Диссертация (1136144), страница 43
Текст из файла (страница 43)
Поэтомуотношение между экстраверсией и наблюдаемой привлекательностью вполне можно объяснитьв духе эвристики доступности (availability heuristics) или легкости извлечения из памяти (ease ofretrieval; Schwarz, Bless, et al., 1991). Имея возможность с легкостью вспомнить массу визуальных признаков экстравертированного объекта, наблюдатель может эвристически приписать такому объекту разнообразные положительные свойства – включая физическую привлекательность. Так, например, экстравертированные люди оценивались сторонними наблюдателями какболее популярные (Scott, 2014) и статусные (Stopfer et al., 2013).Физическая привлекательность экстраверсии в социальных сетяхХотя еще в начале века основным средством интернет-коммуникации оставалась электронная почта и чаты, за последнее десятилетие социальные онлайн-сети (ОС) уверенно вытеснили их с рынка повседневного дистанционного общения между людьми.
Среди огромногосписка преимуществ ОС есть то, что они являются крайне эффективным инструментом для демонстрации человеком своей активности другим людям (Tong, van der Heide, Langwell, Walther,2008).Поскольку, как отмечалось ранее, экстраверсия является наиболее доступным длянаблюдения (Borkenau et al., 2009; Connelly, Ones, 2010) и, в то же время, наиболее легко управ-213ляемым свойством личности (Leikas et al., 2013), нет ничего странного в том, что она находитсвое наилучшее выражение в ОС (Garcia, Sikström, 2014).Проблема онлайн-сетей и рекрутинг: роль экстраверсииОС стали крайне востребованным, хотя и противоречивым (Stoughton, Thompson, Meade,2013) источником информации для поиска и оценки кандидатов на вакантные позиции в компаниях.
Стефани Блак и Эндрю Джонсон (Black, Johnson, 2012) представили разносторонний обзор современной литературы по отношениям между физической привлекательностью соискателя и теми решениями, которые принимают HR-менеджеры. В целом, физическая привлекательность предсказывает массу положительных следствий для кандидата (e.g., Hosoda, StoneRomero, Coats, 2003). Принимая в расчет возможную связь между оцениваемой привлекательностью и экстраверсией, стоило предположить, что последняя вносит свой вклад в оценку привлекательности профессиональными рекрутерами.Как отмечалось выше, Штопфер с коллегами (Stopfer et al., 2013) утверждали, что снаблюдаемой привлекательностью пользователей ОС скорее связана не экстраверсия как чертадействия, а черты креативности и общинности.
Для изучения такого варианта мы дополнительно оценивали связи между доброжелательностью и открытостью, с одной стороны, индикаторами ОС и оценками рекрутерами физической привлекательности – с другой.Ассертивность и общительность представляют собой сердцевину экстраверсии (Costa,McCrae, 1995).
Поэтому можно предположить, что экстраверсия заставляет человека более интенсивно пользоваться своим профилем в социальной сети. Это, в частности, может выражаться в большей «обустроенности» профиля, в целенаправленном управлении тем впечатлением,которое он должен произвести на сторонних пользователей. Таким образом, отношение междуэкстраверсией и физической привлекательностью для стороннего наблюдателя должно бытьопосредовано степенью активности в социальной сети. Более того, учитывая ранее высказанные суждения о возможных причинах связи экстраверсии с физической привлекательностью,можно допустить существование двух альтернативных «путей» от первой ко второй.
Эти пути214соответствуют двум поведенческим видам жизненных проявлений человека, к которым мы обращаемся в нашей работе. Во-первых, экстраверсия может способствовать созданию индивидом более привлекательного Я-образа. Такой образ, среди прочего, должен увеличить социометрическую популярность (Tong et al., 2008) и, в конечном счете, популярность пользователя вОС. Это, в частности, будет выражаться в более объемных списках друзей и большем числе«лайков», которые получают аватары пользователя. Второй гипотетический «маршрут» имеетметакогнитивную природу и пролегает через частое использование своего профиля, что, в своюочередь, выражается в частом напоминании пользователя о себе его друзьям в ленте новостей.Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза:H1: Взаимосвязь между экстраверсией и физической привлекательностью, оцениваемойрекрутерами, опосредована поведением кандидата в социальной сети посредством двух маршрутов: (1) популярности среди других пользователей, выражающейся в повышенном числе друзей и лайков на портрет и (2) активности кандидата, выражающейся в повышенном числе друзей, постов на стене и опубликованных аватар.Однако ключевой интерес в контексте этой главы, естественно, связан с той ролью, которую в описанных выше перипетиях играет мета-экстраверсия.
Ранее в § 5.5. мы уже видели,что мета-черты могут не только объяснять вклады «прямых» черт в вариации отсева участниковисследования, но и производить уникальные вклады (в частности, уникальный вклад метаоткрытости – при нулевой роли «прямой» открытости опыту). Мета-перцепция (Laing et al.,1966), к которой, несомненно, относятся мета-черты, должна раскрыть свои возможности в контексте новых коммуникаций. Так, Штопфер с коллегами (Stopfer, Egloff, Nestler, Back, 2014) нетак давно отметили, что мета-перцепция остается «недоисследованной» и в контексте онлайнкоммуникаций.
В частности, в нашем исследовании можно было предположить, что дополнительные усилия, которые пользователь прикладывает к управлению своим профилем в социальной сети, могут быть продуктом не только экстраверсии как биологически обусловленнойчерты, но и мета-экстраверсии. Например, индивид может особенно стараться управлять своим215профилем, полагая, что значимые для него люди считают его общительным и экстравертированным. В этом плане он может стремиться к «поддержанию планки», которую он себе устанавливает исходя из своих мета-перцептивных представлений.Черта экстраверсии и мета-экстраверсия сильно связаны между собой (таблица 3.6); аналогичная корреляция наблюдается, например, между видением Я (self-view) и отраженным Я(Tice, Wallace, 2003).
Однако в некоторых случаях человек вполне может быть не уверен в своей экстраверсии – несмотря на положительные в этом смысле сигналы, получаемые от значимых других, которые трансформируются в мета-экстраверсию.H2: Черта экстраверсии потенциального кандидата влияет на его физическую привлекательность, оцениваемую рекрутерами, через мета-экстраверсию и поведение в социальной сети.5.5.2 МетодУчастники: объекты и наблюдателиОбъекты.
Выборка потенциальных кандидатов, имеющих профиль в социальной сети (далее именуемых «объектами») состояла из 200 человек в возрасте от 17 до 25 лет(M = 19.54, SD = 1.32), включая 63 мужчин (31.5%). Эта выборка была случайно извлечена извыборки, детально описанной позднее в главе 6.Наблюдатели. Мы попросили четырех профессиональных рекрутеров (в том числе –двух женщин), работавших в различных компаниях Перми, изучить профили социальной сетиэтих 200 объектов. Наблюдатели находились в возрасте от 23 до 35 лет (M = 27.25) и работалив рекрутинге не менее двух лет (M = 2.6).Наблюдателей просили изучить профили так, словно им нужно было определить, является ли данный пользователь подходящим кандидатом на занятие вакантной позиции менеджера по продажам в условной крупной торговой компании.
Основываясь исключительно на информации, доступной из профиля, они должны были оценить физическую привлекательностькандидата по 5-бальной шкале. Кроме этого они оценивали еще ряд релевантных характери-216стик, включая профессионализм, самостоятельность, ориентацию на клиента, потенциальнуюкорпоративность (приверженность организации) и ориентацию на развитие.При сравнении с оценками других параметров физическая привлекательность, оцененнаярекрутерами, показала достаточную дискриминантную валидность. В частности, в то время каккорреляция физической привлекательности с числом лайков была достаточно большой в своемразмере, r = .42, корреляции между числом лайков с другими оценками рекрутеров были заметно меньше, r = .16, .26, .26, .21, 28 – для профессионализма, самостоятельности, ориентации наклиента, корпоративности и ориентации на развитие, соответственно.
Во-вторых, корреляциямежду физической привлекательностью и числом друзей, r = .28, была почти такой же, что икорреляции числа друзей с остальными параметрами оценок, r = .25, .27, .25, .24, 22. Этот фактговорит о том, что индикатор физической привлекательности демонстрирует свою специфичность в контексте высокой оценки портретов пользователей, а не других, менее релевантных,индикаторов, вроде числа друзей. Кроме того, физическая привлекательность, оцененная рекрутерами, коррелировала, хоть и слабо, с самооценкой физической привлекательности согласно тесту Дембо-Рубинштейна (Bakholdina et al., 2014), r = .15, в то время как с остальнымиоценками рекрутеров самоотчетная физическая привлекательность не коррелировала вовсе, rs =-.02, -.00, .01, .01.Рекрутеры не были знакомы ни с одним из объектов. Двенадцать профилей не содержали аватар, представлявших из себя личные фотографии пользователя.
Соответственно, они были исключены из выборки. Таким образом, итоговая выборка включила в себя 188 человек какобъектов наблюдения. Показателем физической привлекательности служила средняя оценка,полученная от четырех рекрутеров, интраклассовая корреляция (SPSS), ICC (2, 4) = .72.Процедура и вопросникиИспользовались вопросники, описанные в Исследовании 3А. Для оценки самоотчетнойпривлекательности использовался тест самооценки Дембо-Рубинштейн (Bakholdina et al., 2014).Участника просили отметить на отрезке, вертикально расположенном на листе бумаге, точку,217вырающую то, насколько «высока» или «низка» его самооценка физической привлекательности. Показателем самооценки физической привлекательности была длина (в мм) между нижнейточкой отрезка и отметкой, которую поставил участник.
Измеренная таким образом самооценка физической привлекательности коррелировала с общей самооценкой, измеренной вопросником Розенберга (Rosenberg, 1965) на уровне r = .42.Индикаторы поведения в социальной сетиИмя и фамилия участника, сообщенные в процессе заполнения вопросников, использовались для поиска профилей в социальной сети Вконтакте.
На момент исследования Вконтакте являлась наиболее популярной социальной сетью в русскоязычном сегменте интернета ивосьмой по популярности в мире, обходя такие ресурсы как Flickr, Vine, или Meetup (eBizMBA,2015). Свыше 75% посетителей Вконтакте входили в систему с компьютеров, локализованныхв России или в Украине (Vk Site Info, 2015). Ресурс имеет массу общих свойств с Facebook,флагманом сегмента ОС. Его функциональность основана на обмене между пользователямичастными сообщениями, распространении графических изображений (преимущественно фотографий, коллажей и т.п.), обновлении статуса, установлении связей с другими пользователямиза счет перевода их в статус «друзей». ОС позволяет своим пользователям размещать, искать ираспространять различный медиа-контент, включая широкий диапазон видео и музыки, что составляло его конкурентное преимущество в сравнении с другими ОС.