаяпрактикавыработала обширныйкомплекстакихмеханизмов. Например, в Соединенном Королевстве и ряде иных странширокое распространение приобрела практика издания «цветных книг» политических документов, обосновывающих политику государства в той илииной сфере и (или) ее изменение (такую практику заимствуют подчас инеправительственные организации).Необходимостьширокойсоциальнойдискуссииприпринятииуправленческих решений высокой социальной значимости, в частности –законодательных, признается и судебной практикой.
Примечательным вданном отношении является решение Конституционного суда Хорватии от 22462Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. 2-е изд. С.272-273.305мая 2013 года463, которым признан противоречащим Конституции приказМинистерства науки, образования и спорта от 31 января 2013 года «Овведении в действие, мониторинге и оценке реализации Учебной программысанитарного просвещения»464.
Протест общественности вызвали положенияУчебной программы, предусматривающие сексуальное просвещение ивоспитание школьников, начиная с пятого класса, в связи с чем и былаподана конституционная жалоба. Конституционный суд Хорватии призналданнуюУчебнуюпрограммунесоответствующейпринципам,провозглашаемым первой и третьей статьям Конституции РеспубликиХорватия, поскольку данные принципы – плюрализма, толерантности исвободомыслия – имеют процедурный аспект, заключающийся в том, что акт,представляющий общественный интерес, может считаться приемлемымтолько в том случае, если он принят в результате демократических процедур,а именно диалога заинтересованных сторон и согласования их мнений. Врассматриваемой сфере, по мнению Суда, существуют обязательствагосударства по привлечению родителей к процессу выработки содержания ипринятия учебных программ.
Поскольку данные обязательства выполненыгосударствомнебыли,обжалованноерешениеМинистерстваобутверждении Учебной программы является противоречащим Конституции465.Представляется, что российские власти проявляют явно недостаточносолидарности с населением при принятии значимых для общества решений.Нередко важные изменения в федеральные законы и даже поправки вКонституцию РФ вносятся без предварительного общественного обсуждениясоответствующих инициатив и даже без проведения широких парламентскихдискуссий и слушаний, выскакивая, как джины из бутылок. Например,большой неожиданностью для широкой общественности каждый раз были463Odluka Ustavnog suda Republike Hrvatske broj: U-II-1118/2013.
od 22. svibnja 2013. // Narodne novine broj17/2013. <http://narodne-novine.nn.hr>. (последнее посещение сайта - 25.06.2013).464Odluku o uvođenju, praćenju i vrednovanju provedbe kurikuluma zdravstvenog odgoja u osnovnim i srednjimškolama. od 31. siječnja 2013. // Narodne novine broj 17/2013. <http://narodne-novine.nn.hr>.
(последнеепосещение сайта - 25.06.2013).465Анализ данного решения см.: Мильчакова О.В. Конституционная юстиция в Хорватии: становление,развитие, основы организации. М.: ДПК пресс, 2013. С. 42-45.306все президентские инициативы о поправках к Конституции: и 2008 года(главные из которых -увеличение срока полномочий Президента иГосударственной Думы), и 2014 года (прежде всего - об объединенииВерховного и Высшего Арбитражного судов, а также о назначенииПрезидентом представителей РФ в состав Совета Федерации).
Подобныепредложения ни в научном сообществе, ни в рамках иных институтовгражданскогообщества,нивпарламентеневыдвигалисьинеобсуждались466.Без сколько-нибудь широкого обсуждения несколько раз вносилисьпоправки в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в 2009г. - об изменении порядка назначения Председателя Конституционного СудаРФ и его заместителей, а в 2010 г. - об изменении оснований обращения в КСсудов, а также с жалобами на нарушение конституционных прав и свободграждан; об отмене палат КС и верхнего возрастного предела для егоПредседателя, в 2015 – о возможности неисполнения Россией решений ЕСПЧна основании соответствующего заключения КС); приняты нормы обаннулировании предельного возраста пребывания в должности ПредседателяВерховного Суда РФ в 2012 году467, об объединении Российской академиинаук с рядом иных академий468, о монетизации льгот, о переносе выборов вдепутатов Государственной Думы 469.
Несколько раз менялись федеральныенормы о способе наделения полномочиями членов Совета Федерации (1995,2000, 2013), а также глав исполнительной власти субъектов Федерации (в466См.: Витрук Н.В. Роль науки конституционного права в правовом обеспечении модернизационныхпроцессов в России // Сборник тезисов докладов III Международной научно-практической конференции«Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России» (Кутафинскиечтения). Секция конституционного и муниципального права.
М.: МГЮА, 20112. С. 15.467Федеральный конституционный закон от 8 июня 2012 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 13и 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 21 и 22Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru468Федеральный закон от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизациигосударственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru469Федеральный закон от 14 июля 2015 г.
№ 272-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федеральногозакона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru3071999, 2004, в 2012 и в 2013 гг.470), в связи с чем в научной конституционноправовой литературе не без оснований высказывалось мнение о наличиибеспрепятственной«возможностиреформироватьсистемузамещениядолжности высшего должностного лица субъекта РФ в любом направлении»,которое сочтет для себя желательным руководство государства471.Истинныепричинымногихизперечисленныхизмененийзаконодательства так и остались непонятными как для профессионалов всоответствующих сферах, так и для широких слоев населения.
Очевидно, чтоэлита, принимая соответствующие решения, солидарности ни с теми, ни сдругими не проявила, преследуя свои так и не объясненные населению цели.Не менее очевидно и то, что подобный порядок принятия решений в видеобщего правила недопустим в государстве, претендующем на то, чтобысчитаться демократическим. На данное обстоятельство обращалось вниманиеи в публицистике, и в научной литературе, в том числе – юридической: позамечанию одного из ведущих российских конституционалистов профессораС.А. Авакьяна, «в последнее время законодатель не перестает удивлять насновшествами»472.С учетом того, что в палатах Федерального Собрания сильнойоппозиции Президенту не существует, а значит, принцип разделения властейне работает, всестороннего критического рассмотрения его инициатив непроисходит и в парламенте.
От региональных властей, материально иадминистративно зависимых от федерального центра, тоже трудно ждатьобъективного анализа президентских инициатив.В результате принятиеважных решений осуществляется по сути из одного центра власти, чтонесовместимо с принципами демократии и солидарного управления,470Федеральный закон от 2 апреля 2013 года N 30-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательныеактыРоссийскойФедерации"//Официальныйинтернет-порталправовойинформацииhttp://www.pravo.gov.ru471См.: Макарцев А.А.
Электоральная правотворческая политика: проблемы реализации в современнойРоссии // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения».Сборник тезисов. II Московская юридическая неделя. Секция конституционного и муниципального права.М.: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА(, 2012. С.63-64.472Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы //Конституционное и муниципальное право, 2011, № 1. С.